КомментарийЭкономика

Берегись автомобиля!

Решение ЦБ о повышении ключевой ставки было ожидаемым. Но интересной оказалась мотивация очень жесткой финансово-кредитной политики

Берегись автомобиля!

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Сила в простоте

Есть ряд исследований, согласно которым чем проще финансовый регулятор объясняет причины и следствия своих решений, тем лучше экономические субъекты его понимают. Слушая заявление Эльвиры Набиуллиной, легко представить себе того, кому оно может быть адресовано. Этот слушатель очень не любит слово «инфляция», но любит словосочетание «рост ВВП», и вот ему объясняют, что ВВП, конечно, растет (и выше ожиданий), но растет он за счет того, что правительство без оглядки финансирует те отрасли, в которых цены растут быстрее всего, и кредиты корпоративному сектору дают тоже без ограничений. Поэтому инфляция тоже не собирается замедляться.

Кредиты предприятиям на самом деле — это тоже производная от расходов правительства, объясняет Эльвира Набиуллина:

«В кредитовании бизнеса наметились первые признаки замедления, но оно все еще растет рекордно высокими темпами, особенно в части займов на короткие сроки. С помощью таких ссуд некоторые компании финансируют свою текущую деятельность в ожидании поступления бюджетных платежей, пик которых традиционно приходится на конец года. Спрос предприятий на кредиты поддерживается высокими ценовыми ожиданиями, а также ожиданиями сильного внутреннего спроса».

Что же касается потребительских кредитов, то на покупку товаров и услуг денег у людей стало меньше, но с ипотекой ситуация не изменилась.

«Доля льготной ипотеки в жилищном кредитовании продолжает расти. В ноябре на нее пришлось 80% объема выданной ипотеки».

Поэтому дешевле ничего не будет, и с этим согласны и производители, и продавцы, и покупатели, и финансовый регулятор.

«Сильный спрос подпитывается высокими инфляционными ожиданиями бизнеса и граждан. В ноябре ожидания населения по инфляции выросли. Ценовые ожидания предприятий остаются на максимальных уровнях уже несколько месяцев»

А вот курс доллара к рублю тут уже ни при чем, объясняет глава ЦБ РФ, — можно и не нажимать на экспортеров, изымая валютную выручку.

«На сегодняшнюю инфляцию все в меньшей степени влияет произошедшее ранее снижение курса. Перенос в цены летнего ослабления рубля происходил достаточно быстро. В целом перенос уже близок к завершению с учетом осеннего укрепления рубля. Основной рост цен сегодня происходит в компонентах потребительской корзины, которые слабо зависят от курса».

Объяснив слушателю, что инфляция — это не происки торговцев нефтедолларами, а результат деятельности отечественного товаропроизводителя, выполняющего правительственные задачи, глава ЦБ РФ переходит к главному образному сравнению в своем выступлении.

Читайте также

Яйценомика

Рост цен на еду — долгосрочный результат политики импортозамещения

На скользкой дороге

«Представьте, что экономика — это автомобиль. Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется, и далеко мы не уедем. Ехать, возможно, будем быстро, но недолго. В условиях перегрева экономики — другими словами, дефицита производственных и трудовых ресурсов — создание каждой дополнительной единицы товара будет даваться экономике все сложнее и дороже. Попытка расти быстрее потенциала за счет мягкой денежно-кредитной политики выльется в рост цен, который будет все больше съедать сбережения и рост зарплат. В итоге реального роста благосостояния общества мы не получим. Именно этого мы и хотим избежать, обеспечивая возвращение инфляции к цели, а экономики — на траекторию сбалансированного устойчивого роста», — объяснила Эльвира Набиуллина.

В этом месте невозможно не процитировать другое образное сравнение, которое использовал российский экономист Сергей Журавлев, объясняя, как работает денежно-кредитная политика.

«Если принять экономику за автомобиль, а «шоки» — за кочки и выбоины на дорогах, то ЦБ своей денежно-кредитной политикой выполняет в машине роль амортизатора.

Сам по себе он не может ускорить или замедлить среднюю скорость движения за сколько-нибудь продолжительный промежуток, но может немного уменьшить дискомфорт езды по кочкам для задниц водителей и пассажиров».

Фото: Владимир Андреев / URA.RU / TASS

Фото: Владимир Андреев / URA.RU / TASS

Продолжая «автомобильные сравнения» можно напомнить, что РФ-экономика — это такой автомобиль, в котором два разных человека управляют газом и тормозом: «правительство» нажимает на газ, накачивая деньгами приоритетные для себя сектора экономики, что вызывает спрос на ресурсы во всех остальных секторах, это провоцирует дефицит этих ресурсов и, соответственно, рост цен на них, отправляя «автомобиль» в «инфляционный занос».

«Финансовый регулятор», повышая ставку, в свою очередь давит на тормоз, притормаживая «экономический автомобиль» и ограничивая доступ к деньгам для всех, кого не оплачивает правительство.

Причем на тормоз нажимают довольно сильно: после сегодняшнего заседания совета директоров ЦБ ставка стала максимальной с 3 мая 2022-го. (До этого равная или более высокая ставка была на протяжении 48 календарных дней: с 16 декабря 2014 по 1 февраля 2015 года (17%), а ставка в 20% в 2022 году продержалась всего 20 календарных дней.) Сейчас финансовый регулятор дает понять, что высокая ставка останется надолго — и это означает, что

нам предстоит жить при самой жесткой денежно-кредитной политике за последние 20 лет.

Впрочем, кому это «нам»? Уже сейчас можно говорить, что экономика РФ разделилась на «первую» и «вторую» экономики. «Первую» финансирует правительство, причем с таким прицелом, чтобы рост доходов в этой экономике опережал инфляцию, а «второй» экономике предстоит побороться за долю этих денег и молиться, чтобы правительство не сокращало финансирование «первой экономики» — это единственный шанс для субъектов «второй экономики» оплачивать кредиты по высоким ставкам (или сокращать свои расходы на потребление).

Но в любом случае в главном сравнении Эльвира Набиуллина права: если ваша экономика — это не просто автомобиль, а автомобиль М-1, собранный на заводе «ГАЗ», купленном у Форда еще товарищем Сталиным в 1929 году, а деньги — это бензин для этого автомобиля, то нетрудно догадаться, что сколько не заливай в него бензин — быстрее такой автомобиль не поедет.

Читайте также

В беличьем колесе

Центробанк рассказал об истинном положении дел в экономике между строк «Обзора финансовой стабильности»: чего нам ждать?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow