А ведь я еще помню Уолтера Мондейла! Он, к слову, не так давно скончался, в апреле 2021 года. Впрочем, все, что было до февраля 2022-го, — это уже считается давно. Так вот, Мондейл шел кандидатом в президенты США в 1984 году. И я как продвинутый ребенок следил за президентской гонкой в Америке и болел за Мондейла. И был практически уверен в его победе. Потому что (как продвинутый ребенок) смотрел телевизор — и все выпуски новостей, и «Сегодня в мире», и «Международную панораму». И там говорили, что Уолтер Мондейл — прогрессивный кандидат, готовый к диалогу с Советским Союзом, и что народ Америки, люди труда, предпочтут его, а не бывшего актера и губернатора Калифорнии Рейгана.
Победил, конечно, Рейган. А Мондейл прожил еще 37 лет. И поскольку он был вице-президентом при Джимми Картере, то стал в свои 93 года ветераном среди бывших вице-президентов.
Я к тому это рассказал, что, сколько себя помню, интерес к американским выборам в нашей стране давно (и наверняка еще до моего рождения) был не просто велик, а велик как-то болезненно. И чтобы найти причину такого интереса, даже копаться долго не нужно. У нас самих таких ярких выборов никогда не было.
22 октября 1984 года. Президент Рональд Рейган (слева) и его соперник от Демократической партии Уолтер Мондейл. Фото: AP / TASS
Впрочем — были. Выборы Ельцина на второй срок в 1996 году. И тогдашние выборы в США, выигранные Клинтоном, были нам наименее интересны из всех кампаний за Белый дом на моей памяти. Потому что своя кампания имела такую интригу, что на американскую отвлекаться времени уже не было — как и желания.
Да, от выборов в США мы всегда получали то, чего были лишены сами — интриги. Непредсказуемости сюжета.
И, собственно, самого выбора! Когда у тебя есть хотя бы два кандидата. И когда ты уверен в том, что это будет состязание равных по возможностям людей. И что посчитано все будет по правилам. Во времена моего боления за Мондейла даже представить себе было невозможно, что у нас произойдет нечто похожее. У нас вместо выборов было голосование. Результат которого был ясен, потому что эта процедура была ритуальной. Во всех смыслах. В том числе и в таком, что выборы наши были мертвыми. А в прогнившей насквозь Америке — живыми.
Но есть и другое в этом несколько болезненном внимании к жизни в стране, в которой подавляющее большинство из нас не были и никогда не будут.
Во-первых, это фактическое признание Соединенных Штатов супердержавой. В России их не любят — вплоть до ненависти, ждут, когда они развалятся, а доллар исчезнет, они виноваты во всем плохом на планете. Но они — великая страна. Иначе какая была бы нам разница, кто станет в США лидером, если бы этот лидер и лидерство самих Штатов не влияли на весь мир таким существенным образом? Своим интересом мы это подтверждаем до степени чистосердечного признания.
А еще это несколько странное, но явное доказательство нашего желания дружить с американцами. Ведь всякий раз американских кандидатов в России, а до того и в Союзе изучали сквозь призму их отношения к нашей стране и перспектив отношений в случае избрания того или иного господина президентом. И едва намечалось в портрете кого-то из них что-то нам в этом смысле симпатичное, как мы превращались в его болельщиков. Вот как я болел в детстве за Мондейла.
Самое гротескное проявление случилось, конечно, после избрания Трампа на первый срок. Когда депутаты Госдумы с восторгом начали стоя аплодировать, пропагандисты (и пропагандистки) обещали кататься по Москве с американскими флагами.
И даже в маршрутках (сам свидетель) наклеили флажки и портреты Трампа и чуть ли не бесплатно возили старушек. Это ли не низкопоклонство перед Западом и лично перед Дядей Сэмом? Это ли не карго-культ? Это ли не дискредитация и измена — если судить по меркам после февраля 2022-го?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но это и желание дружить и нравиться, найти в сверхдержаве, которую считаешь врагом, что-то доброе, душевное, свое. Может, хватит уже с ней соперничать, может, лучше как-то вместе? «Союз» — «Аполлон»? Гор — Черномырдин?
Дональд Трамп и Джо Байден на теледебатах. Фото: AP / TASS
Впрочем, теперешняя президентская гонка в Штатах заиграла еще одной краской. И неожиданной для нас, и выгодной. Возраст обоих кандидатов в Белый дом — почти 160 лет на двоих. И не сказать, что выглядят они здорово. Байден — просто пожилой человек со всеми старческими проявлениям, увы. Трамп — тоже дед, но другого типажа. Есть такие общительные, назойливые, шумные, но из ума при этом немного выжившие старикашки. Плюс еще склонные к завиранию и эпатажу.
На этом фоне наш — хоть куда! И моложе, и бодрее, и говорит часами без запинки с прибаутками, графиками и цифрами.
Так что при сопоставлении личностей к традиционному интересу к американской кампании все-таки прибавилась и некоторая снисходительность. Раньше над нашими старцами у власти потешался весь мир, а нынче мы можем позволить себе юмор и сатиру.
Но интерес при этом не ослабевает. И он точно гораздо выше того интереса, который был к выборам в нашей собственной стране. Вы еще помните, что в России в марте выбирали президента? Кого именно выбрали — тут не перепутаешь и не забудешь. Но сам факт процедуры давно померк на фоне других событий и бытовой рутины.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68