Последствия погромов в Коркино. Фото: Никита Телиженко / «Новая газета»
А чего про это писать уже, правда? Проехали. Новости сейчас живут коротко. Если развития сюжета нет (желательно развития пожестче), то можно переходить к следующим темам. Благо жизнь каждый день подкидывает сюжеты. Такие же одноразовые.
Елена Сарафанова погибла — ее уже не вернуть. Губернатор Текслер приехал на прощание и «задал планку»: областное начальство выразило солидарность на максимально высоком уровне. И дало распоряжение во всем разобраться. Самое интересное, что разбираться тут не в чем — потому что ничего и не запутывалось. Про проблемы и их суть все там давно всё знают.
Небольшой город Коркино, который находится в 35 км от Челябинска и в котором проживают 36 тысяч человек, до сих пор был известен разве что в определенных узких кругах как родина одного из лучших российских хоккеистов Артемия Панарина, а в остальном не отличался от тысяч таких же райцентров по всей стране. Правда, в нем есть еще и свой цыганский квартал — а такая особенность существует точно не в каждом городе. Но про коркинских цыган мы узнали только в четверг вечером, когда за несколько часов развернулась вся драма от и до. От убийства таксистки Сарафановой до поджога домов и автомобилей, стычек с ОМОНом и оскорблений силовиков сотнями разъяренных жителей. Десятки из которых оказались задержаны на короткое, правда, время. Силовики эти оскорбления «простили». Что, кстати, увидишь сегодня нечасто.
Кадры, когда омоновцы берут в кольцо дом цыганского барона и слушают проклятия — даже более острые, чем видео горящих машин и домов.
Потому что местные сразу ставят свой, народный диагноз: власть защищает не нас, русских, а цыган-бандитов. «Пока наши парни на СВО…» — звучит и такая фраза, которая делит стороны по совершенно новому признаку. У глубинного народа всегда было подозрение, что с властью у него интересы совпадают, скажем так, не полностью. Но тут же еще и СВО. И пока «наши парни» защищают не только собирательную Родину, но и конкретных начальников, начальники защищают криминальный элемент. Никаких доказательств не предъявлено. Но для вынесения народного приговора доказательства часто и не требуются. Люди так «чувствуют» и выносят вердикт.
Церемония прощания с убитой Еленой Манжосовой. Фото: Никита Телиженко / «Новая газета»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На встрече с областным руководством местные поставили вопрос ребром: «Не можете депортировать цыган, потому что они граждане России? Тогда депортируйте нас!» Вообще-то цыгане, если судить по накопленным в их адрес стереотипам, предрассудкам и фобиям, дадут сомнительную фору даже евреям, которых традиционно подозревают во всяких каверзах. Недаром разнообразных сетевых «блиновских» и «лерчеков» объединяют общим термином «инфоцыгане». Жулики, обманщики — цыгане! А тут — инфоцыгане. Цыгане даже Путина просили как-то повлиять на ситуацию, чтобы их народ не ассоциировали еще и со всеми этими марафонами желаний. Но тут и Путин бессилен. Ярлыки просто повесить — и почти невозможно снять.
Сейчас в Коркино накал чуть прошел, через неделю мы уже и не вспомним, что там было, как сейчас с трудом вспоминаем перипетии аналогичных беспорядков в Сагре в 2011 году. Но местные же ничего не забудут. И проблема просто будет ждать следующего взрыва. С которым власти снова не будут знать, что делать. Тактически-то понятно. Вспышка локальная, и ее всегда можно погасить. Пригнав ОМОН и выставив вперед губернатора, который одним скажет добрые слова, другим скажет строгие слова, даст поручения и обещания, да и формальности будут соблюдены. Но стратегии же никакой нет. Больному просто дают жаропонижающее и надеются, что дальше организм как-нибудь сам уже справится.
Власти не умеют решать сложные задачи, особенно когда в уравнении сразу несколько неизвестных. Как не допустить беспорядков на национальной почве, но при этом решить проблему, именно с национальной почвой связанную?
Как не просто наказать за насилие, но наказать именно тех, кто в нем виноват, и при этом не вызвать нового взрыва? Как быть не просто строгим, но и справедливым. Да еще и закон не забыть соблюсти. Мы живем в эпоху простых ответов на сложные вопросы. Но простота, как мы помним из народных мудростей, бывает хуже воровства. Стратегически.
Но и по тактике теперь не все просто. Ведь применить кнут стало сложнее. Власти важно показать, что проступок не останется без наказания. Но сейчас этот механизм официально дал сбой. Прежде чем понести наказание, человек может написать заявление и из потенциального зэка превратиться в потенциального героя, отправившись на СВО. Насколько этот «запасной выход» повлияет на рост преступности, мы еще увидим. Но он — есть, и этим выходом активно пользуются. И это поддерживает не только власть, которая такую практику разрешила, но и само общество. И значит, в ситуациях, похожих на коркинские, взбудораженные граждане могут просто начать вести себя смелее!
Причем не обязательно это должны быть межэтнические проблемы. Проблемы могут быть абсолютно бытовыми, например, как весной, когда в нескольких регионах (особенно пострадала Оренбургская область) были паводки. И уже тогда люди выражений почти не выбирали, услышав вместо слов сочувствия от губернатора Паслера: «Так, телефоны все убрали!» — хотя «запасного выхода» еще не существовало.
Не хочу сгущать тут серые краски. Но сбоев становится все больше. Система сталкивается с проблемами, с которыми не умеет работать. Они находятся за пределами привычного и комфортного противостояния с Западом и его влиянием. То квадроберы откуда-то берутся, то цыганские дома жгут, то еще что-то. Это как хакерская атака, когда ваш ресурс перегружают «запросами», каждый из которых сам по себе не страшен, — страшно их количество.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68