КомментарийПолитика

«Грузинская мечта» против «Сильной Грузии»

27 октября граждане республики проснутся в другой стране вне зависимости от того, кто победит на выборах

«Грузинская мечта» против «Сильной Грузии»

Фото: Vano Shlamov / AFP / East News

Все признают, что предстоящие 26 октября выборы в грузинский парламент будут судьбоносными — на кону не только депутатские мандаты, но и будущее страны. Правящая партия «Грузинская мечта» утверждает, что речь идет о выборе между войной и миром. Оппозиция говорит о выборе между другим — «русским миром» и европейским путем, по которому двигалась страна в последние десятилетия. Парадокс в том, что (по крайней мере, на словах) привести страну в Евросоюз обещает и правящая партия. А многие представители оппозиции не отрицают важности экономических связей с Россией.

78-я статья основного закона Грузии предписывает всем «конституционным органам в пределах своих полномочий принять все меры для обеспечения полной интеграции Грузии в Европейский союз и Организацию Североатлантического договора».

Грузия подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом в 2014 году, с 2017 года действует безвизовый режим со странами Шенгенской зоны, а в декабре 2023-го страна получила статус официального кандидата на вступление в ЕС.

Однако уже в мае нынешнего года, после того как депутаты от «Грузинской мечты» приняли вызвавший массовые протесты закон о прозрачности иностранного влияния (он предписывает всем НКО, имеющими более 20% иностранного финансирования, регистрироваться в специальном реестре), отношения Грузии и ЕС стали стремительно охлаждаться.

Читайте также

Стать диктатором, но остаться в Европе

Стать диктатором, но остаться в Европе

Окончательное принятие в Грузии закона об «иноагентах» оказалось принципиальным вопросом для Запада. Под угрозой — визы, инвестиции, членство в ЕС. А в октябре — выборы

Закон, кстати, далеко не так безобиден. Согласно ему, в реестр «иноагентов» должны попадать лишь организации. Но по факту в открытом доступе оказываются данные всех сотрудников НКО — вплоть до размеров зарплаты и банковских счетов. Больше того, как выяснилось в ходе предварительного рассмотрения в Конституционном суде исков о конституционности этого закона, в случаях, если у профильных ведомств возникают подозрения в том, что то или иное НКО уклоняется от включения в реестр, получая иностранное финансирование, они могут запрашивать любую информацию о связанных с ними людях. В том числе — касающуюся состояния здоровья, религиозной принадлежности, политических взглядов и даже сексуальной жизни (!). Какое отношение она имеет к «прозрачности иностранного влияния», остается только догадываться.

После принятия закона в ЕС заговорили о корректировке интеграционных программ и сокращении финансирования — в ответ лидеры «Грузинской мечты» обвинили «партию войны» на Западе в пренебрежении интересами и суверенитетом Грузии и стремлении втянуть ее в конфликт с Россией.

Летом 2024 года правящая партия внесла в парламент пакет законов о семейных ценностях и защите несовершеннолетних от ЛГБТ*-пропаганды, а дальше была анонсирована предвыборная программа «Грузинской мечты».

На сей раз правящая партия претендует не просто на большинство, а на большинство конституционное.

И первым делом обещает запретить деятельность Единого национального движения (партии бывшего президента Михаила Саакашвили) и его сателлитов — по факту всех проевропейских оппозиционных партий.

Вторым пунктом программы является восстановление территориальной целостности Грузии. Изначально основатель «Грузинской мечты» Бидзина Иванишвили не стал расшифровывать, каким образом он собирается достичь этой цели, однако позже заявил, что грузины должны извиниться перед осетинами.

Бидзина Иванишвили. Фото: Shakh Aivazov / Associated Press / East News

Бидзина Иванишвили. Фото: Shakh Aivazov / Associated Press / East News

«Это элементарная истина: восстановление территориальной целостности Грузии возможно только двумя способами — путем войны или через примирение. После братоубийственной войны, согласитесь, примирение невозможно без взаимного покаяния», — считает премьер Грузии Ираклий Кобахидзе.

Правда, о взаимности пока нет и речи. В администрации президента Южной Осетии заявили, что независимость республики не обсуждается — если у Грузии есть желание восстановить отношения, то начинать надо с ее признания и заключения договора о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии и демаркации границ. А Эдуард Кокойты, президент ЮО во время войны, добавил, что Грузия должна вернуть Трусовское, Гудское и другие ущелья, а также выплатить экономический урон в 10 млрд долларов, который был нанесен его республике с 1920 года. То есть обещания Иванишвили вступить к 2030 году в ЕС вместе с братьями абхазами и осетинами понимания пока не встречают.

«Нынешние власти Грузии не позволят глобальным игрокам использовать себя, как «Запад использовал Украину». С таким заявлением выступил мэр Тбилиси Каха Каладзе. «Сегодня мы горды как никогда, так как мы те люди, которые защищают суверенитет нашей страны, мир в стране, спокойствие и никому не дают возможность, чтобы ради интересов больших стран использовать и поставить в сложное положение, как Украину, маленькую страну с большой историей», — сказал он. Каладзе подчеркнул, что в его стране будет мир, несмотря на любые угрозы и санкции.

Каха Каладзе. Фото: Инна Кукуджанова / ТАСС

Каха Каладзе. Фото: Инна Кукуджанова / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Тему войны и мира продолжили баннеры и рекламные ролики «Грузинской мечты», противопоставлявшие разрушенные города Украины городам Грузии. В ответ на возмущение со стороны оппозиции Ираклий Кобахидзе сообщил, что «билборды и видеоролики раскрыли правду. Именно поэтому те люди, которые пытались представить ситуацию в Украине в выгодном свете для грузинского общества, сейчас обеспокоены». Иными словами, на протяжении долгого времени оппозиция каким-то волшебным образом умудрялась скрывать от грузинского населения правду о происходящем в другой стране, и только сейчас она вылезла наружу. А Иванишвили пообещал, что после того как «Грузинская мечта» получит конституционное большинство, «мы раз и навсегда прекратим все насильственные попытки подчинить наш народ псевдолиберальной идеологии».

Оппозиционные партии и предвыборные блоки, напротив, выступают за возвращение к евроинтеграции — соответствующие тезисы есть во всех без исключения программах.

Так, программа блока, созданного Единым национальным движением, предусматривает возвращение Грузии к процессу вступления в ЕС и доступ страны к «14-миллиардному европейскому фонду» для субсидирования в первую очередь сельского хозяйства, отмену закона об «иноагентах», подписание соглашений о свободной торговле и безвизе с США.

Ираклий Кобахидзе. Фото: Максим Поляков / Коммерсантъ

Ираклий Кобахидзе. Фото: Максим Поляков / Коммерсантъ

Программа предвыборного объединения «Сильная Грузия» еще более радикальна — оно предлагает полностью присоединить страну к санкциям ЕС, восстановить строгие визовые требования для граждан России, ограничить право российских граждан на труд, ограничить покупку земли для российских граждан и российского бизнеса, запретить продажу или въезд транспортных средств с российскими номерами на территории Грузии, запретить участие российских компаний в государственных тендерах, ввести «оккупационный сбор» для российского бизнеса, который будет использован для внутренне перемещенных лиц с «оккупированных территорий», ввести запрет на прямые рейсы в Россию… В общем, полноценный «ров с крокодилами», означающий, в частности, неизбежный разрыв всех экономических связей.

Но в моих разговорах с близкими к «Сильной Грузии» бизнесменами выясняется, что они прекрасно себе работают на российском рынке и уходить оттуда вовсе не хотят. Так, знакомый бизнесмен, работающий в крупной сельскохозяйственной компании, на вопрос о структуре экспорта отвечает вполне уверенно. 50% — в Россию, 50 — в страны ЕС и Китай. А винодельческий экспорт в Россию в последнее время и вовсе достиг 65%.

Очевидно, что быстро (да и в среднесрочной перспективе) заместить выпадающие объемы будет невозможно. Но речь не только об интересах крупного бизнеса (хотя неизбежное сокращение объемов производства в сельском хозяйстве рикошетом ударит и по фермерам, продающим выращенный ими виноград на заводы).

Возвращаясь в сентябре из Тбилиси, я разговорилась с женщиной, сидевшей на соседнем кресле в самолете. Она уже несколько лет подряд отдыхает в Кобулети — небольшом курортном местечке близ Батуми. Снимает жилье у одной и той же хозяйки. Радуется прямым перелетам. При необходимости получать визу — нет, скорее всего не полетит. И не только она. А значит, многие жители прибрежной зоны — и в Батуми, и в Кабулети, и в других городках — останутся без постояльцев. Собственно, это касается не только прибрежной зоны (куда граждане ЕС точно не поедут), но и Тбилиси, и Боржоми. Разумеется, в Грузию приезжают туристы и из ЕС, и из США, и из арабских стран. Однако в туристических зонах этих городов русская речь звучит гораздо чаще.

Читайте также

День после выборов

День после выборов

Грузия в преддверии «очередного судьбоносного» волеизъявления. Ждать ли революции?

«Это молодежь хочет в ЕС, — сказал мне пожилой водитель такси, которого мы немилосердно втравили в разговор о грядущих выборах. — А мы хотим союза с Россией». Справедливости ради надо заметить, что не все «пожилые» рассуждают так, как наш собеседник. Доводилось слышать и иные мнения, но очевидно, что для многих в Грузии было бы комфортно жить так, как в последние годы. С одной стороны, идти в ЕС, с другой — сохранять хорошие отношения и экономические связи с Россией.

Но, к сожалению, сохранить статус-кво вряд ли получится. И дело вовсе не в радикальных программах отдельных партий, а в позиции «Грузинской мечты».

До определенного момента ей удавалось сидеть на двух стульях, удерживая баланс между отношениями с ЕС и Россией. Но с начала этого года произошел резкий крен в сторону России, усилившийся в ходе предвыборной кампании.

То есть Бидзина Иванишвили, естественно, утверждает, что в кризисе отношений с ЕС виновата именно оппозиция. «Постоянными попытками разделить общество, устроить беспорядки и перевороты, саботажем против государства они нанесли значительный урон Грузии, в том числе с точки зрения евроинтеграции», — заявил он, выступая на предвыборном митинге в Кутаиси. Но в самом Европейском союзе считают иначе.

«Если вы решите превратить Грузию в однопартийное государство, запретить все оппозиционные партии, изгнать организации гражданского общества, если позволите Грузии стать страной, где нет места свободным и независимым СМИ, и решите, что права каждого гражданина Грузии не будут защищены, позвольте мне открыто сказать:

Грузия не станет членом Европейского союза ни сегодня, ни завтра, ни в 2030 году, — заявил посол ЕС в Грузии Павел Герчинский. — Ваше будущее — это ваш выбор, но вы должны уважать ценности, на которых стоит ЕС».

18 октября Европейский совет официально подтвердил де-факто приостановку процесса вступления Грузии в ЕС из-за действий правительства, одновременно выразив поддержку народу страны. При этом Европейский совет ожидает, что предстоящие парламентские выборы будут «свободными и справедливыми, соответствующими международным стандартам и с беспрепятственным доступом для международных и внутренних наблюдателей».

У оппозиции надежд на «свободные и справедливые выборы» значительно меньше, представители разных партий уже сообщают о целом букете нарушений, но как оно будет на деле, можно лишь гадать.

Согласно опросу, проведенному в конце сентября — начале октября компанией SAVANTA, «Грузинская мечта» может рассчитывать на голоса 36% избирателей, оппозиция в общей сложности получит 50%.

Это согласуется с ответами на вспомогательные вопросы, звучавшие в ходе исследования. Так, 53% избирателей считают, что надо заменить «Грузинскую мечту» в роли правящей партии (14% нравится, как управляют страной, еще 28% думают, что перемены нужны, но не видят альтернативы). Для 35% избирателей главным вопросом выборной кампании является мир и безопасность (для 19% — создание новых рабочих мест, для 16% — вступление в ЕС). Впрочем, за пределами рассуждений о войне и мире вопрос о новых рабочих местах волнует уже 32% избирателей (больше — 36% — только рост цен и инфляция, еще 29% считают главной проблемой страны бедность).

Стоит отметить, что с точки зрения оппозиции прогноз SAVANTA менее оптимистичен, чем те, которые проводились ранее. Но даже если сбудется именно он, то «Грузинская мечта» получит только 63 парламентских места против 87 у оппозиции. То есть большинство нынешняя правящая партия потеряет.

Однако сама она, ссылаясь на собственные опросы, утверждает, что около 60% избирателей готовы отдать за нее голоса, так что конституционное большинство, дающее возможность окончательно решить вопрос с оппозицией и далее действовать по своему усмотрению, у нее в кармане.

И если это произойдет, то 27 октября многие грузины рискуют проснуться буквально в другой стране.

* «Движение ЛГБТ» признано в РФ экстремистской организацией и запрещено.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow