письма со шконкиОбщество

«Что происходит с теми, кто после «предупреждения» остался дома»

Письмо из больничного корпуса Матросской Тишины от арестованного за военные «фейки» буддиста Ильи Васильева

В конце июня арестовали 50-летнего программиста и настоятеля в буддийском Московском центре дзен Илью Васильева (известного по псевдониму Арви Хэккер) по делу о военных «фейках» (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). Причиной для уголовного преследования стали два поста на английском языке. Их обнаружили на технике, изъятой у Васильева год назад, когда полицейские осмотрели его квартиру и изъяли телефон. Тогда же суд оштрафовал программиста на 40 тысяч рублей по административному делу о «дискредитации» российской армии. После этого Васильев удалил все публикации из соцсетей, объяснив это тем, что хочет «избежать модных в России приключений за решеткой». Однако это его не уберегло.

После того как Илья больше месяца находился на карантине в СИЗО «Капотня», его перевели в больничное крыло Матросской Тишины из-за болезни, которая, как пишет политзэк, «лечится за неделю». В своем письме «Новой» он рассказал, что происходит с теми, кто решил остаться в России после «первого звоночка» об уголовном деле, и в каких условиях ему приходится лечиться.

Илья Васильев. Фото: соцсети

Илья Васильев. Фото: соцсети

Васильев Илья Владимирович 1973 г.р.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве

«Здравствуйте, читатели «Новой газеты»! Спасибо за добрые пожелания. В России остались те, кто любит нашу многострадальную родину, и порой безрассудно: жить здесь на воле не менее отважно, чем оказаться за решеткой. Я это знаю лично. Административку за «дискредитацию», которую я получил 11 мая 2023 года, многие справедливо воспринимают как приглашение к эмиграции. На этот случай у меня была куплена в «Китай-городе» толстая (более тысячи страниц) книга эмигрантки Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

После обыска меня привезли в отдел, где следователь долго печатал и подшивал листочки моего дела. Тогда я открыл первую страницу. Вечером 11 мая, вернувшись домой после суда, начал собирать сумку — не в эмиграцию, а на случай ареста. Второй раз ко мне пришли 20 июня 2024 года уже с уголовным делом, и это последний день, когда я был у себя дома. Поэтому я желаю всем вам, в стране, где тюрьма вошла в пословицы и поговорки, того же — сил, крепкого здоровья и никогда не попадать сюда.

За моим преследованием стоит офицер московского отделения ФСБ. 11 мая я его видел лично, проверил его красную книжечку. Он пришел ко мне лично на обыск, конфисковал айфон, Ipad и ноутбук — со всеми личными данными, контактами, перепиской, паролями, доступом к банковским картам и соцсетям. Уголовное дело эта спецслужба организовала уже через СК — по ст. 207.3 УК РФ за «фейки». Как известно, эта новая статья появилась после начала СВО. Но работник СИЗО-7 (Васильева первоначально распределили туда после суда по мере пресечения. — Ред.), оформлявший меня, удивился, что не знает такую статью, — еще не успел выучить.

Читайте также

«Я поступил как честный человек»

«Я поступил как честный человек»

Осужденный за военные «фейки» правозащитник Грегори Винтер ответил на вопросы «Новой» из кировской колонии

Офицер, затеявший мое преследование, выглядел уверенно, но не объяснил причины своего поведения. На обыск 20 июня он уже не пришел. Его имя и фамилию можно найти в моем деле. Преследование может быть вызвано желанием помешать моей религиозной деятельности — я был буквально на шаг от принятия монашеского обета уважаемой школы Сото Дзэн, но с такой же вероятностью «патриот» мог работать по какому-то списку, где я — один из многих, кого власть хочет видеть в эмиграции или за решеткой, освободив место для работающих на режим. Дальше я расскажу, что происходит с теми, кто после «предупреждения» выбрал оставаться дома — на родине, которая так изменилась в последние годы.

После второго обыска меня повезли в районный СК. Мне удалось передать весточку родителям. Они сами нашли адрес отделения, приехали, и это мне помогло. Моя работа с мая 2010 года — поддерживать практику дзэн в Москве. Этому помогает моя учеба на буддистского священника и принятие монашеского обета (сейчас у меня обет бодхисаттвы — мирянина, без «ухода из дома») — завершение важного этапа в жизни священника и начало нового. Священник — легкая цель для преследования силовиков. Я провожу медитации по известному расписанию, по одному и тому же адресу. В среду, 19 июня, я провел медитацию. В четверг мне позвонили в дверь, и неизвестные гости с автоматом Калашникова прошли в дом (перед входом в который мы всегда снимаем даже тапочки) в уличной обуви. После обыска и заполнения бумаг меня вывели в наручниках из подъезда под изумленные взгляды бабушек на скамейке.

Родители, спасибо им, дозвонились по телефону до адвоката. Когда он пришел в СК, мне трудно было сдержать слезы. После допроса меня задержали, повезли «снимать пальчики» и потом в ИВС оставили на два дня с поездками в суд на меру пресечения. Эти поездки в автозаке были утомительными, но сам ИВС оставил хорошее впечатление. Еда там значительно лучше, чем в СИЗО, куда я отправился после того, как суд назначил мне арест.

Всех арестованных в Москве везут в СИЗО-7 на карантин. Это Капотня, рядом с метро «Братиславская». Обычно карантин две недели, но меня держали там 38 дней. Трудно было в «Капотне» с передачей книг. Родные пробовали передать «Атланта», но не смогли. К моей радости, эта книга оказалась у моего сокамерника, и я продолжил свое чтение с той страницы, на которой остановился 11 мая. Тысяча страниц, а это было то же издание в мягкой обложке, пролетели быстро. 29 июля я встретился с мамой на свидании, перевернул последнюю страницу, а 30 июля меня повели на этап в тюремную больницу Матросской Тишины (СИЗО-1), откуда я вам и пишу сейчас.

Про свою историю болезни писать не буду. Отмечу только, что болезни лучше лечить на воле, не откладывая лечение на случай ареста.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Мое заболевание лечится за неделю. Я считал его легким и пренебрегал лечением. В условиях СИЗО-7 за месяц стало только хуже, и эти последствия стали только-только пропадать в СИЗО-1. Вчера (пишу вам письмо 11 августа) у меня прихватило спину, и дежурная медсестра ничем помочь не смогла. Сегодня чувствую себя немного лучше. Кабинеты врачей и процедурные здесь поддерживаются в чистоте. Палаты представляют собой тюремные камеры. Уборку в них осуществляют заключенные, то есть пациенты. Средств для этого предоставляют по минимуму. Когда мы заехали, у нас не было даже веника, стиральный порошок пришлось покупать.

В камерах нужен ремонт — туалет заливают больные сверху. Кому некому делать передачи, приходится тяжело. И даже если тебя поддерживают с воли, первые дни получить передачу очень сложно. Они уходят на запись в очередь. Правда, еще есть куда деградировать. Африканец из соседней камеры сказал, что в Африке тюрьмы еще хуже.

Читайте также

«Мне дали понять, что им просто приходится «отрабатывать» зарплату»

«Мне дали понять, что им просто приходится «отрабатывать» зарплату»

Осужденный по «фейковой» статье журналист Роман Иванов прислал в «Новую» письмо из СИЗО Коломны

Сожалею, что не могу сейчас рассказать много о жизни арестанта. Есть много интересных историй и много полезных советов, но я учитываю опыт Ильи Яшина*. Как рассказал один из уважаемых заключенных, мой тезка, «слишком много говорил», и не все из сказанного им облегчало жизнь тех, кто сейчас за решеткой. Будучи заключенным, Илья передавал на волю свои советы и наблюдения. Некоторые из этих советов — например, «книпсера» (один из инструментов ухода за ногтями. — Ред.) — мне помогают. Помимо прочего, Илья написал про нелегальную связь заключенного с другими камерами и с волей. Это арестантское сообщество нашло неэтичным. К чести Ильи, говорят, что Яшину на такое поведение «указали» — и он «все понял». Подытоживая, я высказал предположение, что русским политзаключенным надо учиться конспирации. В этом камера меня поддержала. <…>

Новым еще для меня был телевизор в «Капотне». Вся камера смотрела российские телеканалы. Я телевизор не смотрел очень давно, и излагаемая им точка зрения многими воспринимается некритично. Другой информации о происходящем здесь нет. Мне стало понятней, почему отсидевший свой срок Сергей Удальцов вышел с теми убеждениями, которые у него сейчас, увы, есть. У меня есть возможность сравнить жизнь русского СИЗО с дзэн-буддистской монастырской жизнью. У некоторых моих сокамерников тюрьма ассоциируется с армией, но любые аналогии хромают. Здесь своя жизнь. Вокруг России снова возникает «железный занавес», и в такой проекции русская тюрьма — это «Россия в России», еще более недоступная из цивилизации, частью которой наша страна была в 90-е и нулевые. И за всем этим наблюдаю изнутри.

Я получаю письма тех, кто сочувствует политическим заключенным, от друзей, от буддистов и тех, кому интересен дзэн. Спасибо вам за письма и искреннюю поддержку! Некоторые переводят мне деньги на мой личный счет ФСИН, это дает возможность покупать хорошую еду, средства гигиены и другое, что здесь необходимо. Есть и те, кто делает мне передачи. Всю эту поддержку чувствуют и сами «политические», и те, кто сидит рядом с нами. Многие сочувствуют, считая «политические» сроки слишком большими и несправедливыми.

Обложка книги «Трудно быть богом». Фото: соцсети

Обложка книги «Трудно быть богом». Фото: соцсети

Помимо «Атланта», я здесь уже перечитал «Трудно быть богом». Тоже читается совсем по-другому, за решеткой каждое СИЗО — особый мир. Правила, режим дня и то, как их соблюдают. Трехразовое питание есть и в «Капотне», и в «Матроске», но у кого есть возможность, питаются едой из передач и тюремного магазина. Раз в день — прогулка. Также есть душ раз в неделю. Тюремной библиотекой мне воспользоваться пока не удалось, хотя пытался, книги брал у сокамерников.

Вообще многое зависит от камеры, куда и с кем попадешь. Общаться с сокамерниками, помимо всего, мне помогает опыт автостопа из хипповской молодости. На трассе находишь общий язык с водителем, а они очень разные. Здесь также есть многообразие людей — разных национальностей, вероисповеданий и образов жизни. Некоторые в курсе про политическую ситуацию, другие верят телевизору или избегают близкого общения. В СИЗО есть веротерпимость. Мусульмане делают утренний намаз, я — утреннюю медитацию. Православные могут ходить на службу, есть и нерелигиозные заключенные. Мне медитация помогает как монастырский опыт. Для некоторых сложно безделье, одиночество, отсутствие контроля над своим расписанием и жизнью. Быт камеры — это жизнь в рамках строгой тюремной системы, и он зависит от камеры к камере и от самих заключенных. Даже на свободе, вдали от цензуры и без ограничений, для полного описания тюремного быта требуется литературный талант. Мой опыт — это камера в «Капотне», где был сложившийся быт и мы убирались дважды в день, и эта камера в больничном крыле «Матроски», в которую мы въехали с этапа и которую сами «поднимали» из относительно запущенного состояния в чистое, когда некоторые непривычные стороны жизни возможны (например, ручная стирка, горячий чай и многие другие вещи). Спасибо за поддержку!»

Подготовил Андрей Карев

* Минюстом РФ внесен в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Письма со шконки

Политзаключенные отвечают из тюрьмы

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow