КомментарийПолитика

Осталось полтора месяца

В последние дни в Газе наблюдается перелом — боевики ХАМАС начали активно сдаваться в плен. Но означает ли это конец войны?

Осталось полтора месяца

Учения израильской армии. Фото: dpa / picture-alliance

Израильская армия после недельного перерыва с прекращением огня на обмен части заложников на палестинских заключенных в израильских тюрьмах твердо продолжила боевые действия в секторе Газа против палестинских группировок. В последние дни армейская пресс-служба публикует все новые кадры, на которых раздетые до трусов боевики либо сидят на земле, либо передают свое оружие израильским солдатам, сдаваясь в плен. Это уже не те храбрые вояки на пикапах с пулеметами на кадрах, снятых 7 октября в приграничных районах Израиля, на которых они расстреливают безоружных танцоров на музыкальном фестивале, вырезают целые семьи в кибуцах или тяпкой с криками «Аллах акбар» пытаются отрубить голову таиландскому рабочему.

В Израиле их иронично называют «мальчиками в трусиках»

Их раздевают не для того, чтобы унизить (но для боевиков это и унижение тоже, правда, это еще и жизнь в подарок). Такова классическая инструкция израильских сил безопасности.

Террористов раздевают до трусов (даже если они уже мертвы), чтобы убедиться, что на их теле нет пояса смертника, гранаты, ножа или любой другой угрозы.

Прошло всего два месяца. Сдающиеся в плен боевики ХАМАС и других группировок признаются: они идут на это, потому что потеряли связь с командирами и не знают, что делать. Высшее командование ХАМАС прячется где-то в подземных бункерах и туннелях с оставшимися заложниками, другие командиры жируют в Катаре и Турции. А в это время жители сектора пытаются выжить среди разрухи и военной суматохи. Мародерят грузовики с гуманитарными грузами и склады продовольствия UNRWA и уже открыто в интервью «Аль-Джазире» проклинают ХАМАС, который наслал на них все эти кары.

Если бы не жестокая садистская атака ХАМАС на Израиль 7 октября, не было бы этой войны и всех этих страданий. ЦАХАЛ очень разумно построил тактику боевых действий с самого начала кампании, в первую очередь целя по командованию среднего звена — командирам батальонов и рот. Когда те выбиты, остается иметь дело уже не с армией террористов, а с брошенными группами вооруженных людей, которые не могут самостоятельно принимать решения. Связующего звена между ними и руководством ХАМАС нет. Да, где-то они будут по личной инициативе отдельных командиров младшего уровня атаковать ЦАХАЛ, но в целом они понимают, что силы неравны, а сражаться им не за что. Верхушка их предала.

Эта тактика ЦАХАЛ показала свою эффективность. Поэтому в ближайшие дни в плен будет сдаваться все больше боевиков.

В армии отмечают, что наблюдают признаки психологического слома в ХАМАС, и массовая сдача в плен — один из его симптомов. Боевики прекрасно знают, что перенесут день-два позора, но их никто не казнит без суда, несмотря на расходящиеся фейки в соцсетях.

Сдающиеся в плен боевики ХАМАС. Скриншот с видео

Сдающиеся в плен боевики ХАМАС. Скриншот с видео

Они попадут в относительно комфортные условия израильской тюрьмы, где Палестинская администрация будет платить им и их семьям пособие. А еще есть надежда, что впоследствии они смогут освободиться в рамках какой-нибудь сделки по обмену и вернуться домой героями. Так для чего им сражаться и умирать в битве, которая уже проиграна?

Тише едешь

Глава ХАМАС в Газе Яхья Синвар и лидер группировки «Иззаддин аль-Касам» (так называется боевое крыло ХАМАС) Мохаммед Дейф планировали мегатеракт 7 октября не менее трех лет. В условиях полной конфиденциальности. В Газе о вынашиваемых планах знали единицы, которые общались между собой по закрытой внутренней линии связи и разговаривали кодами. Синвар обратился к Ирану за помощью, и тот предоставил все необходимое: финансирование, экипировку и оружие, тренировал у себя палестинских боевиков хамасовского подразделения спецназа «Нухба». Но главная помощь была со стороны иранской разведки, которая спланировала «операцию» профессионально, в мельчайших деталях. Так, как сам ХАМАС никогда бы спланировать не смог.

Одна из причин, почему Израиль недооценил эту группировку, — потому что за ней стояло государство. Сбор важной разведывательной информации осуществлялся по крупицам. В секторе повсюду вдоль границы были установлены камеры видеонаблюдения, которые фиксировали все происходящее. За несколько недель ХАМАС приучил израильских военных к ежедневным «акциям протеста» у пограничного заграждения. Время от времени ХАМАС направлял толпу прорывать забор, а сам фиксировал, сколько времени занимает у патруля, чтобы прибыть на место инцидента. Также на глазах у военных группировка проводила учения, отрабатывая захват зданий и взятие заложников.

За несколько недель до атаки были выведены из строя все три аэростата, которые сверху наблюдали за происходящим в Газе. Параллельно терпеливо, на протяжении многих месяцев, шел сбор подробных данных о жителях приграничных поселков при помощи работающих там палестинских рабочих.

ХАМАС тем временем всячески усыплял бдительность Израиля, делая вид, что стал более умеренным и заботится об экономике сектора. Это именно то, о чем мечтало израильское руководство, и ХАМАС подыгрывал этим ожиданиям.

В частности, он даже начал сотрудничество с израильской разведкой, секретно передавая ей данные о второй по влиянии в секторе группировке «Исламский джихад»*. Это привело к операции «Рассвет» в августе 2022 года, в которой ХАМАС не принимал участия, а израильская армия нанесла мощный удар по джихадистам. Так ХАМАС убил двух зайцев одним выстрелом — усыпил бдительность Израиля, подготавливая мощный удар по нему, а также ослабил своего младшего конкурента.

Убаюкивание ХАМАС привело израильское политическое и военное руководство к ослеплению концепцией. Многочисленные предупреждения, поступавшие в том числе изнутри армейской разведки, игнорировались. В итоге даже совещание глав разведслужб за несколько часов до нападения, вызванное подозрительными действиями боевиков в Газе, не привело к тому, что они начали бить тревогу, когда еще можно было что-то предпринять.

Израильские военные во время наземной операции в секторе Газа. Фото: AP / TASS

Израильские военные во время наземной операции в секторе Газа. Фото: AP / TASS

Око за око

Впрочем, не только израильское руководство было ослеплено концепцией. С начала года в Израиле проходили массовые протесты, вызванные продвижением правящей коалицией спорной судебной реформы. Она расколола общество, и часть военнослужащих резерва стала публично заявлять, что они отказываются проходить резервистские сборы и участвовать в армейских учениях — в случае принятия продвигаемых законов. В результате руководство силовых структур и ряд политиков начали высказывать опасения, что это бьет по обороноспособности страны. Глава правительства Биньямин Нетаньяху был невосприимчив к этой критике и едва не уволил министра обороны Йоава Галанта. Оставить его на посту вынудили премьера массовые демонстрации протеста.

За происходящим в Израиле внимательно следили в Газе, Бейруте и Тегеране. Там пришли к выводу, что

Израиль стал бумажным тигром и необходимо воспользоваться моментом его слабости, чтобы нанести по нему болезненный, а то и смертельный удар.

Судя по всему, в ответ на израильскую сухопутную операцию в Газе предполагалась координированная атака из Ливана при поддержке иранских сателлитов из Сирии, Ирака и Йемена. Однако что-то пошло не так — именно на уровне координации.

Не ждали

ХАМАС сам выбрал момент атаки, удивив этим не только Израиль, но и «Хизбаллу». Та символически, конечно, поддержала, но в Ливане явно не были готовы к такому развитию событий так скоро, да и не горели желанием развязывать войну, помня о разрушениях во Вторую ливанскую (2006). А потом неожиданно на горизонте появились две американские авианосные группы, и президент Джо Байден сказал шейху Хасану Насралле, лидеру «Хизбаллы»: Don’t! После суетливой дипломатии — в Ливане побывал несколько раз министр иностранных дел Ирана — «Хизбалла» начала войну на малом огне с Израилем. При этом боевики стараются не перегибать палку, чтобы не провоцировать полномасштабный израильский ответ.

Несмотря на то что «Хизбалла» пытается пробежать под дождем между капель, регион находится на грани перерастания нынешнего ее противостояния с Израилем в крупную региональную войну с участием США и Франции. В Израиле настаивают на том, чтобы шиитская группировка уже начала наконец соблюдать многократно нарушенную ею резолюцию Совета Безопасности ООН 1701, по которой боевики «Хизбаллы» не должны находиться в южном Ливане. На днях США, Франция (и Израиль) поставили Насралле ультиматум: отвод войск с ливано-израильской границы или война. По оценкам в Израиле, «Хизбалла» выберет второй вариант.

Фото: AP / TASS

Фото: AP / TASS

Задели за живое

Ослеплены концепцией оказались также лидеры ХАМАС Синвар и Дейф. Они решили, что Израиль размяк от изобилия и уже не тот. Что ответом на беспрецедентную кровавую атаку станет психологическая травма израильского общества (не без этого), а Нетаньяху, как и раньше, проведет непродолжительную военную операцию в Газе, которая закончится с невнятным результатом. И международное давление вновь вынудит израильтян остановиться, не нанеся слишком серьезного ущерба боеспособности группировки. В ХАМАС не поняли, что на этот раз все иначе.

Что даже в мусульманском мире были впечатлены совершенными боевиками зверствами. Что израильские арабы в шоке и не готовы выходить на улицы, как в мае 2021 года. Что в мире с пониманием отнеслись к намерению Израиля довести операцию до конца и ликвидировать режим ХАМАС в Газе.

ХАМАС не понял, что задел израильтян за живое. При этом, убив более 1200 израильтян за один день и пленив более 240 заложников, руководство ХАМАС оказалось в эйфории от собственных успехов.

Оно решило, что по-прежнему удерживает инициативу, не заметив момента, когда ветер подул в другую сторону.

Когда было объявлено недельное гуманитарное перемирие, во время которого ХАМАС выменял большинство заложников-детей и пожилых людей на палестинских заключенных в израильских тюрьмах, Яхья Синвар стал тем лидером, который сорвал соглашение о прекращении огня. К тому моменту он уже перебрался из города Газа в родной Хан-Юнис, смешавшись с толпой беженцев. Лично для него перемирие потеряло всякий смысл. Представитель катарской переговорной группы был очень зол на Синвара, заявив, что вся вина за срыв соглашения лежит именно на нем. Он действует единолично и не координирует свои решения с заграничным руководством ХАМАС. «Синвар опьянен властью, ужесточает позиции и принимает решения единолично, он не учитывает зарубежное руководство ХАМАС, нам с ним сложно работать, у него нет никакой логики», — сказал переговорщик на условиях анонимности. А в США справедливо отметили, что освобождение израильских заложниц приведет к тому, что те расскажут об условиях своего плена и таких преступлениях ХАМАС, о которых боевики не хотели бы, чтобы стало известно в мире.

Подвергшиеся 7 октября групповому изнасилованию заживо расчлененные и убитые израильтянки рассказать о случившемся уже не могут. А вот живые заложницы, оказавшись на воле, очень даже могут. Но главное, чего, видимо, еще не понял Синвар, — на этот раз ЦАХАЛ доведет свое дело до конца.

Читайте также

«В ближнем бою террористы нам проигрывают»

«В ближнем бою террористы нам проигрывают»

Офицер ЦАХАЛ, участник боевых действий в Газе — «Новой газете»

Сначала победа

После того как перемирие было сорвано, Армия обороны Израиля продолжила методично и профессионально действовать в Газе. Она разрезала сектор на три части, чтобы помешать боевикам взаимодействовать друг с другом. Первая цель — уничтожение главного оплота ХАМАС, города Газа — уже почти достигнута. По оценкам в армии, все районы северной части сектора будут взяты под контроль в ближайшие дни. Второй оплот — город Хан-Юнис — уже окружен, там еще идут бои. В целом, по оценкам военных, зачистка палестинского анклава от боевиков займет порядка полутора месяцев. Что будет в Газе после войны, пока еще не решено, но США ведут диалог с Израилем на эту тему.

* Внесена в список террористических, ее деятельность запрещена на территории РФ.

Читайте также

«Отмазки никто не примет»

«Отмазки никто не примет»

Как дети израильской элиты пошли на войну

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow