15 января власти Катара объявили, что государственная компания QatarEnergy прекращает транспортировку сжиженного газа через Красное море. Ее танкеры впредь пойдут в Европу маршрутом Васка да Гама — в обход Африки. Катар — второй по объему экспорта поставщик газа на мировой рынок.
Решение было принято в понедельник, так как рынок ждал результатов бомбардировок наскоро созданной США коалицией целей в Северном Йемене. С его берега иррегулярные части хуситов эпизодически обстреливают торговые суда, проходящие Суэцкий канал, а с недавних пор и военные корабли США. И, по сути, результаты обстрелов (более 200 целей в четырех провинциях Йемена) были катарцами таким своеобразным образом признаны неудачными — хуситы практически не обратили на военную операцию внимания.
В обстрелах приняли участие ВМФ США и Великобритании — самая мощная морская коалиция в мире. И они сами накануне ударов по Йемену предупредили судовладельцев, что маршрут через Баб-эль-Мандебский пролив опасен — формально Катар учел эти риски. Однако обстрелы кораблей, идущих через Суэц, хуситы ведут уже три месяца. А решение Катар принял вчера. Чего же ждали судовладельцы?
Трафик через Красное море — 15% мирового судоходства, а вот перевозка топлива, по разным оценкам, — уже до 30%.
Понятно, что результаты авиационных и ракетных ударов по целям в Северном Йемене подверглись самому тщательному анализу не в только штабах НАТО, России или Китая, но прежде всего в руководстве крупнейших компаний-судовладельцев. Для этого ими загодя были заказаны исследования в авторитетных аналитических центрах.
Согласно брифингам военных в США, в ходе атаки они уничтожили около четверти ракетных средств и БПЛА хуситов. Но независимые западные эксперты немедленно указали, что список целей по большей части механически повторяет список, использовавшийся для бомбардировок этих территорий Саудовской Аравией в 2015 году. Обнародованные вскоре спутниковые снимки последствий ударов вызвали еще больший скепсис. Большинство попаданий пришлось по объектам, которые сложно отнести к военным.
США нанесли новый удар по йеменским хуситам. Фото: соцсети
Практически немедленно хуситы, впрочем, без внятных результатов, обстреляли корабли у своего берега. В понедельник, по сообщению Центрального командования (CENTCOM), они неудачно запустили крылатую ракету по эсминцу ВМС США «Лабун» в Красном море.
И дальше торговцы ждать не стали: перспективы военного решения вопроса им показались практически нулевыми. Потому в ближайшее время все больше контейнеровозов и танкеров пойдут вокруг Африки. Если только хуситам не поменяют задачу их «генеральные спонсоры».
Мы уже рассказывали, что Йемен для Ирана — не чужой край. В прошлом он был провинцией Сасанидов, а близкие к шиитам хуситы рассматривались как союзники исламской революции еще аятоллой Хомейни. Никакого производства в Йемене нет, все оружие последние годы они получают от Тегерана.
Часть безнадежно устаревших советских противокорабельных ракет (ПКР) П-15 осталась им в наследство от развалившейся в 2014 году армии светского «социалистического» Йемена. Но и это железо имеет головки самонаведения и при прямой видимости в локаторах практически не нуждаются. Даже самый крупный гражданский корабль беззащитен перед ее боевой частью весом в полтонны. Остальная часть хуситского крылатого арсенала — иранские реплики китайских ПКР С-802 с радиолокационным наведением.
Совсем недавно хуситам передали не крылатые, а баллистические ракеты Al-Bahr Al-Ahmar. Они предназначены для стрельбы по морским целям на дальность 350 км. Вместе с ней боевики получили Aasif — твердотопливную ракету с БЧ 550 кг и дальностью 400 км. Заявлено, что это высокоточное оружие (что еще предстоит доказать), оно, по-видимому, является упрощенной экспортной модификацией иранской ракеты Halij Fars. Кроме того, хуситы демонстрировали на военном параде советские морские мины.
Противокорабельная ракета П-15 образца 1960 года. Фото: Викимедиа
Мировая экономика стоит перед неприятным фактом: 15% мирового торгового трафика блокирует мятежная территория без четко выраженных признаков государства, но с более-менее современным оружием.
Если ситуация не изменится, стоимость мировых перевозок нефти может увеличиться на 15%, а сжиженного газа (для Европы) на четверть.
Вернемся к атаке ВМС США и Великобритании. Самая сильная армия мира попала в ситуацию, которая ей знакома по памятным событиям августа 2021 года, когда Пентагон поспешно закончил 20-летнюю оккупацию Афганистана. Перед ней снова территория противника, на которой нет ни одной военной цели в современном понимании.
Иранские ПКР хуситы перетаскивают по ночам от пещеры к дувалу, от колодца — к овчарне. Редкие ржавые локаторы советского производства на высотах напоминают, что когда-то на этой земле было государство и даже армия. Поэтому в список целей Пентагона помимо аэропорта вошли обычные сараи и даже «места запуска ракет». Это бюрократический трюк, призванный убедить журналистов в решительности и эффективности американского флота.
На самом деле сегодня на территории исторического Йемена (более 25 млн населения) находятся владения как минимум шести различных политических и религиозных течений, ведущих друг с другом непрерывную гражданскую войну. Есть там и небольшие анклавы запрещенного в РФ террористического ИГИЛ. Каждый мужчина с детства имеет тут свой калашников, даже если вообще больше ничего не имеет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Боевики-хуситы. Фото: Associated Press / East News
Решительности местным племенам не занимать, вряд ли разрешенный в России «Ансар Аллах» уступает в этом запрещенному «Талибану». Никаким образом прекратить обстрел торговых кораблей в Красном море без наземной операции и оккупации Северного Йемена коалиция США не сможет. Но много усилий и денег отвлекает помощь Украине, а теперь еще и Израилю. Такой заморской экспедиции на фоне «союзнических» расходов Пентагон сегодня не потянет. Тем более что и граждане США, и их элиты накануне президентских выборов прекрасно помнят афганское фиаско.
В результате мировые судоходные монополии решили не дожидаться военной победы над хуситами и пустили караваны по намного более длинным, но безопасным маршрутам. Увеличение стоимости будет включено в конечную цену перевозимых грузов, увеличатся ценники в магазинах и на сайтах маркетплейсов. Цивилизация не станет воевать.
Все происходящее можно посчитать опосредованной победой Ирана, нанесшего удар всему Западу руками своих прокси.
Победа эта частичная, но поучительная. Это результат истовой веры нашей цивилизации в прогресс и военное технологическое превосходство.
Впервые аналитики заговорили о такой самонадеянности после Вьетнамской войны: уничтожение всех электросетей страны никак не меняло жизнь в джунглях и не влияло на военный потенциал противника.
В новейшую эпоху сюда добавилась сокрушительная сила пропаганды, ввергающей политиков и военных в самообман. Миллионы раз повторенные в соцсетях кадры точных попаданий «в форточку» на дистанциях в десятки километров, видео авианосцев, перевозящих целые авиабазы по миру со скоростью поезда, убеждают в неизбежности победы сначала аудиторию, потом избирателей, а потом и политиков. Наконец, и сами военные, не чуждые соцсетей, приобретают самоуверенность, которая, казалось бы, должна рассеяться как туман при трезвом рассуждении. Но нет, общественный консенсус, как обычно, приводит к трагедиям: не может советская армия с боеприпасами объемного взрыва и американская армия со спутниковой разведкой и беспилотными бомбардировщиками проиграть полуграмотным пастухам!
Географический фактор в военной науке традиционно обсуждают с уважением. Но на практике академическими знаниями часто пренебрегают. Хотя и ВС СССР, и ВС США убедились в одном и том же месте, в одно историческое время — что единственный хорошо укрытый пулемет может на тропе в горах сутки держать дивизию, —
снова и снова мировые военные державы с удивлением обнаруживают очередное бутылочное горлышко, через которое не пролезть даже с технологиями.
Одним из таких географических объектов является, например, Ормузский пролив. Через него заходят в Персидский залив под загрузку танкеры, отсюда они выходят на торговые пути. Глубина фарватера — 27,5 м. Если современный танкер затонет на фарватере и ляжет на ровный киль, его надстройка будет торчать из воды. И это берег Ирана, а не далекого Йемена.
Ормузский пролив. Фото: ИТАР-ТАСС / Abaca Press
Через этот фарватер проходит 40% мирового морского экспорта нефти и нефтепродуктов, а также треть морского экспорта сжиженного газа. Поэтому, если власти Ирана сочтут какую-либо ситуацию угрозой существованию страны, им проще заблокировать Персидский залив. Тактическая атомная бомба, которую Тегеран так упрямо пытается построить, не сможет нанести миру схожего ущерба. Вероятно, когда-то мир будет освещать и обогревать исключительно солнечная и ветровая энергия, но пока перекрытие фарватера Ираном будет означать для мировой экономики апокалипсис. Выживет ли после такого сам Иран, неизвестно, но такой вариант у него есть.
Частичное перекрытие дикими хуситами Баб-эль-Мандебского пролива мы можем рассматривать как демонстрацию серьезных возможностей Ирана и чисто восточный намек на асимметричные меры в иных местах земного шара.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68