Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
3 июля ряд СМИ обратил внимание на появление на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов предложения в сфере паспортного контроля за авторством МВД РФ. Полное его название: «О внесении изменений в статью 11 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и статью 9 ФЗ «О гражданстве РФ».
Время нынче такое, что любая информация, связанная с паспортами, вызывает у граждан тревогу, если не панику. Есть ли для этого основания? Ответ будет зависеть от того, какими поправками обрастет проект в ходе дальнейшего движения, а главным образом от того, как будет складываться практика, когда закон будет принят и вступит в силу.
Настороженность вызывают главным образом две предлагаемые новеллы:
- уточнение, согласно которому недействительным будет считаться в том числе паспорт, в который внесены не предусмотренные законом отметки и записи (дополнение к ч. 8 ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»);
- наделение [вроде бы] правом изымать паспорта, наряду с полицией, органов пограничного контроля, подведомственных ФСБ, а также сотрудников дипломатических представительств и консульских служб РФ за рубежом (формально это МИД, но на самом деле тоже ФСБ).
Проект пока откровенно сырой. Так, из сличения предлагаемых поправок с текстом законов, в которые их предлагается внести, вытекает, что полномочиями по изъятию паспортов по-прежнему будут обладать все же только «федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы» — ведь исключительно они ведают выдачей и заменой паспортов. Так получается, что пограничник в будке в аэропорту, обнаружив, например, кляксу на странице паспорта, должен будет призвать на помощь полицейского, чтобы тот его как-то оприходовал.
Впрочем, это технический и легко устранимый недочет, а вопрос, который вызывает тревогу, такой: зачем? Некоторые СМИ ссылаются на пояснительную записку к проекту, обещающую, что все делается исключительно ради удобства граждан, но на официальном портале размещен лишь нормативный документ, никакой пояснительной записки к нему нет.
Зато есть опубликованное «Российской газетой» под рубрикой «эксклюзив» интервью с замначальника Управления паспортной и регистрационной работы ГУВМ МВД, полковником полиции Екатериной Сизовой. Если верить сайту, публикация размещена в 00 часов 00 минут 3 июля (на портале та же дата, но время не указано), и это, действительно, эксклюзив: обычных в таких случаях коротких сообщений на тот момент не было даже в лентах ТАСС и РИА «Новости». Записавший интервью журналист, придерживаясь жанра, сделал вид, что газета сама узнала о предстоящей публикации и обратилась в МВД, но что-то подсказывает, что инициативу проявила, наоборот, подполковник Сизова.
Из ее подробных объяснений, явно подготовленных заранее, в отличие от текста документа, можно что-то понять или о чем-то догадаться. Так, проект во всех случаях использует только термин «паспорт», не уточняя, идет ли речь о внутренних или заграничных паспортах. Товарищ Сизова объясняет:
пограничник из будки или сотрудник консульства за рубежом по будущему закону станут изымать у граждан именно внутренние паспорта, а что касается заграничных, то те же должностные лица при наличии тех же оснований могут это сделать и сейчас.
Однако до сих пор на границе никто не требовал внутренние паспорта — значит, скоро будут, и, возможно, нововведение именно в этом, а соответствующую инструкцию на основании принятого закона утвердят ФСБ и МИД. В комбинации с пунктом о непредусмотренных отметках это откроет широкие возможности для создания неприятностей кому надо. Случаи, когда у «неправильных» граждан РФ на паспортном контроле вырывали страницы из паспортов, в общем, известны, хотя доказать, что это сделали не сами отправленные восвояси, разумеется, никому не удалось.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Пуганая ворона куста боится, но что-то подсказывает нам, что новый инструмент в комбинации с уже имеющимися поможет отлавливать на границе или возвращать из-за границы в РФ граждан, подлежащих мобилизации. Иначе куда так торопилось МВД, вывешивая сырой проект, и подполковник Сизова? Правда, заключительный пункт обещает, что «закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его опубликования», но это при рассмотрении в Думе просто вычеркнуть будет проще всего.
Минули времена, когда по Москве и другим городам можно было гулять, как по лесу, без паспорта, а полицейские более или менее всерьез относились к своей же ведомственной инструкции, регламентирующей обстоятельства, при которых можно потребовать у гражданина паспорт. Но мы же не первый год в России живем. Проект, конечно, станет законом и, вероятно, с ужесточающими поправками, но помимо закона есть еще и практики, а верить бывшему «дяде Степе-милиционеру» особых оснований нет. Людям «не славянской внешности» на улицу лучше будет вовсе не выходить, а какие это повлечет социальные и экономические последствия — то не забота МВД РФ.
Философы Мишель Фуко, а вслед за ним Джорджо Агамбен придумали термин «биополитика» — это о дисциплинарных практиках современной власти, направленных, за невозможностью пока контролировать мысли, на контроль за телами (и телесными следами вроде постов в соцсетях). Гражданину РФ нет нужды погружаться в эту недружественную заумь (да и Дугин, наверное, не посоветовал бы) — тут каждый и так ощущает эту биовласть всей своей шкурой. В ее основе в первую очередь лежит учет передвижения тел.
Паспортный контроль — одна из ветвей биовласти, и всякий тут понимает, что он насквозь просвечен, прослушан, и деться ему особо некуда.
Параллельно с информацией о проекте МВД 4 июля появились еще две новости из области биополитики. Московский избирком утвердил новый порядок голосования на выборах, согласно которому отдать свой голос на сентябрьских выборах в Мосгордуму с помощью бумажного бюллетеня можно будет, только подав заявление за несколько дней до. А дальше — тайна голосования и никакого насилия, только учет.
В тот же день Дума с энтузиазмом приняла в первом чтении поправки к закону «О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ», которые обяжут народных избранников согласовывать выезды за рубеж (кроме официальных командировок) с руководством. «Надо будет обосновывать, куда едет человек, — напутствовал подопечных спикер Вячеслав Володин. — Если на Байкал — все поддержим, на Волгу будем рады. А если острова — Мальдивы или Бали — коллеги, ничего личного, — понимаем, что это будет неправильно по отношению к стране и своим избирателям».
Если уж сенаторам и депутатам придется запереть загранпаспорта в сейфе в отделе кадров или у председателя фракции — то с какой стати рядовые и не всегда правильно голосующие граждане сохранят возможность где-то разъезжать «неправильно по отношению к стране»?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68