18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ВИШНЕВСКИМ БОРИСОМ ЛАЗАРЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ВИШНЕВСКОГО БОРИСА ЛАЗАРЕВИЧА.
Фото: Андрей Бородулин / Коммерсантъ
Министерство труда и социальной защиты выложило для проведения общественного обсуждения проект профессионального стандарта «Писатель».
Нет-нет, это не сообщение агентства фейковых новостей «Панорама».
Это официальный портал проектов нормативных правовых актов.
«Судья: А вообще какая ваша специальность?
Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить ВУЗ, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно)… от Бога…
Судья: У вас есть ходатайства к суду?
Бродский: Я хотел бы знать, за что меня арестовали…»
Это было шестьдесят лет назад, в Ленинграде — 18 февраля 1964 года Дзержинский районный суд рассматривал дело «тунеядца» Иосифа Бродского. Именно у него судья Екатерина Савельева спрашивала, «кто причислил его к поэтам» и где он этому учился. Тогда будущий нобелевский лауреат по литературе и будущий почетный гражданин Санкт-Петербурга был приговорен к пятилетней ссылке с принудительным трудом.
Если «писательский стандарт» (а он распространяется и на поэтов) будет принят, многих из нынешних литераторов под суд за тунеядство, конечно, не отдадут — тем паче, этой уголовной статьи давно нет. Но вот доказать, что они поэты или писатели, будет ох как нелегко.
Для этого им придется не просто, как указано в стандарте, выполнять «обобщенную трудовую функцию «Создание литературных произведений». В том числе создавать «оригинальные литературные произведения». Или создавать их для «аудиовизуальных произведений». Или заниматься «оценкой качества литературных произведений». Или их переработкой (обработкой или инсценировкой).
Им придется, во-первых, иметь высшее образование (как и говорила судья Савельева: высокое звание писателя или поэта дается образованием, а вовсе не Богом).
А во-вторых, строго выполнять указанные в стандарте «трудовые действия», иметь «необходимые умения» и «необходимые знания».
Например, те, кто будет создавать «оригинальные литературные произведения», должны будут выполнять такие «трудовые действия», как
- «разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального литературного произведения»,
- «написание основного текста оригинального литературного произведения»,
- «первичное редактирование оригинального литературного произведения»,
- «корректировка (доработка) оригинального литературного произведения»,
- «подготовка текста оригинального литературного произведения для передачи в издательство»
- и «подготовка журнального варианта оригинального литературного произведения для передачи в редакцию периодического издания».
Для этого им понадобятся такие «необходимые умения», как
- «находить интересные темы, развивать их в художественные произведения малой и крупной формы»,
- «работать в разнообразных жанрах литературных произведений»
- и «использовать стилистическое и лексическое богатство русского/родного языка».
А еще им понадобятся такие «необходимые знания», как
- «художественно-выразительные средства русского/родного языка»,
- «основные направления русской и зарубежной литературы»,
- «особенности современного литературного процесса»,
- «основные этапы эволюции литературно-художественных стилей»,
- «история России и всеобщая история»
- и «фольклор народов России и мира».
Не зная всего этого, не станешь писателем или поэтом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ
Те, кто хочет претендовать на создание «оригинальных литературных произведений для аудиовизуальных произведений», должны будут выполнять немного иные «трудовые функции», в том числе — «разработка замысла (драматургии, концепции, жанра, формы) оригинального литературного произведения для аудиовизуального произведения» и «подготовка текста оригинального литературного произведения, представляющего собой воплощение творческого замысла писателя в контексте концепции аудиовизуального произведения».
В числе их необходимых умений должно входить умение
- «использовать литературоведческие приемы анализа художественной состоятельности концепции аудиовизуального произведения»,
- «использовать различные технические средства для подготовки аудиовизуального произведения»,
- «работать в коллективе с актерами, чтецами, композиторами, режиссерами, продюсерами»
- и «использовать стилистическое богатство русского/родного языка и его современных речевых особенностей при создании оригинального литературного произведения».
Широк и перечень необходимых им знаний, это:
- «художественно-выразительные средства русского/родного языка»,
- «методы сюжетно-фабульного построения литературного произведения, предназначенного для воплощения в аудиовизуальной форме»,
- «драматургические принципы создания аудиовизуального произведения»
- и «основные принципы работы специализированного программного обеспечения».
Ничуть не проще будущим критикам — тем, кто собирается заниматься «оценкой качества литературных произведений». Их необходимые «трудовые действия»:
- «проведение культурно-исторического и контекстуального анализа литературно-художественного текста»,
- «проведение оценки прочитанного, предоставление интерпретаций смысла произведений и комментариев к ним, при необходимости составление библиографии»,
- «создание литературно-критического текста»
- и «проведение редактирования текста».
Необходимые для них умения тоже широки: надо уметь
- «использовать различные виды, формы проведения подробного разбора сюжетных линий и фабулы литературного произведения, проработанности образов и характеров главных героев, лексических приемов, степени образности и оригинальности литературного языка и мышления автора произведения»,
- «использовать знания по теории литературы, истории и новейшей истории при рассмотрении произведения в широком культурно-историческом контексте, определении его художественной ценности»,
- а также «работать в основных жанрах литературной критики (критическая статья, проблемная статья, рецензия, памфлет, фельетон, эссе)».
Наконец, будущим критикам необходимы такие знания, как «художественно-выразительные средства русского/родного языка»:
- «история, теория, персоналии, современные направления литературной критической мысли»
- и «содержание, тенденции, закономерности и особенности современного литературного процесса, его влияние на формирование общественного сознания»…
Все перечисленное было бы гомерически смешно… если бы не было грустно.
С одной стороны, потому, что подавляющая часть настоящих писателей, поэтов и критиков как прошлого, так и настоящего прекрасно обходилась и обходится без всего этого бюрократического набора «функций», «умений» и «знаний».
А с другой стороны, потому, что овладение всеми этими знаниями и умениями (с подтверждением документами о соответствующих курсах, прослушанных в процессе получения образования) не делает человека ни писателем, ни поэтом, ни критиком.
Для этого нужно то, что в стандарте отсутствует, и что стандартизации не поддается, и чему нельзя научить — талант.
Данный от родителей или от Бога — не важно. Важно, чтобы он был.
Ведь талант, как писал когда-то великий Шолом-Алейхем (совершенно точно не учившийся быть писателем и понятия не имевший обо всем том, что перечислено в стандарте) — он как деньги: или он есть, или его нет.
И если его нет, то можно получить документ о соответствии стандарту, но нельзя стать писателем, поэтом или критиком…
P.S.
К проекту «стандарта» существует еще и пояснительная записка, не менее прекрасная, чем основной текст. В ней сообщается, что утверждение профессионального стандарта Писатель является «закономерным актом, отражением устойчивой тенденции повышения значимости нормативного регулирования отношений в сфере литературной деятельности», потому что «литературная деятельность становится делом государственной важности, поскольку оказывает прямое влияние на решение важнейших проблем в жизни страны, на духовно-нравственное, культурное воспитание людей». А также — что «становясь лидерами общественного мнения, ведя важную работу по воспитанию читателей, писатели нуждаются в выстраивании действенной поддержки современного литературного творческого процесса», и с принятием стандарта «впервые смогут рассчитывать на трудоустройство по специальности Писатель» (вот только где, неясно — Б.В.). Наконец, сообщается, что принятие стандарта для «выведет на качественно новый уровень проблему установления критериев оценки творческого труда» и будет «служить алгоритмом при организации и осуществлении творческой деятельности писателей». Вот оно для чего делается-то, а мы и не знали. Для поддержки творческого процесса и организации творческой деятельности. А то непорядок — без стандартов… Сразу вспоминается история 5-летней давности, как без справки о том, что он — писатель, Борису Натановичу Стругацкому не хотели устанавливать мемориальную доску. «А в энциклопедию или библиотеку заглянуть не пробовали?», — спросил я у чиновников…
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68