КомментарийЭкономика

А мы боимся, но радуемся и одобряем

Сознание раздвоилось: народу нравится политика правительства, но он недоволен ценами

А мы боимся, но радуемся и одобряем

Фото: Сергей Булкин / ТАСС

Российский ВВП демонстрирует рост, растут и зарплаты. Впрочем, так же устойчиво и уверенно растут цены. Поэтому товары длительного пользования становятся менее доступными. В первую очередь это касается машин и квартир.

Тем не менее людям нравится происходящее. А с другой стороны, те же люди полны ожиданий роста цен и в целом ведут себя беспокойно в частной экономической жизни конкретных домохозяйств: никто не копит, все всё тратят тут же и бесконечно берут кредиты.

Давайте попробуем разобраться в этой шизофрении. И для примера возьмем автомобильный рынок.

Оптимизм обоснованный и не очень

В этом году эксперты Института социологии РАН обратили внимание на знаменательное событие — впервые за все время мониторинга (с 1992 года) доля тех, кто ответил «Да» на вопрос: «Отвечают или нет проводимые экономические преобразования интересам большинства населения нашей страны», — превысила долю тех, кто ответил «Нет»: 44% против 31%. («Как живешь, Россия? — 54-й этап социологического мониторинга», апрель 2024, ИС РАН)

Экономиста такой оптимизм заставит насторожиться: какие такие «экономические преобразования» отвечают интересам большинства населения? Ну вот что такое «преобразилось» в экономике, что «результаты» преображения отвечают интересам большинства?

Даже власти, которые в общем зациклены на росте ВВП, много говорят о росте номинальных доходов, меньше — о росте реальных доходов.

То есть в кошельке ничего не прибавилось, а радостные цифры можно увидеть лишь на бумаге, но их не съешь и не наденешь.

Хотя, конечно же, и рост реальных доходов тоже есть — в отдельных отраслях экономики и не совсем экономики. Если вы на треть увеличите бюджетные расходы — чего ж ему не быть, росту-то? (Расходы федерального бюджета в период с 2021 по 2024 г. выросли на 11,9 трлн руб. — с 24,76 трлн руб. в 2021 г. до 36,66 трлн руб. в 2024 г).

Действительно, по данным Росстата, в первом квартале 2024 года располагаемые денежные доходы населения продолжили устойчиво расти в реальном выражении (в I кв. 2024 г. они увеличились на 5,9% по сравнению с I кв. 2023 г.). Это обеспечивается быстрым ростом реальных заработных плат на крупных и средних предприятиях, занятых в ВПК (на 12,9% в марте 2024 г. к марту 2023 г.), и выплатами военнослужащим, отмечают эксперты НИУ ВШЭ, изучающие динамику потребительских доходов в рамках проекта «Экономическое поведение домохозяйств».

Читайте также

Устойчивая неустойчивость

Устойчивая неустойчивость

Экономическая активность в 2024 году действительно возросла. Только растет не то и не там, и потому вряд ли хватит ресурсов и денег

В свою очередь, рост зарплат способствует улучшению субъективных оценок материального достатка части российских семей. По данным ИнФОМ, в мае 2024 г. впервые за последнее десятилетие сравнялись доли позитивных (22%) и негативных (22%) субъективных оценок перемен в материальном положении семьи, произошедших за истекший год.

В то же время, согласно данным исследования «Экономическое поведение домохозяйств» (НИУ ВШЭ), в 2024 году россияне считают, что для «нормальной» жизни нужен доход в размере 70 тыс. руб. на человека в месяц. Эта сумма на 11% больше той, которую респонденты называли летом 2023 г. То есть денег не хватает, и не хватает, потому что растут цены.

И, заметим, — эта сумма больше официальной инфляции.

Впрочем, с инфляцией вообще интересно. По мнению людей, цены растут значительно быстрее, чем об этом сообщает статистика.

Например, согласно данным июньского опроса фонда «Общественное мнение», среди населения медианная оценка годовой инфляции российскими домохозяйствами составила 14,4%, а оценка инфляции через год — 11,9%.

При этом у обладателей сбережений медианное значение наблюдаемой годовой инфляции составило 12,5%, а у домохозяйств без сбережений — 16%. Ожидания инфляции через год также существенно различались и составили соответственно 10,3% и 13,1%.

Это существенно выше июньской оценки официальной инфляции в 9,2% и гораздо выше прогноза Банка России, согласно которому, инфляция вернется к целевому уровню в 4% в 2025 г.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Профессиональные финансисты оценивают инфляцию еще выше.

Онлайн-опрос участников Финансового конгресса Банка России за два дня до его начала показал, что медиана оценок инфляции за последние 12 месяцев составила 15,7%.

Проблема здесь не в том, что официальная статистика не успевает зафиксировать рост цен, а в том, что люди начинают утрачивать доверие к действиям финансового регулятора и ведут себя так, как будто денежный поток не прекратится никогда (и цены будут расти все быстрее), а значит, надо и стараться потратить здесь и сейчас как можно быстрее. И инфляция приобретает самоподдерживающийся характер.

Еще не роскошь, но уже не средство передвижения

Последствия экономических преобразований, которые сейчас происходят в России, ярче всего видны на автомобильном рынке — как говорится, «здесь все»: и попытка заместить «импорт», и «поддержка отечественного производителя», и рост цен, и потребительские ожидания.

В 2024 году доступность новых автомобилей в РФ оказалась на рекордно низком уровне, что отражается и на продажах, и на состоянии автопарка.

Согласно данным ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД), за 10 лет срок накопления денег «на автомобиль» вырос на треть: в 2014 г. на покупку автомобиля требовалось менее 30 средних зарплат. В то время средние зарплаты находились на уровне 34 000 руб., а цена нового автомобиля, по данным РОАД, составляла 1 млн руб.

Сегодня при средних зарплате около 80 000 руб. и стоимости автомобиля 3,35 млн рублей получается, что машина «стоит» более чем 41 месячную зарплату.

Чтобы накопить на покупку нового автомобиля, среднестатистическому россиянину сейчас нужно работать почти 3,5 года, ничего не тратя, отмечают в РОАД.

(В апреле 2024 года официальная средняя зарплата составила 83 875 руб., но Росстат учитывает только сотрудников организаций, а это чуть более половины работающих.)

Автомобили с пробегом более доступны, но и на них теперь нужно копить дольше. 10 лет назад достаточно было 11 средних зарплат (при средней цене автомобиля 335 000 руб.), а теперь — 17 зарплат (1,35 млн руб.).

Если в 2013 г. каждый третий россиянин покупал новый автомобиль, то в 2024 году таких покупателей оказалось всего 19%.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Автомобили с пробегом в дилерском центре «Рольф Химки», Москва. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Автомобили с пробегом в дилерском центре «Рольф Химки», Москва. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Рынок автомобилей с пробегом более чем в четыре раза превышает рынок новых автомобилей. Но и он падает: в первом полугодии 2024 года было продано 3,2 млн легковых автомобилей и LCV с пробегом — на 5% меньше, чем годом ранее.

Стало сложнее купить автомобиль в кредит. Если в 2019 г. средний платеж по автокредиту составлял 42% средней зарплаты, то в 2023 году — 56%, а в первом полугодии 2024 года — уже 63%, причем эти расчеты не учитывают неизбежное повышение процентных ставок автокредитования.

По итогам первого полугодия 2024 года РОАД фиксирует рекордно низкий уровень бюджетного сегмента в продажах. Если в 2021 году на автомобили эконом-класса приходилось 70% продаж, в 2022 г. они занимали 55% рынка, то в 2024 году на автомобили эконом-класса — а это сейчас дешевле 2 млн руб. — пришлось меньше трети рынка, тогда как на автомобили дороже 3 млн — 36% рынка.

По данным РОАД, уже сейчас более 70% рынка автопарка страны, составляющего порядка 50 млн автомобилей, — старше 8 лет.

Стоимость нового китайского автомобиля, продаваемого в РФ, по данным РОАД, — 3,8 млн руб. По итогам июня 2024 года китайские автомобили заняли почти 62% рынка РФ — и это рекорд, сообщал «Автостат».

Можно, конечно, пошутить на тему, что «импортозамещение» — это когда вместо европейского импорта — китайский импорт, но в сущности за РФ-нефть Китай расплачивается автомобилями, причем структура цены за «конечный продукт» (китайское авто в салоне) — очень интересная.

ассоциация «Российские автодилеры»:

«С учетом утильсбора, таможенных платежей, сертификации, русификации, установки Глонасс, дорожающей логистики, маржи дистрибутора и дилера (они берут примерно по 5–10% от конечной стоимости автомобиля) китайский автомобиль в салонах российских автодилеров стоит минимум вдвое дороже, чем на выходе с завода в Китае».

Почему это интересно — потому, что правительство вполне устраивает ситуация, когда автомобиль в РФ становится если не роскошью, то близко к ней. Потому, что да, зарплаты растут — но часть этих зарплат «съедается» ростом цен на автомобили (причем правительство забирает изрядную часть цены), ростом цен на квартиры — все для того, чтобы излишнее потребление не «съело» другие ресурсы. В СССР ведь с автомобилями была такая же ситуация, они продавались значительно дороже себестоимости — и ограничение «потребления автомобилей» оборачивалось ограничением спроса на все, что могло сопутствовать автобизнесу.

Поставка китайских автомобилей в Россию. Автомобили марки Geely на территории Владивостокского морского порта. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Поставка китайских автомобилей в Россию. Автомобили марки Geely на территории Владивостокского морского порта. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Разница ожиданий

При этом с ростом доходов не все так просто. Росстат свидетельствует, что за последний год пенсии в реальном выражении не выросли («Отчет о социально-экономическом положении России. Май 2024»). Так что пенсионеры в материальном плане ничего особо не выиграли.

К слову, раз уж упомянули тут бюджетные расходы, ничто не мешало правительству накачать экономику деньгами и раньше — если уж так хотелось «потратить», те же триллионы можно было направить на жилищное строительство — и «проценты роста ВВП» были бы ничуть не меньше. Просто потребительская экономика не была приоритетом, не является она приоритетом и сейчас, чего начальство в общем и не скрывает.

Но респондентам «Мониторинга» ИС РАН нравится происходящее в стране. У меня нет никаких оснований сомневаться, что на вопросы социологов они отвечали именно так, как отвечали.

Но что именно из происходящего им нравится — ответа нет.

Интересно, что, по данным исследования «Экономическое поведение домохозяйств», чем моложе человек, тем оптимистичнее его представление о своем материальном положении и его будущей динамике. О положительных изменениях в уровне жизни своих семей существенно чаще заявляют также владельцы бизнеса, самозанятые и индивидуальные предприниматели (и они же ждут, что в будущем их доходы продолжат расти), в то время как об ухудшении материального положения чаще говорят безработные и неработающие пенсионеры (и они же чаще ждут дальнейшего ухудшения в будущем).

Но безработных в настоящий момент не так уж много, а мнение неработающих пенсионеров интересует власти постольку поскольку.

Можно сказать, что люди выдали начальству большой кредит доверия, ожидая, что «экономические преобразования» вот-вот прольются на их головы золотым дождем.

Вот только власти думают о том, как охладить экономику (вместе с доходами), а не разогревать ее. Это противоречие в ожиданиях людей и планах начальства так или иначе даст о себе знать.

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow