СюжетыПолитика

День после выборов

Грузия в преддверии «очередного судьбоносного» волеизъявления. Ждать ли революции?

День после выборов

Протесты в Грузии вследствие поддержки парламентом закона «О прозрачности иностранного влияния». Фото: Инна Кукуджанова / ТАСС

26 октября в Грузии состоятся парламентские выборы. Если учесть, что Грузия — унитарная парламентская республика, в которой президент обладает примерно тем же набором полномочий, что и президент ФРГ, вопрос о всей полноте власти в кавказской стране решится именно в ходе будущего голосования.

Предстоящие выборы уникальны для грузинской истории тем, что впервые граждане изберут законодательный орган исключительно по пропорциональной системе. Раньше, в течение 34 лет, выборы проходили по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, когда часть депутатов в 150-местном парламенте избиралась по партийным спискам, а другая часть — в одномандатных мажоритарных округах. И как водится в большинстве постсоветских государств со слабой демократической и электоральной традицией, депутаты-мажоритарии, те же одномандатники, представляющие интересы провинциальных элит и местных князьков, как правило, становились важнейшим ресурсом партии власти в целом.

Таким образом, выборы по полностью пропорциональной системе в большей степени выгодны именно оппозиции, а не правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ) миллиардера Бидзины Иванишвили. Если только местная многосубъектная оппозиция сумеет консолидироваться и преодолеть собственные системные слабости.

Запад свой выбор в Грузии сделал

Будущие выборы уникальны еще и тем, что впервые в истории страны начиная с 11 октября 1992 года — первых выборов после обретения независимости — Запад не только не демонстрирует готовность поддержать действующую власть либо, по крайней мере, сохранять равноудаленную позицию от правящей партии и оппозиции, как это было в ходе всех предыдущих семи парламентских выборов, а наоборот — активно поддерживает оппозицию и всеми методами демонстрирует желательность смены власти в стране.

После принятия закона «О прозрачности иностранного влияния» (прозванного «русским законом» за схожесть с российским законодательством против «иностранных агентов») в мае текущего года правящей партией «Грузинская мечта» (ГМ) миллиардера Бидзины Иванишвили, ожесточенных столкновений в Тбилиси, а также недавнего утверждения средневекового анти-ЛГБТ* «кодекса» под общим названием «В защиту семейных ценностей и несовершеннолетних» США ввели визовые и финансовые санкции против сотен грузинских чиновников, заморозили бюджетную помощь, отменили традиционные совместные с грузинской армией учения «Достойный партнер» и организовали утечку проекта документа о скором введении финансовых санкций в отношении Иванишвили и его ближайшего окружения.

Бидзина Иванишвили. Фото: AP / TASS

Бидзина Иванишвили. Фото: AP / TASS

Более прозрачного намека на неприемлемость для Вашингтона сохранения у власти ГМ в дипломатическом инструментарии не существует даже теоретически: не могут же спикеры Белого дома либо Государственного департамента выступить перед выборами и прямо призвать грузинских избирателей голосовать против нынешних властей и за оппозицию.

Не менее прозрачны и намеки Брюсселя: руководство Еврокомиссии и Европейского совета обещает рассмотреть вопрос о приостановке безвизового режима с Грузией сразу после выборов, то есть принять решение о «безвизе» в соответствии с тем, останется ли у власти ГМ с ее «недемократической траекторией», как неоднократно говорили высшие руководители ЕС.

Лидеры ГМ все намеки понимают, отвечая усилением нарратива о «Глобальной партии войны», которая якобы «пытается открыть в Грузии второй фронт против РФ».

Отложенные извинения

Именно в рамках борьбы против упомянутой «Глобальной партии» миллиардер Иванишвили, выступая на предвыборном митинге в Гори, возложил всю ответственность за войну 2008 года на главного соперника — «Единое национальное движение» (ЕНД) Михаила Саакашвили.

Кроме того, Иванишвили обещал «сразу после «Нюрнбергского процесса» над экс-президентом и его партией» извиниться «перед осетинскими братьями и сестрами» за то, что бывшие власти (то есть нынешняя оппозиция) «окутали их пламенем огня» бомбардировкой Цхинвали 8 августа 2008 года.

В самой Южной Осетии, как и следовало ожидать, «отложенное извинение» властей Грузии встретили более чем холодно. Общее мнение югоосетинских элит выразил бывший президент Эдуард Кокойты, возглавлявший республику в ходе «Пятидневной войны»: Грузия должна признать независимость Южной Осетии и вернуть ей отобранные большевиками территории. В том числе Трусовское и Гудские ущелья, включая зимний курорт Гудаури и район Казбеги у российско-грузинской границы.

Эдуард Кокойты. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Эдуард Кокойты. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Вряд ли такая реакция Цхинвали стала неожиданной для самого Иванишвили, членов его команды и их PR-инженеров. На самом деле «неформальный правитель Грузии», выступавший в Гори из-за пуленепробиваемого стекла, говорил в первую очередь для внутренней аудитории. А во вторую очередь — для внимания московских партнеров.

Фраза Иванишвили и его обещание «извиниться» от имени Грузии стало последней «скрепой» главного мегамесседжа, с которым «Грузинская мечта» выходит на выборы 26 октября: «Мы — «Партия мира». Мы — это мир. Саакашвили, его партия и оппозиция в целом — это новая война».

Тем самым власти и их многоопытные иностранные политтехнологи предлагают грузинам 26 октября выбрать «между войной и миром». Тогда как оппозиция в целом предлагает выбирать «между Россией и Европой»,

предупреждая, что если ГМ останется у власти, «многовековая мечта грузинского народа о членстве в европейской семье народов» превратится в «грузинскую мечту» и станет достоянием истории.

Нетрудно заметить, что Москва, якобы безучастная к внутренним грузинским делам, всячески пытается подыграть месседжу, предлагаемому партией Иванишвили. Об этом свидетельствуют хвалебные отклики на заявления грузинского лидера от МИД России и других знаковых фигур. Например, российского сенатора Григория Карасина, который долгие годы курировал тбилисское направление внешней политики РФ.

При этом совершенно очевидно, что никаких реальных существенных подвижек в «восстановлении территориальной целостности Грузии» Тбилиси ждать не стоит ни до выборов, ни после. Но грузинские власти на это и не рассчитывают. Их цель — выиграть судьбоносные выборы и не допустить возвращения во власть партии Саакашвили в любой форме. В том числе — в форме лидерства в многопартийной оппозиционной коалиции с их общей программой: немедленное присоединение ко всем антироссийским санкциям Запада, всемерная поддержка Украины, возобновление переговоров с ЕС о полноправном членстве в нем, а также переговоров с НАТО о вступлении в альянс.

Оба процесса приостановлены, но не прекращены полностью. Бытует мнение, что, судя по все более радикальной антизападной риторике ГМ, окончательно «повернуться на север» правящей партии мешает лишь запись в конституции: 78-я статья основного закона вменяет в обязанность «всем конституционным органам власти» в рамках своих полномочий «делать все для интеграции Грузии в ЕС и Североатлантический союз». У оппонентов властей возникает вопрос: не потому ли лидеры ГМ добиваются «конституционного большинства» в будущем парламенте (то есть 113 мандатов из 150) чтобы «изъять» из конституции это положение?

Впрочем, независимые наблюдатели считают эти подозрения необоснованными: 78-я статья — главная гарантия сохранения баланса между Россией и Западом, если, конечно, сам Запад не откажется окончательно от прежней роли в «кавказском меловом круге».

Судя по всему, такой поворот все более реалистичен в случае победы на выборах «Грузинской мечты», поскольку отношения Брюсселя, а также других западных столиц с нынешними властями Грузии уже прошли точку невозврата и непоправимы в принципе.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Сторонники оппозиционной партии Грузии «Единое национальное движение». Фото: AP / TASS

Сторонники оппозиционной партии Грузии «Единое национальное движение». Фото: AP / TASS

Предвыборный пасьянс

Правящей партии «Грузинская мечта», выступающей в союзе с открыто антизападной партией «Сила народа», в нынешних выборах противостоят четыре оппозиционных объединения. Сформировать из них «единый фронт против российского олигарха» с совместным избирательным списком Михаилу Саакашвили так и не удалось: слишком велики персональные амбиции и взаимные обиды лидеров среднего и мелкого калибра.

Наиболее влиятельной и рейтинговой в оппозиционной коалиции остается ЕНД бывшего президента, отбывающего шестилетний срок заключения за превышение служебных полномочий. Она участвует в выборах в союзе с партией «Стратегия строитель» бывшего советника президента Украины Петра Порошенко Георгия Вашадзе — главного автора успешной реформы государственных сервисов 2006 года по принципу «одного окна».

Во-вторых, объединение «Сильная Грузия» («Лело» успешного банкира Мамуки Хазарадзе, «За народ», «Граждане», «Площадь свободы»).

Кроме того, шанс преодолеть 5%-ный барьер сохраняют партия «За Грузию» экс-премьер-министра Георгия Гахарии и «Коалиция за изменения» («Ахали», «Дроа», «Гирчи»).

Поскольку опросы общественного мнения в Грузии всегда были и остаются частью предвыборной борьбы, а объективных данных практически нет, о предпочтениях избирателей можно судить лишь приблизительно, пытаясь «сверить и сравнить» данные двух социологических служб: «Горби», проводящего предвыборные замеры электоральных настроений по заказу ГМ, и Edison Research, нанятого оппозиционной коалицией. Судя по этим данным,

оппозиция в целом пока незначительно опережает партию власти, но оппозиционная коалиция победит только в том случае, если ни одна из четырех оппозиционных сил не останется за бортом предвыборного барьера в 5%.

В этом случае ГМ может приплюсовать к своим результатам проценты, полученные неудачливой оппозиционной силой, и получить как минимум 50%+1 депутатский мандат в новом парламенте.

Впрочем, даже если события будут развиваться по такому сценарию, это может стать катастрофой для властей: Запад и его структуры вряд ли признают честными и свободными, то есть легитимными выборы, прошедшие не фоне действия закона об «иностранных агентах», а любые критические замечания, тем более радикальные оценки выборов в итоговых документах международных миссий, станут аргументом оппозиции для организации новой революции и смены власти на фоне митингов, демонстраций и «мирных прорывов» в здание парламента. Как это произошло в ходе «Революции роз» 2003 года под тем же предлогом «фальсификации выборов».

На другой день после выборов

Премьер-министр, спикер парламента и депутаты от ГМ прямо говорят, что оппозиция «готовится не к 26 октября, а к 27-му числу», рассчитывая начать революционный процесс на следующий день после голосования.

Единственная возможность (точнее, шанс, но не гарантия) для партии власти избежать такого сценария — добиться в ходе выборов подавляющего преимущества. То есть получить примерно в два раза больше голосов, чем оппозиция в целом.

По мнению неангажированных экспертов, такой исход маловероятен, хотя не полностью исключен, если учесть, что больше половины граждан, опрошенных социологами, отказываются отвечать на вопрос о своих предпочтениях и относятся к числу «неопределившихся».

Их выбор будет зависеть от того, насколько они напуганы пропагандой о неизбежности новой войны с Россией и ее союзниками (бывшими грузинским автономиями Абхазией и Южной Осетией) в случае смены власти.

Парламентские выборы в Грузии. Фото: Давид Мдзинаришвили / ТАСС

Парламентские выборы в Грузии. Фото: Давид Мдзинаришвили / ТАСС

Признает ли Иванишвили и его команда итог выборов в случае поражения? Скорее всего, да. Бидзина Иванишвили — не Александр Лукашенко, 

а Грузия и грузинское общество с ее свободными СМИ все-таки отличается от некоторых других постсоветских государств, хотя оппозиционеры и убеждены в неминуемости наиболее травматического развития событий в случае проигрыша ГМ.

Так, например, бывший министр обороны Грузии Георгий Барамидзе, известный как наиболее верный соратник экс-президента Саакашвили, убежден: в случае если Иванишвили «почувствует опасность потери власти», тот якобы «неминуемо призовет на помощь российскую армию для подавления оппозиции, победившей на выборах».

Другое дело, что той армии сейчас точно не до грузинских «разборок», даже если они и сулят мнимые или реальные геополитические бонусы на Южном Кавказе.

Георгий Пагава, Тбилиси

* Внесено властями РФ в число экстремистских.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow