Чтобы лучше понимать всю абсурдность проблемы, стоит погрузиться в историю. Изначально интернет — это все со всеми. Подключенные к сети компьютеры общаются друг с другом, между собой, используя базовые протоколы передачи данных. Когда стоит задача объединить — это нормально. Даже про шифрование никто не думал. Привет от одного компьютера мог распространяться по всей сети в открытом виде. То есть буквально текстом — привет!
Но, как всегда, на развитие технологий влияет бизнес. У вас есть открытый интернет, а вашей компании нужна своя, закрытая сеть, по которой вы своими секретными данными обмениваетесь. Так появился набор протоколов, объединенных общим названием VPN — виртуальная частная сеть. По сути — возможность создать закрытую локальную сеть поверх публичного интернета для абсолютно утилитарных рабочих нужд. И долгие годы VPN не интересовал никого, кроме системных администраторов, которым нужно было объединять удаленные компьютеры, часто в разных странах, для того чтобы сотрудники компаний работали в одном виртуальном пространстве.
Потом наступила эра авторских прав.
Про VPN вспомнили, когда появились первые стриминговые платформы, типа американского Hulu. Как так? Вся условная Америка может смотреть фильмы и пользоваться новым сервисом, а что делать остальному миру? Правильно, подключаться к сети другого региона.
И если вспомнить рекламу VPN прошлых лет, то главный аргумент, зачем пользователю это надо, был следующий: смотри Netflix, слушай Spotify и имей свободный доступ в мире многочисленных региональных ограничений.
Последнее благодаря VPN сегодня кажется глупостью. Становясь частью виртуальной сети, ваше устройство, компьютер или телефон по факту переносится в регион, где установлены серверы, к которым вы подключаетесь. В жизни современных пользователей это заметно по рекламе и местонахождению — стоит зайти на условный Amazon через немецкий VPN, и вы получите немецкую версию сайта и предложение доставить товары в Берлин. Подключиться к Spotify через Нидерланды — и в перерывах между треками слышать смешную русскому уху фразу Goeiemorgen.
До появления цензуры VPN для относительно широких масс был удобным инструментом для доступа к сервисам в других странах, где по тем или иным причинам ограничивали пользование для условно чужих.
Главный пример и образец для подражаний — Китай. Как известно, большинство зарубежных сервисов там недоступны. Но в реальности помимо существенных инвестиций в строительство «Золотого щита», делающего китайский интернет закрытым и контролируемым, за успехом проекта стоят репрессии. По факту даже там, поставив те или иные приложения, вы можете получить доступ к глобальной сети. Не всегда надежный, не всегда быстрый, приложения ломаются, но кому надо — жить могут.
Возвращаемся в наши дни. Деградация российской политической системы, попытка перенять опыт Китая, гигантские возможности по распилу бюджетных денег, а главное —
страх за то, что граждане имеют доступ к какой-то неправильной с точки зрения властей информации, привел к тому, что сотни тысяч сайтов в России недоступны, десятки популярных сервисов не работают, а интернет состоит из трех сайтов: «Яндекс», «ВК» и «Госуслуги».
Митинг за свободу интернета и в защиту мессенджера Telegram в Москве. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
При этом изначально все выглядело очень мило и начиналось с закона о защите детей. Пилотное тестирование проходило в школах, за бюджеты по разработке технологий бился «Ростелеком» и десятки крупных и не очень компаний, и казалось, что все это коснется лишь государственных учреждений: логично, если на школьном компьютере не будут открываться порносайты. Но это все было до первых массовых протестов. Потом интернет в России начали ломать, если не сказать, что насиловать.
С технической точки зрения «запрет» VPN реализуется стандартными способами блокировки: на крупных магистралях и у больших провайдеров стоят устройства, позволяющие либо банально по IP-адресу или домену, либо по типу протокола не пропускать информацию. Так под топор попало много популярных VPN-сервисов, которые, может, и работают — только без другого VPN вам на них не попасть. Та же судьба ждала и популярные социальные сети. И казалось бы, вот она мечта чиновников: тот самый чебурнет с тремя одобренными сайтами. Но в реальности все чуть сложнее.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
- Во-первых, VPN — это не какая-то отдельная штука, это набор протоколов, которые умеют разное, в том числе и прикидываться другими протоколами, что позволяет если не с легкостью, то с большим задором сводить на нет все усилия Роскомнадзора,
- а во-вторых, вернемся к тому, с чего начали: это утилитарная корпоративная технология, которая используется в любом бизнесе — от небольших компаний до больниц или банковского сектора — одно неловкое движение — и падает примерно все. Приводить примеры не надо, каждый пользователь в России с теперь уже не очень завидной периодичностью испытывает на себе то аварии, то какие-то блокировки.
Еще недавно истина была где-то посередине. Мы все наблюдали позор с блокировкой Telegram. Просто не смогли. При этом трафик Facebook*, Instagram* и Twitter очевидно упал. Но тут уже роль не столько технологий — у кого надо, у того работает, — а пропаганды. Можно вспомнить так называемые социальные ролики РОЦИТ — компании, которая, по идее, должна отстаивать права: подключаешься через VPN — украдут пароли. Скачал VPN — получил вирус на компьютер. Ересь и бред, но людям пожрать надо, а не разбираться в технологиях.
Ну а сейчас полная шизофрения. VPN запрещен, как LGBT**. Программное обеспечение для доступа к запрещенной информации — это примерно как несуществующая организация. Сервисы пытаются блокировать, за рекламу наказывать и вообще всячески сражаться, а пользователи — ставят по пять приложений: одно из них точно будет работать, — и наслаждаются чистым интернетом, без запретов и цензуры, и без России — все сервера чаще всего находятся в свободных странах.
Суммируя вышенаписанное:
запретить невозможно, но можно немного поломать, а главное — хорошо запугать. На этом все и держится.
Но обывателя, глядящего на этот мир, волнуют не технологии, не законодательство, а простое — «какой брать?», что скачать, и забыть это как страшный сон. И тут, увы, простого вопроса нет — поломали все очень достойно, и для свободной жизни придется прилагать усилия.
В ситуации закручивания гаек — чего стоят региональные блокировки мессенджеров, надо иметь набор ключей: к великому сожалению, наличие на вашем устройстве двух-трех VPN-сервисов — это необходимость. Свобода стоит дорого, так что логично, что платные будут работать лучше — как минимум есть поддержка и какая-то виртуальная гарантия, что в случае чего — проблему исправят, блокировки обойдут и будут дальше работать. И даже это не надежно — кто знает, куда еще дотянутся кривые руки Роскомнадзора и что ляжет завтра.
Но есть и хорошие новости: большей рекламы простой технологии для коммерческих нужд, чем местные власти в России, не сделал никто, и очередные попытки, пусть даже законодательные, будут заставлять все больше людей напрягаться, скачивать какие-то приложения для обхода блокировок, разбираться в технологиях и в результате становиться свободными, хотя бы в Сети. И сегодня без всякой статистики понятно — таких все больше. Тем более что VPN — самый легкий способ покинуть страну. Нажал на кнопку — и тебя тут уже нет.
* Принадлежат компании МЕТА, чья деятельность в РФ объявлена экстремистской и запрещена
** Признано судом РФ экстремистской
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68