Премьер-министр Армении Никол Пашинян произнес фразу о коньяке, которая резанула ухо старых поклонников* крепких напитков в России — стране, где не очень-то уважается чужая интеллектуальная собственность. И где не только отказались выполнить просьбу французов о переименовании российского «шампанского» в игристое вино, но и напротив — фактически лишили французов права использовать их же название. А тут глава правительства Армении попросил сограждан уважать «нематериальную собственность Франции» и отвыкать от словосочетания «армянский коньяк». И призвал «даже в семьях» пользоваться словом «бренди».
Но несмотря на то что Пашинян, как писала российская пропагандистская пресса, буквально «подорвал основы», его высказывание не вызвало ни бури протеста в Армении, ни шквала оваций во Франции. Тем более что у французских коньякоделов прямо сейчас есть проблемы важнее: ликвидация последствий торговой войны с Китаем и подготовка к возвращению Дональда Трампа в Белый дом.
Поднимем рюмку «арменьяка»? Нет, кажется, будет другое название…
Но сначала о том, как утекает в Лету «армянский коньяк». Слова Пашиняна прозвучали всего лишь в русле соглашения о всеобъемлющем партнерстве»** между Арменией и Евросоюзом, которое было заключено еще в 2017 году, и вступило в силу в марте 2021-го.
В резолюции Европарламента по этому поводу говорилось, что законодательный орган ЕС «приветствует достигнутое соглашение о защите товарных знаков, в частности, переходные положения, изложенные в статье 237 о коньяке и шампанском, что защищает интересы Европейского союза, а также позволяет Армении активизировать торговлю во всех основных секторах ее экономики».
Требования к Еревану в отношении переименования коньяка в этом договоре настолько мягкие, что теоретически привыкать к слову «бренди» армянские семьи, производители и семьи производителей могут, не слишком торопясь.
«1. В течение переходного периода в 24 года, начиная с одного года после вступления в силу настоящего Соглашения — для «Коньяка», и в течение переходного периода в три года после вступления в силу настоящего Соглашения — для «Шампанского», защита в соответствии с настоящим Соглашением этих географических указаний Европейского союза не будет препятствовать использованию этих названий на продуктах, происходящих из Республики Армения и экспортируемых в третьи страны, если законы соответствующей третьей страны это позволяют, <…> при условии, что:
(a) название маркируется исключительно нелатинскими символами; <…>
(c) ничего в представлении не должно вводить в заблуждение относительно истинного происхождения продукта.
3. В течение переходного периода в 13 лет, начиная с одного года после вступления в силу настоящего Соглашения — для «Коньяка», и в течение переходного периода в два года <…> — для «Шампанского», защита в соответствии с настоящим Соглашением этих географических указаний Европейского союза не будет препятствовать использованию этих названий в Республике Армения (при исполнении тех же условий. — Ред.)».
Винно-коньячный завод ЗАО «МАП» в Армении. Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Если отсчитать указанные сроки от даты вступления соглашения в силу, то получится, что армянским производителям коньяка было позволено продавать — но только за пределами ЕС — напиток с надписью «коньяк» до 2046 года и выпускать, а также продавать такие бутылки в Армении до 2035 года.
И только если страна не выполнит этих условий, ей придется отвечать перед международным торговым арбитражем.
Впрочем, в случае если Евросоюз не выполнит своих обязательств, то уже Армения может отказаться от исполнения договора. Среди прописанных в договоре обязательств Брюсселя — «меры по разработке нового названия и продвижения, рекламе и маркетингу нового названия на внутреннем и традиционных экспортных рынках».
«Финансовая и техническая помощь Европейского союза будет предоставлена не позднее 8 лет с даты вступления в силу настоящего Соглашения», — говорится в документе.
* * *
Вполне приемлемые условия — даже несмотря на то, что слово, конечно, прижилось в армянской национальной памяти: «коньяк» в Армении стали производить еще в конце XIX века.
Но договор подписан, и сейчас, в условиях, когда Ереван находится в крайне тяжелой и экономической, и геополитической ситуации — особенно после двух последних войн в Нагорном Карабахе, — стране уж точно не нужно «обижать» одного из главных, если не главного, своего международного союзника — Францию. Тем более что просьбы французов (их даже и требованиями не назовешь) — обоснованны и объяснимы: хоть с точки зрения законодательных норм, хоть с точки зрения «исторической правды». Придумали коньяк во Франции еще в начале XVII века, Коньяк — это название французского города и административного района в департаменте Шаранта, где известные и сегодня на весь мир марки появились уже в восемнадцатом столетии.
Но французские законодатели, которые и вписали положения о коньяке и шампанском в договор между Ереваном и ЕС, с пониманием отнеслись к столь долгому для армянских производителей «переходному периоду».
Из доклада комитета по иностранным делам Нацсобрания Франции (2019 г.):
«Социально-экономические аспекты этой деятельности очень важны для Армении. На 3 миллиона жителей страны приходится 40 000 виноделов. Армянское производство «каньяк» (в докладе так: kagnac. — Ред.) в основном (на 93%) предназначено для экспорта, в основном в Россию. «Каньяк» и в меньшей степени «шампанское» составляют около 10% от общего объема экспорта страны <…>. С другой стороны, нет необходимости подчеркивать важность названий «коньяк» и «шампанское» для нашей страны. <…>. Таким образом, Франция и Армения оказываются в ситуации конкуренции, даже несмотря на различный экономический вес и наличие французских интересов с обеих сторон, поскольку ведущее армянское предприятие по производству спиртных напитков Yerevan Brandy Company является дочерней компанией Pernod Ricard. В количественном выражении Армения произвела в 2017 году 30 миллионов литров «каньяка» по сравнению с 200 миллионами бутылок коньяка во Франции. Что касается армянского производства «шампанского», то оно незначительно. Поскольку цены разные, разрыв в экспортных поступлениях от этих напитков еще больше: по данным ВТО, в 2017 году армянские алкогольные напитки принесли 208 миллионов долларов, а наш коньяк — более 3 миллиардов и еще почти столько же — наше шампанское».
«Для Франции это соглашение представляет экономический интерес <…>. Армения, в свою очередь, может рассчитывать на значительную техническую и финансовую помощь со стороны ЕС для реализации этого соглашения <…>. Премьер-министру Николу Пашиняну действительно нужна эта помощь для реализации своей программы реформ, в частности, борьбы с коррупцией и обеспечения хорошего управления. Это соглашение также должно помочь Армении выйти из изоляции, сблизившись с ЕС», — говорится в докладе Сената Франции.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян перед началом двухдневного саммита Европейского политического сообщества, 7 ноября 2024 года. Фото: AP/TASS
* * *
Армянские власти, регулярно получающие сейчас помощь от Евросоюза в целом и от Франции в частности — в том числе военную и дипломатическую, — идут навстречу своим партнерам. Упомянутый призыв Пашиняна не употреблять (словосочетание) «армянский коньяк» «даже в семьях» прозвучал 31 октября. Он тогда, судя по словам, которые вы прочтете ниже, намекнул и на то, что решение этого вопроса в более сжатые сроки пойдет стране только в плюс. Цитата: «Сегодня, когда мы говорим, что у нас есть проблемы с экспортом по многим направлениям, часть из них связана с этим явлением. <…> Мы не должны <…> пытаться доказать кому-то, что мы создали шампанское, а должны признать, что такого не могло быть, потому что шампанское — это не просто игристое вино, а игристое вино, произведенное из винограда, выращенного в регионе Шампань, то же самое и с коньяком. Это касается бренди, произведенного из винограда, выращенного в регионе Коньяк. <…> У нас есть программы с поддержкой ЕС в этой области, и мы обязательно должны их реализовать. Пока мы не решим эти вопросы, мы не сможем иметь экономику, интегрированную в развитую экономику…».
Сектор элитного алкоголя, в частности во Франции, в последние пару лет переживает не лучшие времена — потребление и так снижалось из-за роста инфляции, а тут еще и проблемы с двумя странами, которые являются главными потребителями французского коньяка, — США и Китаем.
В общем, с одной стороны, совершенно нельзя исключать возможность демонстрации (дружеского) жеста со стороны армянских друзей — французским партнерам: что называется, от нашего столика — вашему столику. То есть чуть поскорее, чем прописано в документах. А с другой стороны, с учетом того, что около 85% «армянского коньяка» экспортируется в Россию (которая в любой момент — в отместку за политическую несговорчивость — может, используя «формулу Онищенко», объявить полный запрет на поставки — и «сигналы» об этом поступали в последние месяцы), мысль о необходимости максимальной «переориентации экспортных потоков» лежит на поверхности. Более дешевый, но качественный армянский бренди на фоне кризиса рынка вполне может (по мысли армянских властей) завоевать сердца и печень как европейских любителей крепких напитков, так и, например, китайских (о них — чуть ниже).
* * *
В начале ноября министр экономики Армении Геворг Папоян заявил (цитирую официальное агентство «Армпресс»), что «армянские производители не будут маркировать свою продукцию названием «Коньяк», которое является защищенным географическим указанием ЕС, а вместо этого «Армянский бренди» будет зарегистрирован как географическое указание». Министр пояснил, что через две недели начнется программа поддержки Евросоюза, в рамках которой он окажет поддержку по нескольким направлениям: установление требований к лабораторной инфраструктуре для обеспечения качественного контроля за производимым коньяком, разработка процедур проверки и сертификации продукции, контроль за использованием нового названия и т.д.
То есть Евросоюз (за которым маячит французский профиль) начинает программу поддержки ребрендинга раньше крайнего срока, оговоренного в соглашении (1 марта 2029 года). После этого, перефразируя футбольно-политическое выражение, можно утверждать, что теперь тост — на стороне Армении.
Собственно, его и произнес Никол Пашинян, а вслед за ним — Геворг Папоян.
Министр экономики Армении Геворг Папоян. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Кто повесил колокольчик на шею тигра?
Оставив армянских тостующих, перенесемся в Елисейский дворец — на «государственный ужин в честь Си Цзиньпина и его супруги Пэн Лиюань», который прошел 6 мая. Обговаривая (до ужина) с главой КНР действительно важные вопросы (подробнее о них — здесь), президент Макрон не забыл и об интересах французских коньячников.
Дело в том, что отрасль коньяка (72 500 рабочих мест во Франции) крайне зависима от экспорта, который составляет 98% от ее продаж. А основными импортерами, с большим отрывом от других, являются США (38%) и Китай (25%). Но Пекин в ответ на начатые Евросоюзом (не без участия Парижа) проверки по китайским субсидиям в первую очередь, на электромобили — в январе 2024 года начал «расследование» в отношении виноградных спиртов, импортируемых из Европейского союза (то есть из Франции).
Так что за ужином, устроенном в Праздничном зале Елисейского дворца, коньяк был «заметным элементом» на столах, как отметили гости. Среди них, к слову, были люди, в чьем бизнесе продажа коньяка играет крайне важную роль: во-первых, Александр Рикар — гендиректор Pernod-Ricard (второй в мире производитель алкоголя, давно купивший в том числе и марку «Арарат»), во-вторых, самый богатый француз Бернар Арно, у которого крепкий алкоголь закреплен в названии холдинга LVMH, где H — один всемирно известный коньяк.
Кроме того, «несколько бутылок» коньяка из Шаранты были среди парижских даров президента Франции председателю Китая. А на следующий день, во время выезда в Пиренеи, на место, которое столь дорого Эмманюэлю Макрону в связи с тем, что он проводил здесь детские годы у бабушки, президент Французской республики подарил товарищу Си еще и арманьяк. Для закрепления намека.
Товарищ Си подарки принял, а кроме того, поужинал и пообедал, но «намека», как выяснилось позднее, все равно решил не понимать. Ну или посчитал, что это его намеки не были поняты в Париже.
Потому что в октябре, после того как Евросоюз решил увеличить пошлины на китайские электромобили в три с половиной раза (до 35,3%), моментально обострились «старые болезни» французских коньячных спиртов на китайской таможне.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Президент Франции Эммануэль Макрон ждет председателя КНР Си Цзиньпина в Елисейском дворце, 6 мая 2024 года. Фото: Christophe Ena / Associated Press / East News
* * *
По распоряжению министерства коммерции КНР, с 11 октября 2024 года поставщики виноградных дистиллятов, включая коньяк (а это 95% от всех поставок), из Евросоюза должны доплачивать на таможне «гарантийную сумму» в размере от 30,6 до 39% от стоимости товара на время проведения «антидемпингового расследования» в отношении их продукции***. В Пекине обосновали это тем, что европейские производители коньячных спиртов якобы продают свою продукцию «по заниженным ценам», что «наносит ущерб» китайским производителям.
В этом обосновании прекрасно все — и «заниженные цены» на французский коньяк, и «конкуренты» в виде китайских мастеров производства бренди.
На самом деле китайцы просто использовали для атаки на французский коньяк те же формулировки, что были использованы Евросоюзом для повышения пошлин на электромобили.
В начале ноября в Китае побывала госминистр по внешней торговле Франции Софи Примас. После «крайне жестких», по ее словам, переговоров с министром коммерции КНР Ван Вэньтао она заявила, что пока вопрос остался «явно открытым» и не исключила принятия «ответных мер» со стороны Парижа. Добавив, что «будет трехсторонняя дискуссия между производителями коньяка, французским государством и ЕС, специально по этому рынку».
Кроме того, она заявила, что вопрос коньяка, «вероятно, будет обсужден двумя нашими президентами» (то есть Макроном и Си) на саммите «Большой двадцатки» в Бразилии (18–19 ноября), «а также на уровне премьер-министров».
А китайский министр коммерции тем временем подчеркнул, что «Франция как важное государство — член ЕС должна играть активную роль в том, чтобы побудить Европейскую комиссию проявить искренность» и «достичь приемлемого для всех решения».
* * *
Во Франции Национальное межпрофессиональное бюро коньяка (BNIC) посчитало свою отрасль «пожертвованной» правительством, поддержавшим введение дополнительных пошлин ЕС на китайские электрокары.
До возможных переговоров Макрона и Си, 11 ноября, министерство коммерции КНР объявило о временной отмене гигантского залога в 30,6–39% и его замене на «депозит или гарантийное письмо» от импортера.
«…Бюро коньяка» заявило, что считает эту новость «скорее положительной», но ждет новых шагов. А китайский посол во Франции Лу Шайе во время переговоров с президентом BNIC Флораном Морийоном сказал, что после этого знака «доброй воли» «решение находится в руках французского правительства». И подкрепил этот призыв пословицей: «Тот, кто повесил колокольчик на шею тигра, должен его снять».
12 ноября представители отрасли были приняты в Елисейском дворце в Париже Эмманюэлем Макроном, который «заверил их в полной поддержке в этой сложной и несправедливой ситуации», говорится в совместном пресс-релизе BNIC, Национального межпрофессионального бюро арманьяка (BNIA), Федерации экспортеров вин и спиртных напитков (FEVS) и Дома вин и спиртных напитков (MVS).
«…С 5 января вся отрасль оставалась полностью мобилизованной, чтобы предупредить, что китайское расследование не является юридической проблемой, а политической, на которую можно ответить только политическим путем.
Несмотря на многочисленные усилия и обмены на высоком уровне, политическое урегулирование до сих пор не достигнуто <…>, [хотя] в последние недели был отмечен положительный сдвиг <…>.
Представители отраслей сообщили Президенту Республики, что необходимо подтвердить эту динамику открытости, чтобы добиться от китайских властей отмены налогов, применение которых иначе окажет разрушительное воздействие.
Президент Республики заверил профессионалов в своей полной поддержке <…> и в своем личном участии в поиске положительного решения.
Участники встречи приветствуют <…> сильные обязательства Президента Республики и остаются полностью мобилизованными до завершения дела».
* * *
А пока отрасль лихорадит.
14 ноября французский гигант в производстве роскоши LVMH объявил о замене генерального и финдиректора своего подразделения вин и спиртных напитков Moët Hennessy.
А в конце октября компания Rеmy Cointreau объявила о снижении своих прогнозов из-за слабых продаж в США и спада в Китае. Теперь она ожидает двузначного снижения годового оборота. «Портфель компании сильно зависит от успеха коньяка (почти две трети ее оборота) и спроса китайцев на этот премиальный напиток», — подчеркнуло агентство France-Presse. Зависимость от продаж коньяка в Китае делает «этот период еще более сложным для нас, чем для наших конкурентов» (Pernod Ricard и LVMH), признал финансовый директор группы Лука Маротта во время конференции с инвесторами и аналитиками. Чтобы избежать значительного снижения маржи, группа объявила о «плане сокращения затрат более чем на 50 миллионов евро».
Дубовые бочки в погребе, используемом для хранения редких и старых коньяков на заводе Hennessy в Коньяке. Фото: CHINE NOUVELLE / SIPA / East News
* * *
На этом фоне аналитики прогнозируют экспоненциальный рост случаев запоев в среде топ-менеджеров коньячной отрасли… Последнее, конечно, попытка шутки, но у топ-коньячников действительно есть отчего «пить горькую», особенно после выборов в США… С учетом того, что они уже пережили во время первого срока Дональда Трампа. Тот, в рамках более широкого торгового спора между США и ЕС, вводил 25% пошлины на французские вина и спиртные напитки, включая коньяк. Сейчас, когда Трамп грозится после своего возвращения в Белый дом увеличить пошлины на европейские товары на 10–20%, французские коньячники опять ждут нехорошего.
«Мы только что получили сильный удар от Китая, а теперь еще и США. Мои основные клиенты <…> — в Китае и США, и, конечно, это будет иметь последствия», — заявила AFP Сабина де Витасс, глава семейного коньячного хозяйства в Шаранте.
В сентябре, на фоне угрозы увеличения китайских пошлин около 1000 профессионалов отрасли (виноградарей, производителей, торговцев, поставщиков оборудования…) вышли на акцию протеста в Коньяке, что, по оценкам France-Presse, «стало беспрецедентной мобилизацией за последние четверть века». Протестующие подогнали к зданию супрефектуры 120 тракторов, но мероприятие тогда закончилось мирно, хоть и сопровождалось распитием коньячных спиртов.
* * *
К тревожной неопределенности по поводу дальнейших условий работы на двух главных рынках добавляются другие неприятные новости.
В то время как экспорт коньяка уже сократился в прошлом году (по данным France-Presse, до 165,3 миллиона бутылок против 212,5 миллиона в 2022-м), в этом году еще и значительно (на 37%) упадут объемы производства — из-за неблагоприятных погодных условий.
* * *
Шанс для менее дорогого армянского бренди?
«Когда Китай объявляет расследование, это начало запрета на французский коньяк, фактический запрет. Это сигнализирует обществу в Китае, что коньяк больше не в фаворе, — сказал Ян Форд, генеральный директор шанхайской компании по управлению алкоголем Nimbility, в интервью South China Morning Post в январе. — Поэтому, если вы на большом банкете развлекаете правительственного чиновника (в Китае), теперь табу пить или дарить коньяк».
Как отмечает в связи с этим в ноябре известный англоязычный аналитический алкогольный сайт, «Армения не является частью ЕС и, следовательно, освобождена от (повышенных) тарифов. Отказавшись от использования слова «коньяк», возможно, армянские производители смогут воспользоваться пустотой на рынке, образовавшейся в Китае, что может оказаться чрезвычайно прибыльным в ближайшие годы».
Тем не менее сегодня такая революционная замена на рынке коньяка кажется маловероятной. Я бы поставила бутылку армянского бренди на то, что он не сможет хоть где-то значительно потеснить французский коньяк.
Но повышать ставку до бутылки французского коньяка все-таки не буду.
* Один из бывших поклонников и попросил меня разъяснить этот сюжет для читателей «Новой».
** Полное название: «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Европейским союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Армения, с другой стороны».
*** Помимо бренди, Китай также проводит «антидемпинговые расследования» в отношении свинины и молочных продуктов, импортируемых из ЕС.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68