КомментарийЭкономика

Направо пойдешь — обеднеешь, налево — убьешься, а прямо хода нет

Экономические итоги первого полугодия 2024 года: бюджет, ипотека, автомобили, потребительский рынок

Направо пойдешь — обеднеешь, налево — убьешься, а прямо хода нет

Фото: Алексей Смышляев / Коммерсантъ

Экономические итоги первого полугодия могут быть проиллюстрированы классической историей про стакан, который то ли наполовину пуст, то ли наполовину полон. Власти настаивают, что стакан полон, и даже больше, чем наполовину, на словах и граждане согласны с начальниками. Экономисты же советуют вспомнить другую старую историю о деньгах при коммунизме, которые у кого-то будут, а у кого-то нет.

Только июль принес в нашу жизнь достаточно финансовых потрясений: и налоговую реформу, и рост тарифов ЖКХ, и ипотечные страдания, и угрозы дальнейшего роста ставки ЦБ, топ-менеджерам которого, кстати, зачем-то предложили выдать табельное оружие. Но самые главные проблемы не в этом, а в том, что, начав тратить деньги на то, что не нужно гражданам в повседневной жизни, правительство уже не сможет остановиться.

Квартирный вопрос

История со льготной ипотекой, о необходимости прекращения которой финансовый блок правительства заговорил едва ли не через полгода после ее старта, наконец-то пришла к своему промежуточному финишу. Промежуточному — потому, что «льготную ипотеку» начала заменять «ипотека семейная», кроме того, начальники увидели, что раздача льготного кредита (не «товара», заметьте, а льготного кредита на этот «товар») — политически очень выигрышная штука.

Итоги же четырехлетней ипотечной эпопеи выглядят так.

Цены на жилищном рынке выросли в два-два с половиной раза, примерно в два-три раза вырос объем задолженности, а вот объемы строительства выросли всего лишь на 15%

(в среднем от региона к региону картина меняется: так, в Петербурге с момента запуска льготной ипотеки объем текущего строительства сократился на 44% — источник данных ЕИСЖС). Действительно, учебник экономической теории не подвел — на его третьей странице написано, что если вы будете субсидировать спрос в ситуации дефицита предложения, рынок отреагирует резким ростом цен.

Нет, часть покупателей успела выиграть на программе — это были те, у кого в середине 2020 года были «свободные деньги», и кто сразу взял ипотеку, успел купить квартиру на высокой степени готовности и теперь выплачивает долг подешевевшими деньгами. Но таких расторопных покупателей оказалось не большинство.

Сегодня же ситуация с ценами на жилищном рынке выглядит так —

чтобы взять кредит на стандартную «двушку» под 19,5% годовых сроком на 30 лет, москвичу нужна зарплата в 539 тысяч рублей, а красноярцу — 203 тысячи.

  • Размер кредита на жилье по стране в июне достиг максимального показателя за всю историю — ₽4,74 млн (+21% за год), сообщает Объединенное кредитное бюро.
  • Срок ипотеки вырос на 42 месяца и теперь составляет 24 года и 5 месяцев (293 мес.).
  • Всего за июнь банки выдали 172,19 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму ₽815,92 млрд.

Да, в июне 2024 года на смену «льготной» ипотеке пришла «семейная», с лояльными для покупателей шестью процентами годовых по кредиту, но это уже другие суммы кредитов и другие требования к покупателям.

Пока еще слишком рано делать уверенные прогнозы по рынку жилья, но можно сказать, что во втором полугодии рынок столкнется с падением продаж, а реакцией будет предложение купить квартиру в рассрочку, субсидирование ставки от застройщика (за счет маржи или наценки) и дисконты для покупателей с детьми до 7 лет, которые будут оформлять «семейную ипотеку».

А вот само строительство жилья может затормозиться — значит, ожидать снижения цен не приходится

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко / Коммерсантъ

Автомобильный вопрос

Также за первые полгода стало ясно, что РФ-рынок автомобилей «уходит под Китай», причем даже быстрее, чем ожидалось ранее — из 774 тысяч проданных в РФ новых автомобилей, 439 тысяч — это автомобили made in China. Россия сегодня — один из самых ёмких авторынков в мире с огромным дефицитом предложения, поэтому сейчас она стала крупнейшим экспортным рынком для китайских производителей автомобилей. В 2023 году Китай продал в Россию 909 тыс. автомобилей на 91 млрд юаней. Для сравнения: суммарный китайский экспорт автомобилей на важнейшие западные рынки (Бельгия + Австралия + Великобритания + Испания) составил 784 тыс. единиц на 78,4 млрд юаней.

Впрочем, расширение предложения китайских автомобилей на российском рынке обернулось ростом цен на российские машины — в пересчете на зарплаты их доступность снизилась до минимального уровня: за новый автомобиль теперь нужно отдать не менее 40 средних зарплат.

Будет еще дороже — на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен документ, разработанный Минпромторгом России, предусматривающий увеличение утилизационного сбора на автомобили с 1 октября 2024 года. Согласно ему, ставка утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей с двигателями 1−2 литра возрастет с нынешних 300 600 рублей сначала примерно до 556 000 рублей, а затем, в 2025 году, до 667 000 рублей. Для моделей с объемом двигателя 2−3 литра в 2025-м возрастет до 1 875 600 рублей.

Ранее Минпромторг сообщал, что в 2024 году ставка утилизационного сбора может быть планово проиндексирована в среднем на 70−85% в части автомобильной техники и прицепов, а затем повышаться на 10−20% каждый последующий год вплоть до 2030-го…

Рост утильсбора приведет к подорожанию не только китайского, но и отечественного автопрома. Такой тезис высказал в письме Business FM президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов.

По оценке Жигалова, так как производители закладывают утильсбор в стоимость машины, его повышение в октябре на 70‒85% и ежегодная индексация приведут к подорожанию всего автопрома, а не только «китайцев».

Что важно — утилизационный сбор касается нелокализованных автомобилей, т.е. иностранной сборки. Почти всех иномарок, в общем, неважно каким путем они попали в Россию, потому что сейчас на РФ-заводах собираются только «китайцы».

Да и в целом

за последние два года автопромышленность оказалась именно той отраслью, в которой не удалось обеспечить ни роста, ни даже простого восстановления.

Фото: AP / TASS

Фото: AP / TASS

В марте-мае 2024 года уровень производства оставался на 22% ниже среднемесячного уровня 2021 года, что было обусловлено уходом западных брендов с российского рынка и проблемами с импортом комплектующих. Эти факторы повлияли в первую очередь на выпуск легковых автомобилей (-45%), а также комплектующих (в частности, двигателей внутреннего сгорания: -33%). Правда, в других сегментах производство даже несколько увеличилось (выпуск автобусов и грузовых автомобилей возрос почти на 9,9%). (Данные Росстата)

Вообще, производство автомобилей — это очень характерный маркер состояния именно потребительской экономики. Автомобиль — это наиболее комплексный технический продукт, который может приобрести обычный человек. Так сказать, сплав технологий, доступных рядовому потребителю, и определяющий уровень развития потребительского рынка в целом. (Вот как для правительства самый сложный технологический продукт, который оно может купить, — это атомный авианосец, плавучий аэродром ударной авиации; возможность создать и использовать такую штуку — определяет уровень технологических возможностей страны.)

Неспособность создать автопромышленность, ориентированную на обеспечение потребительского рынка своей страны, говорит либо о каких-то серьезных и системных проблемах с потребительской экономикой, либо о приоритетах, которые развития этой потребительской экономики не предусматривают.

А приоритеты правительства видны в официальной статистике промышленного производства, содержание которой коротко изложено в докладе «Динамика промпроизводства «новейшего времени»: чем прирастаем» Центра Макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Читайте также

А мы боимся, но радуемся и одобряем

А мы боимся, но радуемся и одобряем

Сознание раздвоилось: народу нравится политика правительства, но он недоволен ценами

Промышленный вопрос

Считая от среднего уровня 2022 года, максимальный вклад в рост промышленного производства внесло наращивание выпуска готовых металлических изделий (выпуск возрос на 68% и понятно, о чем идет речь).

В секторе «производство компьютеров, электронных и оптических изделий» выпуск возрос на 55%. Рост в отрасли обусловлен ускоренным наращиванием выпуска контрольно-измерительных и навигационных приборов и аппаратов. А вот спад — правда, почти двукратный (-45%) — отмечен только в секторе производства бытовой электроники (деликатно отмечают в ЦМАКП).

Выпуск по виду деятельности «производство прочих транспортных средств» увеличился на 39%, при этом основу прироста по отрасли в целом обеспечило «наращивание производства летательных аппаратов», подчеркивают правительственные аналитики. И это, как мы понимаем, не гражданская авиация.

Правда, высокие темпы роста производства металлических изделий куплены ценой «торможения» в других отраслях, включая главную — нефтяную.

Объем среднесуточной добычи сырой нефти и природного газа — крупнейшего сегмента промышленности России — в среднем за март-май 2024 года оказался на 0,8% меньше среднего значения в 2021 году.

Стагнация сектора связана как с ограниченными возможностями экспорта (что больше касается природного газа), так и с добровольными лимитами на добычу в рамках ОПЕК+.

Еще более выраженный спад выпуска отмечен

  • в добыче металлических руд (-3,6%),
  • производстве одежды и текстильных изделий (-4,3%),
  • а также водоснабжении, водоотведении и утилизации отходов (-3,5%).

Относительно слабый рост к уровню 2021 года фиксировался

  • в металлургии (+3,2%),
  • электроэнергетике (+2,8%),
  • производстве нефтепродуктов (+1,2%) — эти три отрасли в совокупности формируют 28% добавленной стоимости промышленности (что сопоставимо с добычей нефти и газа).

Высокие цены на нефть (при сохранении объемов ее добычи), рост правительственного заказа, расширение кредита — собственно, это и есть три источника промышленного роста. Если с ними что-то будет не так — экономику ждет стагнация.

Читайте также

Устойчивая неустойчивость

Устойчивая неустойчивость

Экономическая активность в 2024 году действительно возросла. Только растет не то и не там, и потому вряд ли хватит ресурсов и денег

Денежный вопрос

В правительстве это прекрасно понимают, и активно ищут средства на продолжение своей политики.

Правительство повышает налоги, сборы, штрафы. Плюс — правительство решило поднять тарифы ЖКХ с 1 июля — на 9‒14%, в зависимости от региона. Это выше официальной годовой инфляции (около 8,5%) и тем более выше уровня инфляции с начала года (около 4%). Повышение оплаты ЖКХ на 9‒14% означает, если учитывать эту долю в расходах населения, изъятие из кошельков дополнительных 1‒2% доходов.

Но все это происходит на фоне того, что реальные доходы населения растут на 7‒10% в год только в открытой части (не считая серой экономики).

Спрос на труд достиг исторического пика и продолжает расти — при неоднородной картине по отраслям. Такая ситуация провоцирует рост зарплат темпами существенно выше производительности труда, что создает дополнительные проинфляционные риски,

подчеркивают в ЦБ.

У людей деньги есть, думает правительство. По состоянию на 1 января 2024 года объем вкладов населения в российских банках составляет 50,7 трлн рублей, что почти на 10 трлн рублей больше, чем годом ранее. Ипотеку и потребительские кредиты люди готовы брать, не глядя на ставки от 19 до 30%.

Правда, за бортом этого праздника жизни остаются пенсионеры, у которых динамика реальной пенсии составляет около 0% за последний год. Но и среди пенсионеров, как может рассуждать начальство, значительная часть работает и имеет какие-то приработки вроде сдачи квартир.

Но доходы съедаются ростом цен. «В мае-июне и текущий рост цен, и годовая инфляция усиливались. За такой динамикой по-прежнему стоит активное расширение потребительского спроса в экономике. К этому добавились ожидания роста издержек на доставку импортных товаров в Россию, которые могут лишь частично компенсироваться укреплением рубля. В результате рост потребительских цен на товары и услуги, сильно зависящие от валютного курса, не ослаб, а усилился», — пишут аналитики ЦБ РФ в бюллетене «О чем говорят тренды».

Выбор, которого нет

Фото: Андрей Миридоново / Коммерсантъ


Фото: Андрей Миридоново / Коммерсантъ

В чем сложность выбора экономической политики? До 2024 года благодаря сохранению нефтяного экспорта на фоне роста мировых цен у правительства было достаточно денег для того, чтобы одновременно финансировать «выполнение задач», покрывать расходы по социальным обязательствам и финансировать экономику. Но ужесточение бюджетных ограничений (а свидетельство тому — рост налогов) будет ускорять переход к такой экономической модели, в которой все меньше будет места бизнесу и потреблению, и все больше — изъятиям и распределениям.

Можно предположить, что правительство сейчас может колебаться в своей политике — пускать ли все больше ресурсов на производство металлических изделий или «иных транспортных средств», рискуя ростом цен и торможением во всех других отраслях? Но на самом деле включенный на полную мощность магнит «обрабатывающей промышленности» уже потащил экономику за собой.

Даже если бы правительство захотело остановиться в своей политике, оно уже не сможет этого сделать — остановка финансирования «малорыночных отраслей», как их деликатно называет ЦМАКП, может привести примерно к таким же последствиям, как остановка этих отраслей привела на рубеже 1990-х годов. Поэтому правительство будет «тратить до последнего», рассчитывая на поддержку тех, кто разбогатеет на его заказах.

В этой связи интересен прогноз, который делает UBS Wealth Report 2024. Если в 2023 году в России было 382 тысячи долларовых миллионеров, то к 2028 году их число вырастет на 21% — до 461 тысяч.

Правда, у населения может быть по этому поводу свое мнение —

по данным регулярного исследования РосИндекс, в динамике за 5 лет у россиян больше всего упало намерение выплачивать кредиты или делать сбережения/инвестиции.

Желанию правительства тратить может быть противопоставлено желание людей жить.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow