Без малого три года назад экономические эксперты со всего мира спорили о том, как санкции скажутся на РФ-экономике. А в том, что они скажутся, не сомневались не то что за рубежом, но и в Центральном банке РФ и в Министерстве экономического развития РФ — предметом спора была только глубина падения.
Но итоги 2022 года оказались неожиданными — экономика РФ сократилась незначительно, а в 2023 и 2024 годах даже продемонстрировала рост — конечно, однобокий, даже аналитики из околоправительственного Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) настаивают на том, что за пределами узкого круга отраслей, без оглядки на финансируемых правительством, никакого рост нет, а напротив, есть стагнация и даже спад… Но — формально ВВП РФ увеличивается, хотя на благосостоянии большинства россиян это увеличение либо не сказывается, либо сказывается в отрицательном смысле. Производимые металлические изделия и летательные аппараты не имеют никакого отношения к потребительскому рынку, который по-прежнему наполняется за счет импорта.
Считая в долларах, импорт в Россию вернулся к показателям 2021 года и составляет, по официальным российским оценкам, порядка 380 миллиардов долларов в год.
Но откуда у российских импортеров деньги — вопреки всем санкциям, ограничениям, запретам на торговлю и даже «заморозке» золотовалютных резервов? Да, импорт затруднен, да, расчеты с российскими контрагентами идут все медленнее, да, ассортимент на прилавках российских магазинов изменился, не говоря уже о том, что все стало сильно дороже, — но никакого отсутствия товаров в магазинах. Нет, нельзя сказать, что санкции не оказали влияния на российскую экономику — они болезненны, они нанесли значительный ущерб различным отраслям промышленности, они сказались на благосостоянии людей — но не заставили правительство отказаться от проводимой им политики или даже скорректировать ее. Больше того, признавая (осторожно) проблемы в экономике, правительство продолжало настаивать на своем вопреки всем санкциям.
Ответ — в цифрах экспорта и импорта в 2022 году (да и в последующие два года). В 2022 году РФ-экспортеры выручили 641 миллиард долларов, а импорт обошелся РФ-экономике всего в 347 миллиардов.

Фото: Егор Алеев / ТАСС
Дело тут в архитектуре внешнеторговых ограничений. Первые санкции были направлены против импорта в РФ — и действительно, до того, как были налажены цепочки поставок через страны СНГ, объем европейских товаров на РФ-рынках сократился. Но никаких значительных санкций против РФ-экспорта не последовало: во всяком случае, отказ от поставок РФ-нефти в европейские страны происходил медленно и постепенно (а никаких санкций в отношении РФ-газа не было вообще, идея «отключить Европе газ» была чисто российским изобретением). А та нефть, которая «ушла» с европейского рынка, оказалась востребована на рынках Индии и Китая (остальные закупщики российской нефти не очень значительны).
При этом рассуждения о том, что Индия расплачивалась с РФ неконвертируемыми рупиями, которые зависают в индийской экономике, имеют очень уязвимое место —
если бы не существовало механизма конвертации «индийских рупий» в товары, поступающие на российский рынок, мы бы не видели такого экспорта нефти в Индию.
Да, возможно, на этих операциях теряется часть валютной выручки — но это не такая значительная часть. Игра стоит свеч.
Но Индия далеко — чтобы доставить туда нефть, нужны танкеры для ее перевозки (с Китаем ситуация немного другая — поскольку Пекин к санкциям в отношении РФ не присоединялся, решить проблему доставки нефти в КНР было менее сложной задачей на макроуровне — надо было только «увеличить нагрузку» на уже существующие транспортные и логистические мощности). В случае же с Индией «нефтяные маршруты» надо было строить почти с нуля — ведь в 2021 году РФ продавала нефти в Индию на 1 (один) миллиард долларов в год. Это была пятисотая часть валютной выручки РФ в 2021 году. Летом 2024 года объем РФ-экспорта (не только нефтяного) в Индию оценивался в 60 миллиардов долларов. Собственно, индийских товаров в РФ пришло на 4 миллиарда — значит, остаток либо превратился в доллары на счетах в банках Дубая и Сингапура, либо превратился в товары, поступившие в Россию.
В конце 2022 года страны G7 ввели потолок цен на российскую нефть. Целью было сократить доходы РФ-бюджета от ее нефтяных ресурсов, не позволяя компаниям продавать сырую нефть или нефтепродукты выше определенной цены Тем не менее компании, не зарегистрированные в странах G7 или ЕС, оказались не связаны ценовым потолком, поэтому российскую нефть можно перевозить судами, зарегистрированными в других местах, чтобы избежать его.
Желание владельцев индийских нефтеперерабатывающих заводов заработать на покупке российской нефти с дисконтом по отношению к рыночной цене понятна и объяснима — но заботы о доставке РФ-нефти в Индию легли на плечи поставщиков. И вот тут-то на сцену вышел флот, составленный из старых и не очень старых танкеров, проданных российской стороне их европейскими владельцами. Поскольку РФ ранее полагалась на западные суда и компании для транспортировки своей нефти, она быстро начала искать танкеры, которые были или могли быть зарегистрированы в третьих странах, чтобы избежать ценового потолка на нефть.
С ростом спроса России на старые танкеры судовладельцы по всему миру увидели возможность продать за хорошие деньги суда, которые во многих случаях были бы предназначены для продажи на металлолом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Объемы этого флота оцениваются по-разному — согласно последним по времени данным европейских исследователей, речь может идти о более чем двух сотнях танкеров, проданных судовладельцами из 21 страны (власти которых присоединились к санкциям в отношении российской нефтяной торговли). Это минимальная оценка — альтернативные оценки называют цифру более чем в 600 танкеров, которые возят РФ-нефть в страны Юго-Восточной Азии. С большой степенью достоверности известно, что суда были проданы РФ:
- 127 из Греции
- 22 из Великобритании
- 11 из Германии
- 8 из Норвегии
- 62 из других стран
Общая сумма сделок составила порядка 6 миллиардов долларов, для российской нефтяной олигархии это копейки. Из них четыре миллиарда пришлось на долю Греции.

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ
Правда, в последние месяцы США и ЕС ужесточили санкции в отношении «российского танкерного флота», на данный момент более 300 нефтяных танкеров находятся в санкционных списках западных правительств. Но флот — это не только и не столько суда, проданные российским экспортерам нефти, — это суда, которые находятся в собственности «западных» компаний и продолжают возить российскую нефть, да, рискуя попасть под санкции. Но — это слишком прибыльный бизнес, настолько прибыльный, что он окупает возможные издержки и риски.
Кроме того, надо понимать, что само по себе включение какого-либо танкера и его владельцев в санкционные списки не означает, что этот танкер потеряет возможность возить нефть из России в Индию.
Да, он не сможет работать на других рынках, не сможет заходить в европейские порты, его владельцы не смогут пользоваться европейскими банками — ну, значит, он будет возить российскую нефть всегда. Это достаточно большой рынок сам по себе. Конечно, каждый, кто будет взаимодействовать с таким танкером, рискует попасть под вторичные санкции — ну что же, значит, он потребует премию за риск, — а сложившийся мировой уровень цен на нефть позволяет РФ-экспортерам ее платить.
Сама ситуация на мировом рынке нефти с существующим уровнем цен оказалась настолько в пользу РФ, что правительство и экспортеры нефти могли позволить себе и издержки на организацию танкерного флота, и дополнительные премии за риск всем участникам трафика нефти. А на практике получилось так, что в то время, когда правительства ЕС блокировали золотовалютные резервы РФ, судовладельцы из ЕС и других стран помогли создать механизм, который позволил правительству РФ в значительной степени компенсировать издержки любых санкций. А экономисты, предсказывавшие проблемы для российской экономики, в сущности, ошиблись в одном — они ожидали, что санкции резко ограничат приток валютной выручки в РФ, обеспечиваемый экспортом нефти. Этого не произошло.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68