18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ КРУТИХИНЫМ МИХАИЛОМ ИВАНОВИЧЕМ И БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ КРУТИХИНА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА И БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ.
Утром 1 января российский газ перестал идти в последние европейские страны, получавшие его через Украину. Истек срок транзитного соглашения, подписанного в 2019 году украинским «Нафтогазом» и российским «Газпромом», и Киев отказался его продлевать. Окончательно лишились поставок из России Австрия, Словакия и Молдова, в Приднестровье это вызвало энергетический кризис. Где теперь эти страны возьмут газ и как будут обходиться без России, объясняет нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин*.
— Насколько драматично прекращение транзита российского газа через Украину для тех стран, которые получали его до 31 декабря? Чем они заменят российский газ?
— Давайте посмотрим по порядку. Австрия, получавшая газ через Украину, отказалась от него еще раньше. В Австрии поняли, что соглашение не будет продлеваться, и сформировали комиссию, которая искала альтернативные источники. Она нашла источники, и теперь Австрия покупает газ в Европе у трейдеров. Ну а трейдеры получают его из самых разных источников и торгуют им на электронных площадках, на хабах. Поэтому у Австрии с газом все в порядке.
— Но ведь газ им теперь обходится дороже?
— Да, это несколько дороже, но тут уж выхода нет, поскольку Россия *** [проводит спецоперацию] и дальше качать газ невозможно.
Вторая страна — Словакия, она тоже получала газ через Украину. Здесь абсолютно та же схема, что и в Австрии: никаких проблем нет, но газ будет несколько дороже. Однако Словакия потеряла еще и деньги, потому что прежде она получала больше газа, чем ей требовалось, и перепродавала его. То есть словаки спекулировали российским газом и получали за это примерно полмиллиарда долларов в год. Эти деньги они и потеряли. Но в Европе газа достаточно, дефицита нет, среднеевропейские цены сейчас не растут и даже начали, что самое удивительное, снижаться после того, как украинского транзита не стало.
— А Венгрия?
— Венгрия получает газ не через Украину, а по «Турецкому потоку».
Проблемы есть у Молдовы. Но в Молдове все это было уже опробовано, она может покупать газ через Болгарию и Румынию. Схема примерно такая: покупают партию сжиженного природного газа, доставляют ее на терминалы в Турции или в Греции, оттуда Молдова может получать газ благодаря уже существующей инфраструктуре. Да, это тоже будет подороже, чем российский газ. Тем не менее кризиса в Молдове нет.
— Но кризис есть в Приднестровье, там встали предприятия, закрылись школы.
— А это другое дело.
— Приднестровью без украинского транзита получать газ неоткуда.
— Для Приднестровья положение обостряется тем, что там привыкли к халяве. То есть «Газпром» требовал, чтобы за газ, поставляемый в Приднестровье, платила Молдова. И в Приднестровье накопились большие долги.
— Если не ошибаюсь, больше 700 миллионов долларов.
— На этот счет есть разные оценки, но в любом случае сумма большая. И как Приднестровье, привыкшее сидеть на чужом горбу, будет выходить из этой ситуации, неизвестно. Но они ведь сами хотели «русский мир»…
— Россия может помочь Тирасполю?
— Теоретически — теоретически! — Россия может поставить в Приднестровье сколько-то газа через Турцию. То есть Турция получает российский газ по двум маршрутам: через «Турецкий поток» и «Голубой поток». «Газпром» мог бы договориться, чтобы часть газа, который Турция получает для собственных нужд, не для других потребителей, она отправляла бы через Болгарию, Румынию и Молдову в Приднестровье. Но «Газпром» этого не делает.
— Почему не делает? Для этого нужно еще какую-то трубу проложить?
— Строить специально ничего не надо, надо договариваться с турками, с которыми у России сейчас не самые лучшие отношения.
Но даже если отправлять газ в Приднестровье таким способом, кто за него будет платить? Молдова не будет, Приднестровье тоже не будет. Отправлять газ задаром?
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
— Конечно. Это же наш «русский мир», неужели нам для него газа жалко?
— Вот пока, знаете, не дают. Хотите понять, как Россия относится к своим «союзникам» — посмотрите на происходящее в Абхазии, в Южной Осетии.
— Получается, что для тех стран, которые лишились украинского транзита, получение газа — это проблема только денежная, просто подорожает газ?
— Не так сильно, но подорожает. В Европе сейчас цены на газ невысокие. Был взлет, когда «Газпром» только начал уходить из Европы, тогда там был газовый кризис, но он давно прошел. И два года подряд сохраняются цены где-то на среднем уровне.
— Газопровод должен функционировать, иначе он выйдет из строя. Что будет дальше с трубами, идущими через Украину, как поддержать их работоспособность?
— Часть веток, часть компрессорных станций придется, конечно, закрыть. Но той мощности, тех труб и тех компрессоров, которые снабжают саму Украину, вполне достаточно, компания «Газотранспортная система Украины» заранее приняла все меры, в работоспособном состоянии находится вся сеть. Украина сама сейчас добывает больше 17 миллиардов кубометров газа в год. Кроме того, она получает газ из нескольких источников на Западе. Сеть работает.
— Как бы вы оценили запасы газа в Украине? Может ли она добывать больше?
— Она может, конечно, добывать больше, но для этого в первую очередь нужен мир.
— Это понятно, но я спрашиваю о перспективе.
— Нужны инвестиции. Когда-то я постоянно участвовал в Международном газовом форуме в Украине и разговаривал с представителями иностранных компаний, которые обсуждали украинские газовые промыслы. Когда-то ведь Украина даже Москву питала газом. На действующих промыслах современными технологическими методами можно интенсифицировать добычу газа. В те времена, когда мы это обсуждали, мне называли сроки — лет пять или семь.
Украинцы считали, что при наличии инвестиций уже года через два они смогут не только полностью покрывать все свои потребности, но даже часть газа экспортировать. Так что газ в Украине есть, нужны только инвестиции и технологии.
— Почему страны, заинтересованные в российском газе, до сих пор в это не вложились?
— Потому что идет *** [спецоперация]. А пока ее не было, главным препятствием была украинская бюрократия. Постоянно шли споры между Верховной Радой и правительством, между министерством энергетики и компаниями, которые за это отвечали. Не могли принять нужные нормы, законы, стандарты. Иностранные инвесторы очень сильно жаловались на всю эту бюрократию, она настолько мешала инвестиционному климату, что работать было невозможно.
— Страны, заинтересованные в российском газе, есть в ЕС такие «несогласные», — они захотят вкладываться в украинскую газодобычу?
— А вкладываться должны совсем не они. Разговоры на эту тему шли, например, с британскими компания, я сам беседовал с их представителями. Одна компания была ирландская. Они говорили, что обладают всеми нужными технологиями, но не могут преодолеть бюрократические препятствия. Так что просить венгров вкладываться в украинский газ не нужно, международные компании на это охотно пойдут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Покроет ли прибыль, которую Украина в перспективе может от этого получить, утраченные доходы от транзита российского газа?
— Утратив транзит, Украина потеряла меньше полупроцента своего ВВП. Этим можно пренебречь, потому что выгода Украины от прекращения транзита гораздо больше.
— Какая?
— Россия потеряла 6,5 миллиарда долларов, которые она получала за транзит через Украину и направляла в свой военный бюджет.
— Когда прекращение транзита в Украине еще только планировали, обсуждалась такая схема: Словакия покупает газ на границе России с Украиной, дальше этот газ уже идет не как российский, а как словацкий. Почему не стали реализовывать эту схему?
— Ее сейчас реализуют при прокачке нефти через территорию Украины по нефтепроводу «Дружба». Так получают нефть Словакия, Чехия и Венгрия. Но предложения так же покупать газ не прошли.
— Почему?
— Снова садиться за стол переговоров с «Газпромом» в Украине никто не станет. Обсуждались другие попытки: например, покупать газ у России, но считать, что купили его в Азербайджане. Была такая обманная схема.
— И чем она не подошла?
— У Азербайджана нет лишнего газа, а участвовать в обмане вместе с Россией в Баку не захотели. Так что эта схема тоже не прошла.
А на днях в Верховную Раду поступил законопроект о том, чтобы и транзит российской нефти через Украину по «Дружбе» тоже прекратить. Так что Россия может потерять и те 5–6 миллиардов долларов, которые она получает за нефть, отправленную через Украину.
Участок нефтепровода Дружба над рекой Стрый (Львовская область). Фото: Википедия
— Но страны, которые получают эту нефть, тоже ведь ощутимо потеряют?
— Конечно, им будет трудно, особенно тяжелое положение у Венгрии. Но в принципе они могли бы к этому подготовиться, потому что о закрытии нефтепроводной системы «Дружба» Россия начала говорить еще в январе 2007 года.
— Россия первой начала об этом говорить?
— Да, Россия это планировала. Прямо сейчас передо мной на экране подпись Путина на письме руководителя «Транснефти» Семена Вайнштока о том, что надо закрывать «Дружбу», от белорусской границы, от станции Унеча, строить новый нефтепровод и гнать всю нефть к балтийским портам России для экспорта. Путин на этом письме написал: согласен. Подпись поставил и дату: январь 2007 года.
Тогда мы расспрашивали представителей стран, которые больше всего пострадали бы от такого шага, а это Польша, Германия, Чехия, Словакия и Венгрия. Там демонстрировали яростное неприятие таких планов. Но предупреждали их еще тогда, у них было достаточно времени, чтобы подготовиться, чтобы найти альтернативные маршруты. Никто не почесался. Точнее, сделали все возможное немцы и поляки, к ним по «Дружбе» нефть уже не идет, они получают нефть из других источников.
— Кто сейчас предлагает закрыть нефтепровод «Дружба»? По-прежнему Россия или уже Украина?
— Россия готова прокачивать нефть с удовольствием. Но в Украине предлагают закрыть нефтепровод, чтобы не пополнять бюджет России.
В Киеве есть на этот счет разные мнения и разные лобби, в том числе и пророссийское. Последнее я могу объяснить только коррупцией. Украинцы все эти почти три года кормили российский бюджет, не прекращая транзит газа, хотя могли безболезненно от него отказаться. Могли сослаться на *** [российскую спецоперацию], на обстоятельства непреодолимой силы. Но есть там публика, которой невыгодно прекращение транзита.
— Наверняка же есть контракт на прокачку нефти?
— На украинцев вышла словацкая компания, которая предложила покупать нефть у России и платить Украине за прокачку. Это, видимо, временная схема; сколько она будет действовать, я не знаю, но украинское правительство могло это прекратить.
— Куда Россия будет девать тот газ, который до 31 декабря шел через Украину?
— Никуда, этот вопрос закрыт. Просто «Газпром» будет добывать еще меньше газа. После того как Путин увел «Газпром» с европейского рынка, компания перестала добывать те 155 миллиардов кубометров, которые она отправляла в западное зарубежье, исключая Турцию.
— Сможет ли «Газпром» перейти на какие-то новые схемы поставок в Европу через Турцию?
— Из Турции в сторону Европы идет одна труба для российского газа — «Балканский поток», построенный болгарами с помощью России и хитрых схем. Эта труба сейчас питает Сербию и Венгрию. Ее мощность — около 16 миллиардов кубометров в год. Это далеко не те 155 миллиардов, которые продавали в Европу.
* Минюстом РФ внесен в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68