Гость очередного выпуска подкаста «Совещательная комната» — протоиерей Андрей Кордочкин, еще недавно — настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде. Отец Андрей — один из 200 священников, подписавших в марте 2022 года письмо против начала спецоперации в Украине. Недавно Андрей Кордочкин подал прошение с просьбой вывести его за штат. Так заканчивается его 20-летнее служение в Испании, в любимом приходе, в котором в последнее время кроме испанцев были и украинцы и русские.
Авторы подкаста говорили с ним о тех священниках, которые подписывали антивоенное письмо, а ранее вступались за фигурантов «московского дела». Говорили о том, что может двигать теми в церкви, кто не боится критиковать власть, а также теми, кто воспевает культ личности Сталина. И, конечно, говорили о том, почему, несмотря на заповедь «Не убий», от Русской православной церкви часто звучит поддержка специальной военной операции.
РАСШИФРОВКА
Зоя Светова. Всем привет! Это подкаст «Совещательная комната». И это мы, его ведущие. Я — журналист Зоя Светова.
Вера Челищева. Я — журналист Вера Челищева.
Зоя Светова. Сегодня наш гость — протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель прихода в честь Рождества Христова в Мадриде. Один из 200 священников, подписавших в марте 2022 года письмо против начала спецоперации в Украине. Несколько дней назад отец Андрей написал, что подал прошение с просьбой вывести его за штат. Скоро он с семьей покинет Мадрид. И закончится его 20-летнее служение в Испании, в любимом приходе, в котором в последнее время кроме испанцев были и украинцы, и русские. Отец Андрей, добрый день!
Андрей Кордочкин: Добрый день. Я, прежде всего, хотел бы, если можно, чуть-чуть поправить. Вы меня представили как настоятеля прихода в честь Рождества Христова. Чуть больше 10 лет назад это действительно было так. Был приход в Мадриде, названный в честь этого праздника. Но 10 лет назад был построен новый храм, который стал кафедральным собором. Он был назван в честь святой равноапостольной Марии Магдалины — в память о домовом храме, который существовал в Мадриде в XVIII–XIX веках при российском посольстве. И действительно, я был настоятелем этого храма. Затем он стал кафедральным собором. Но вскоре после <…> я перестал быть как ключарем этого собора, так и епархиальным секретарем. Но тем не менее до последнего времени я продолжал и до сих пор продолжаю служение в этом соборе и являюсь старшим священником.
Зоя Светова: Хорошо, спасибо большое, отец Андрей, за это исправление. Расскажите, пожалуйста, почему вы приняли решение написать прошение с просьбой отправить вас за штат и что предшествовало этому решению?
Андрей Кордочкин: Я думаю, что этому решению предшествовала, прежде всего, моя достаточно активная антивоенная позиция, которую я публично начал выражать с первых дней. Я, в частности, был инициатором открытого письма священников с призывом к прекращению боевых действий. Оно было опубликовано 1 марта 2022 года и собрало почти 300 подписей православных священнослужителей, если быть точнее — священников и дьяконов Русской православной церкви, которые совершают служение как в России, так и в других странах.
Но и после этого я занял достаточно активную позицию и в испанской, и в российской прессе, в том числе дав интервью «Новой газете», за которое она была оштрафована на 500 000 рублей. И в конечном итоге, спустя несколько месяцев, в начале 2023 года, я был запрещен в священнослужении на три месяца по прямому указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Я не знаю и не могу знать, какие документы оказались у него на столе, когда принималось это решение, в частности, было ли там интервью, данное «Новой газете», или какие-то другие публикации. Но я совершенно знаю точно, что среди этих документов было письмо, которое было направлено ему, на котором было приблизительно 140 подписей. Текст этого письма в общем-то можно найти в интернете.
Но надо заранее оговориться, что люди, которые это письмо подписали, строго говоря, не являются нашими прихожанами, потому что это подписи, которые собирались по всей стране. И из этих людей, может быть, трое или четверо действительно являлись на этот момент нашими прихожанами. И еще, может быть, столько же, по крайней мере, я знал в лицо или по именам. Поэтому в общем-то цель была, конечно, —
собрать максимальное количество подписей и сделать так, чтобы спецоперация по моему устранению от прихода производила впечатление того, что она является волей народа, а не просто инспирирована соответствующими органами, которые внедрили в наш храм человека, который эту спецоперацию проводил.
Я был запрещен таким образом на три месяца, но тем не менее для меня было очевидно, что вопрос моего полного отстранения от богослужения — это вопрос времени. Это следовало из самой резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но и кроме этого, было понятно, что те люди, конечно, они не успокоятся на трехмесячном отстранении от богослужения. И когда они уже начали новую кампанию по составлению нового жалобного письма, нового коллективного доноса, для меня было очевидно, чем это все закончится. И поэтому я решил сделать первый шаг сам. Я решил, что выжидательная позиция для меня не является выигрышной, и я подал прошение за штат испано-португальской епархии. Это прошение было удовлетворено.
Зоя Светова: И я хотела уточнить: вот этот человек, которого, как вы говорите, внедрили ваш приход, — это россиянин, который уехал в Испанию, или все-таки этот человек испанец?
Андрей Кордочикин: Нет, это русский человек, который не имел никакого отношения к нашему приходу. По крайней мере, когда я показывал его фотографию нашим священникам, они его не смогли узнать ни по имени, ни в лицо. Но естественно, что этот человек сейчас никогда не говорит «я». Всегда говорит «мы», вещая от имени как будто бы некоторой группы, хотя эта группа в реальности включает в себя всего несколько человек, и пытается представить дело таким образом, что моя антивоенная позиция привела к массовому отходу прихожан от нашего храма, нашего собора. Но это, безусловно, не так.
Я, конечно, не могу как-то преувеличивать значение своей собственной персоны, но я вынужден с горечью констатировать, что достаточное количество людей говорит мне, что, когда я из Мадрида уеду, по крайней мере, для них это будет очень серьезным испытанием, и они не уверены, что смогут в храме по-прежнему ощущать себя так же, как дома, как и раньше. Поэтому я думаю, что в этом смысле, конечно, главное испытание для нашего собора впереди, потому что многим людям, особенно которые вовлечены активно в храмовую жизнь, придется делать выбор:
или пытаться всеми силами сохранить то, что мы вместе создавали на протяжении 20 лет, или просто отойти в сторону.
Вера Челищева: Раз уж мы заговорили про письма. Не так давно, года четыре назад, священники (не все, конечно, а часть, в том числе и вы) также поддержали преследуемых фигурантов «московского дела» — активистов, протестовавших против фальсификации муниципальных выборов в Москве. Люди получали реальные сроки. В письме говорилось о Константине Котове и Алексее Меняйло. Почему тогда священники решились поддержать гражданских активистов и кто-то из ваших коллег вообще пострадал после написания этого письма? Это те люди, которые через несколько лет тоже подписали письмо против спецоперации, правильно я понимаю?
Андрей Кордочкин. Да, спасибо большое, что вы вспомнили об этом письме. Дело в том, что, когда оно было написано (и я в общем принимал определенную роль в его появлении на свет), мне казалось, что действительно важно, чтобы были вот эти корпоративные письма. В какой-то момент мне показалось, что у многих людей возникло такое странное ощущение: почему музыканты могут сказать свое слово, почему ученые могут сказать, почему преподаватели могут сказать, а священники молчат? У отца Алексея Уминского незадолго до этого была опубликована статья на портале «Православие и мир», которая так и называлась — «Не молчащая церковь». Я думаю, что это письмо родилось из сознания самой природы церкви, которая не является политической партией, в которой никогда не говорит один человек от имени всех, в которой могут быть разные мнения, разные представления об общественно-политических вопросах и в которой нет одного голоса, являющегося единственно важным, в котором есть много голосов. И голос каждого человека, и патриарха, и священника, и мирянина, оказывается важным.
Поэтому мне кажется, что то письмо — это попытка, прежде всего, начать говорить другим языком с людьми, а не на том языке, на котором составляются обычно официальные церковные документы. И это было сигналом обществу о том,
что церковь может говорить не только сверху и снизу и что не нужно все время ждать, что кто-то что-то скажет и сделает за тебя.
Мне кажется, что это была реакция даже не столько на сами события, но во многом и на молчание со стороны, по крайней мере, официальных церковных спикеров.
Когда это письмо вышло в свет, некоторые наши официальные церковные спикеры публично заявили о том, что никто из тех, кто подписал письмо, не будет репрессирован. И справедливости ради надо сказать, что это обещание было в общем-то выполнено. Хотя были отдельные инциденты, но тем не менее каких-то систематических репрессий против подписантов тогда не было. Понятно, что за эти несколько лет ситуация в России изменилась радикальным образом. И многие люди, которые, в том числе, и за подпись свою под этим письмом, но в большей степени за свою активную позицию, были репрессированы и попали под огонь как государственных органов, так и церковной иерархии. И есть определенное количество священнослужителей, которые в результате оказались или за штатом, или запрещены в служении.
И совсем недавно мы с группой наших единомышленников, включая отца Валериана (Дунина-Барковского), который служит в Дюссельдорфе, создали ресурс, который называется «Мир всем». Его можно найти в интернете. В нем мы призываем помочь этим священникам. Это порядка 20 имен, причем некоторые из них не опубликованы на сайте, потому что те священники, которые живут в России, в ряде случаев не хотят, чтобы их имена и их личные данные были опубликованы. Кто-то из них остался в России, кто-то был вынужден покинуть страну.
Для нас эта инициатива очень важна. Во-первых, потому, что она помогает преодолеть стереотип, который сложился о Русской православной церкви, как о некоем идеологическом монолите, который целиком и полностью все поддерживает. Если мы говорим о том, что российское общество разделено, то справедливо будет сказать,
что церковь, являясь частью общества, также разделена, хотя понятно, что голоса тех людей, которые не согласны с официальной повесткой, безусловно, по понятным причинам (если они находятся в России) не могут быть услышанными.
Поэтому мы хотели сделать так, чтобы эти люди не были невидимками. Мы считаем, что их голос тоже очень важен в современной антивоенной повестке. Но тем не менее первой и непосредственной задачей этого ресурса является помощь этим людям. Поэтому я призываю наших слушателей обратить внимание на этот ресурс, на этот сайт и ознакомиться с биографиями. И мы готовы принять пожертвования как на общий счет, так мы готовы и любого жертвователи связать с этими священниками напрямую, чтобы они могли сами принять решение, кто в большей степени, по их мнению, нуждается в помощи и кому они сами готовы были бы помочь.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Зоя Светова. Мы как раз тоже хотели сказать об этом благотворительном проекте, который называется «Мир всем». Отец Андрей, несколько лет назад вы написали статью, которая называлась «Что происходит с вашими судами?». И в этой статье вы обратили внимание на неправосудные приговоры, привели примеры неправосудных приговоров по делам о наркотиках и также говорили о деле Юрия Дмитриева. Для меня ваше письмо тогда было очень важным, потому что вы как бы реабилитировали Русскую православную церковь, которая совершенно не интересуется бесправием людей, осужденных по разным делам: и по политическим, и не по политическим, — и никогда не защищает этих людей. А почему вы, православный священник, который служил в Мадриде, в общем-то, кажется, далекий от российской жизни, — почему вы заинтересовались этой темой российского неправосудия?
Андрей Кордочкин: Ну дело в том, что на протяжении, наверное, 15 лет или даже чуть больше я окормляю православных заключенных в испанских тюрьмах. И для меня ситуация человека, который находится в тюрьме, не является какой то абстрактной. Я много бывал в разных испанских тюрьмах и сталкивался с самыми разными случаями. И какие-то из этих случаев, в том числе, касались и экстрадиции в Россию.
С другой стороны, несколько раз мне доводилось бывать и в российских тюрьмах. Я достаточно хорошо, как мне кажется, представляю, чем российская тюрьма отличается от испанской. Не только по условиям содержания, но и вообще по своей концепции. Ну и, кроме того, здесь есть детали моей личной биографии. Дело в том, что мой приход к сознательной вере, мой приход к христианству во многом был связан с обучением в Петербурге в школьных экспериментальных классах при обществе «Открытое христианство». И одним из основателей этой школы был Владимир Пореш, который, к сожалению, недавно скончался. Он был одним из организаторов еще в 70-е годы знаменитого христианского семинара, который организовал вместе с Александром Огородниковым. И Владимир Пореш, после того как был арестован, некоторое время был политзаключенным. Я, конечно, хорошо его знал. И понятно,
что для любого человека, который приблизительно представляет себе историю христианства в России в ХХ веке, тюрьмы, суды и правосудие играют достаточно значимую роль.
Вера Челищева. Отец Андрей, мы видим, что иерархи РПЦ и большинство клириков и священников поддержали специальную военную операцию. Недавно патриарх выступил с заявлением, что оружие массового поражения, то есть ядерное оружие, создавалось под покровительством преподобного Серафима Саровского. Вот что это вообще такое значит? Откуда это? Почему так происходит?
Андрей Кордочкин: Ну смотрите: вопрос на самом деле очень непростой. Потому что, если мы говорим о фундаментальной христианской заповеди «Не убий», вопрос заключается в том, признаем ли мы право за человеком или за сообществом людей на защиту и на самооборону. Если вы считаете, что брать оружие нельзя ни при каких обстоятельствах, ну тогда вам придется по логике признать, что этого права нет и у тех, кто защищает свою страну.
Большая часть христиан — и католиков, и протестантов, и православных — все-таки считают, что эти ситуации могут возникать. Тех людей, которые придерживаются позиции последовательного пацифизма и считают, что христианин вообще не может быть ни солдатом, ни офицером, ни полицейским, — таких последовательных пацифистов все-таки довольно мало. Но дело в том, что, естественно, те люди, которые оставляют право за христианином брать в руки оружие, они скажут, что, наверное, это имеет смысл тогда, когда люди защищают свою страну, когда они защищают свои дома, защищают свои семьи.
Вы спрашиваете, как это оказалось возможным. А это оказалось возможным в России благодаря, безусловно, пропаганде, благодаря такому чудовищному газлайтингу (газлайтинг — это форма психологического насилия, при которой манипулятор отрицает произошедшие факты, пытаясь заставить жертву сомневаться в собственных воспоминаниях и изменяя ее восприятие реальности. — Ред.).
И об этом очень хорошо написал английский историк Николас Старгардт в книге, которая называется «Мобилизованная нация». Она опубликована в России. Правда, она о другой эпохе.
Это такая чудовищная пропагандистская работа. Собственно говоря, вот эти пресловутые восемь лет — они как раз и были нужны для того, чтобы подготовить людей.
На самом деле в этом нет ничего нового. Если вы посмотрите практически на все войны, которые были в ХХ веке, то всегда армии стран (надо сказать, что американская армия в этом смысле тоже не исключение) вели войны под лозунгом защиты. Это была или защита союзников, или защита каких-то ценностей, и еще защита чего-то. И понятно, что это единственная риторика, которая работает. И пропаганда в этом смысле всегда работает приблизительно одинаково.
Понятно, что у любого человека, у сообщества людей, потребность в безопасности является одной из самых фундаментальных. И если до людей донести, с одной стороны, послание, что они в опасности и что единственное, что их может сплотить, это единство вокруг национального лидера, то это работает.
Это всегда идеология, в основе которой миф о том, что вот эта внутренняя группа — мы — лучше тех, кто находится вне ее, те — хуже.
Если мы говорим о современной России, то, соответственно, утверждается, что западное общество является абсолютно гнилым, оно же второсортное, а мы являемся обществом первого сорта, потому что у нас есть традиционные ценности и так далее, и так далее, и так далее. Понятно, что все это, конечно, — полная чепуха, потому что вот я, по крайней мере, смотрел цифры Росстата в России за первые четыре месяца 2023 года, и [согласно цифрам] количество разводов приблизительно равно количеству заключаемых браков. Понятно, что все это возможно только в стране, где по-настоящему традиционные семейные ценности предельно обесценены.
Зоя Светова: Последний вопрос, который я хочу задать, в принципе, связан с тем, что мы обсуждали выше. Это так называемый культ Сталина, который сейчас возрождается. И мы знаем, что 15 августа в Великих Луках был освящен памятник Сталину. И священник, который совершал это так называемое таинство, да? — сказал совершенно безумную вещь о том, что церковь пострадала во время сталинских репрессий, но благодаря этому у нас много новомучеников и исповедников. Потом было опровержение спикеров патриарха. Сколько в церкви поклонников Сталина и как вы можете объяснить вот это абсолютное такое беспамятство, невежество клириков церковных?
Андрей Кордочкин: На вопрос, который вы задаете, я попытался дать развернутый ответ в материале, который называется «Потаенно жив». Он был опубликован 23 августа в «Новой газете». И один из тезисов моей статьи заключается в том, что, несмотря на то, что епархия, где произошло это событие, условно пыталась откреститься и дистанцироваться от него, — тем не менее внутри церкви фактически рождается идеология, к которой церковь вполне себе толерантна. И если мы посмотрим на публикации, например, епископа Городецкого и Ветлужского Августина, или на высказывание отца Александра Шумского (который очень долго проповедовал так называемый «православный сталинизм»), или, например, на труды митрополита Мурманского и Мончегорского Митрофана, где он говорил о том, что Сталин удерживал мир от противостояния Антихриста, —
мы увидим, что эта идеология церковью не столько принимается, сколько отчасти в самой церкви она и рождается.
Ну а вопрос, почему у людей есть потребность в подобном, то понятно ведь, что Сталин, о котором они говорят, это ведь не совсем историческая фигура, это уже такая мифологизированная фигура, если хотите, Сталин — мем. Но о причинах, конечно, имеет смысл говорить со священниками, но имеет смысл говорить и с психологами. Я думаю, что это отчасти деформированная, травмированная личность человека, который ощущает потребность в такой, если хотите, очень деспотической фигуре, отношения с которой строятся на насилии. И вот в этом общении, в этой государственной архитектуре человек чувствует потребность.
Я думаю, что в этом запросе на такого коллективного Сталина выражается неспособность и нежелание людей строить отношения между собой на принципах свободы и уважения.
Это такие очень печальные последствия того, о чем говорил Бродский: то, к чему привел XX век в России, это такое колоссальное неуважение и презрение людей друг к другу, которые основаны не на солидарности, а на лагерном принципе: умри ты сегодня, а я завтра.
Вера Челищева: Да, к сожалению, это как нельзя точно вообще описывает то, что происходит в данный момент и уже два года и вообще уже давно. А мы вынуждены заканчивать. Вы слушали наш подкаст «Совещательная комната». И мы говорили с бывшим настоятелем храма Рождества Христова в Мадриде Андреем Кордочкиным. Говорили о тех священниках, которые подписывали антивоенные письма, вступались за фигурантов «московского дела». Говорили о настроениях в Русской православной церкви, конечно же. Слушайте наш подкаст на YouTube, на Apple podkast и на других платформах. Ставьте, пожалуйста, лайки, пишите комментарии. Всем пока
Андрей Кордочкин. Спасибо вам. Всего доброго. До свидания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68