ИнтервьюОбщество

Лекции для Буратино

Директора объявили «иноагентом» и выдавили, а сам новосибирский «Новоколледж» лишили госаккредитации. Как он теперь живет

Лекции для Буратино

Занятия в «Новоколледже». Фото: соцсети

«Новая газета» уже рассказывала о новосибирце Сергее Чернышове и его детище — частном среднем учебном заведении профессионального образования «Новоколледж». В мае 2023 года Чернышов был объявлен «иноагентом». За что? Создатель колледжа открыто выступал и выступает за гуманистическое образование. И против военной пропаганды в учебных заведениях. Ссылаясь при этом на законы и Конституцию РФ. Факт иностранного финансирования в случае Чернышова был найден не без труда: зарплата директора колледжа начислялась из платы за образование, часть которой поступала из «ближнего зарубежья». Я бы тут насторожилась на месте ректора любого российского вуза, где получают образование иностранные студенты.

А что теперь происходит с «Новоколледжем», где учится почти полторы тысячи подростков?

Новый статус директора не прошел даром для учебного заведения. На колледж обрушились прокурорские проверки. Впрочем, существенных нарушений прокуроры не выявили. Но затем Министерство образования Новосибирской области отказало колледжу в государственной аккредитации. Абсолютно незаконно, как считают учредители учебного заведения, уже подавшие на министерство в суд. Пока идет неспешное судебное разбирательство, колледж подал очередное заявление на аккредитацию. Оно оставлено без рассмотрения.

Читайте ранее

«Доносы о важном»

«Доносы о важном»

В Новосибирске прокуратура пришла в частный «Новоколледж». Надзорные ведомства начали «чес» по «неправильным» учреждениям образования

Чтобы прекратить давление на колледж, Сергей Чернышов ушел с поста директора. Сейчас он занимается научной работой — готовит докторскую диссертацию по истории освоения Сибири. Новым директором «Новоколледжа» стал известный в Новосибирске пиарщик, журналист, музейный деятель Юрий Лобанов.

Мы с ним договорились встретиться в колледже. Я пришла немного раньше назначенного времени, чтобы прочувствовать атмосферу. Как раз закончились дневные занятия, и студенты высыпали из аудиторий. Публика яркая, на глаза то и дело попадаются узнаваемые персонажи. Вот несется по лестнице, прыгая через ступеньку, типичная Пеппи Длинныйчулок с рыжими хвостиками. В стороне от толпы одиноко сидит в кресле «печальный демон, дух изгнанья», весь в черном, с черной гривой волос. Громко хохочет над собственным анекдотом жизнерадостный лентяй Буратино в дурацком полосатом колпаке набекрень.

Нынче нестандартные подростки из благополучных семей повадились пугать родителей заявлениями, что школа их достала и в десятый класс они не пойдут. Приходится искать альтернативу. Бывшие ПТУ и техникумы советского образца малопривлекательны для представителей среднего класса. Остаются частные колледжи, благо их уже немало в крупных городах РФ. Понятно, что предприниматели от образования ориентируются на спрос, а он формируется родителями подростков.

Сергей Чернышов. Фото: соцсети

Сергей Чернышов. Фото: соцсети

Недавно «иноагент» Чернышов написал в своем фейсбуке* о причудах спроса. Наверняка вы тоже удивитесь:

«НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЧЕРНЫШОВЫМ СЕРГЕЕМ АНДРЕЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЧЕРНЫШОВА СЕРГЕЯ АНДРЕЕВИЧА, 18+

Расскажу вам о важном результате приемной кампании в колледжи 2023 года в России, о котором вам не расскажут по телевизору, а также везде, где вещают о прогрессе в отечественном образовании. А именно — впервые за долгие годы в рейтинге самых популярных специальностей сменился лидер. Программирование и все, что связано с ИТ-сферой, больше не на первом месте. А кто же там?

Так вот, уверенное и безоговорочное первое место по популярности в колледжах в этом году заняла специальность «Правоохранительная деятельность». То есть подготовка тех, кто сажает, и тех, кто надзирает за посаженными.

Давайте покажу вам, как это работает на практике. Для примера берем три больших частных колледжа (техникума): в Новосибирске (1), за Уралом (2) и на Урале (3). В каждом из этих колледжей (техникумов) есть как специальность «Правоохранительная деятельность», так и специальность «Информационные системы и программирование».

В техникуме (1) в этом году набрали 13 групп по специальности «Правоохранительная деятельность», и только три группы программистов. В колледже (2) — 6 групп «правоохранителей» и две группы программистов. В колледже (3) — 15 групп «правоохранителей» и две группы программистов. И так повсеместно.

Глубоко архаичное по своей сути российское общество прекрасно понимает, где сейчас работают социальные лифты. И смеется над нашими разговорами о «мягких навыках» и коллективной ответственности.

Собственно, и рынок перестраивается под запрос. Теперь едва ли не каждый частный колледж считает своим долгом открыть эту специальность и зарабатывать. Но есть исключения: там, где вопросы гуманности — не пустой звук».

«Новоколледж» и есть такое исключение. Здесь готовят более привычных дизайнеров, айтишников, рекламистов, коммерсантов. Но в первую очередь — культурных людей с развитыми soft skils. Главные из этих навыков — коммуникабельность и эмпатия, критическое мышление, умение работать в команде.

О текущей жизни колледжа мы беседуем с директором Юрием Лобановым.

Юрий Лобанов. Фото: соцсети

Юрий Лобанов. Фото: соцсети

— Сразу скажу, что мы старые товарищи с Сергеем Чернышовым, и я разделяю его взгляды, в том числе на образование. Но я не такой резкий человек. К примеру, надеюсь на здравый смысл, присущий нашим чиновникам. Мало кто хочет лишних проблем себе на шею. Дальнейшие притеснения колледжа — это потенциальный скандал с родителями наших студентов, не последними людьми в Новосибирске.

— Как «иноагентство» Чернышова сказалось на работе колледжа? Вы предупреждаете родителей абитуриентов об этом обстоятельстве? И о том, что без аккредитации вы не сможете выдавать диплом государственного образца?

— После того как заклеймили Сергея, документы забрали не больше 5% учащихся. А новый набор прошел вполне удачно. Мы приняли на первый курс 350 человек — лишь немногим меньше, чем в прошлом году. Это при том, что пришлось в полтора раза повысить плату за обучение. За счет этого мы получили возможность существенно поднять оплату труда преподавателей и можем выбирать лучших. Всего у нас сейчас 1400 учащихся. Конечно, всех обо всем предупреждаем. Родители и сами абитуриенты совершают сознательный выбор.

Теперь об аккредитации. У нас есть лицензия на образовательную деятельность, это главное. Чисто из практических соображений диплом государственного образца интересует далеко не всех.

Он нужен для поступления на госслужбу, а в сфере бизнеса востребованы не «корочки», а реальные знания и умения. Кроме того, есть запрос на общую культурность, и особенно на культуру общения, коммуникативные навыки. Все это мы стараемся дать студентам.

Аккредитацию рано или поздно получим, потому что нет законных причин для отказа. Он был вызван, скорее всего, натянутыми отношениями между областным министром образования и Чернышовым. Сейчас они оба ушли со своих постов, можно начинать сотрудничество с чистого листа.

— Как вам удается избегать в учебном процессе этой самой военной пропаганды, против которой восстал Чернышов? Я слышала, что старшеклассники нескольких гимназий Новосибирска сговорились в соцсетях и пришли на школьные линейки первого сентября в шапочках из фольги. Но не от всех вредных излучений они защищают. Вы уже познакомились с учебником истории под редакцией Мединского?

— Нет, и не собираюсь. Мы же не школа и не обязаны пользоваться школьными учебниками. Кроме того, как частное учебное заведение имеем право формировать собственный учебный план. Для нас Земля остается шаром, несмотря на все происки «плоскоземельцев».

Читайте также

«Взяли и страницу газеты "Правда" вклеили в учебник»

«Взяли и страницу газеты "Правда" вклеили в учебник»

Учитель Александр Штефанов* разбирает новый учебник истории Мединского и предполагает, что детям особо навредить он не сможет

— Но вы же обязаны давать студентам среднее образование?

— С этим все в порядке. Как раз сейчас первокурсники слушают курс истории России в ХХ веке от Александры Аникиной, кандидата философских наук из НГУ. Она же ведет факультатив «Социальная антропология» в нашем филиале в Академгородке. Это по желанию, разумеется. И так скоро будет со всеми предметами. Мы принципиально взяли курс на индивидуализацию образования.

— Это как? Разве можно индивидуализировать такой обязательный учебный предмет, как, например, русский язык?

— Почему нет? Одни студенты мечтают овладеть красноречием. Другие хотят грамотно вести личные блоги, или зарабатывать копирайтингом, или преуспеть в SMM. Третьи учатся составлять продающие рекламные слоганы. Теперь у всех будет возможность изучить именно тот русский язык, какой им необходим.

— Не пойму, как это возможно с точки зрения организации учебного процесса для почти полутора тысяч человек.

— Невероятно сложно выстроить обучение без жесткого расписания и постоянных учебных групп. У нас этой задачей занимается академический директор Татьяна Жмаева. Она с коллегами первой в России смогла внедрить систему индивидуальных образовательных траекторий в большом учреждении среднего образования. Этот подвиг уже получил высокую оценку — Татьяна со своим проектом вошла в шорт-лист премии «Человек года» в области образования, учрежденной журналом «Деловой квартал — Новосибирск».

Но самое трудное в деле индивидуализации образования — это объяснить подросткам, что тут не школа и нужно самостоятельно выбирать свой путь. Под собственную ответственность.

Подростки только с виду такие независимые, а реальной свободы многие боятся. Дело педагогов — предоставить возможности образования, дело студентов — ими воспользоваться. Ну, или ничего не хотеть, не делать. Митрофанушки тоже встречаются. Они же видят, как их кумиры из тик-тока «зашибают» огромные деньги, едва умея читать и писать. Таких мы не держим. В конце концов, кому-то надо работать курьером или сортировать коробки на складе.

— Со средним образованием разобрались. А как вы готовите профессионалов?

— Древним способом, когда ремеслу учили лучшие в профессии. Это система мастер-классов. Я хорошо знаком со множеством руководителей компаний и топ-профессионалами в интересующих нас сферах. Некоторые соглашаются вести мастер-классы в колледже.

— А им это зачем? Вряд ли хороших профессионалов интересует зарплата преподавателя…

— Их интересует подготовка кадров для своих компаний. Вузы, как правило, не дают студентам современных практических навыков. Выпускников приходится переучивать и доучивать. Иногда проще подготовить сотрудника с чистого листа. Это взаимовыгодный процесс. Наши студенты получают шанс проявить себя и еще до выпуска претендовать на хорошую работу.

Читайте также

Гагаринъ и коктейль «Слеза комсомолки»

Гагаринъ и коктейль «Слеза комсомолки»

В регионах школьникам стали раздавать государственную брошюру «Азбука о важном». Откуда взялись такие «рекомендации» — разбирает педагог

…Так получилось, что я немного знакома с родителями паренька, которого приметила в холле колледжа. Тот самый Буратино. Его мама рассказала, что в своем трудном возрасте он общается с родными с помощью междометий. Но недавно они все вместе пошли покупать ему джинсы. И вдруг он заявил родителям, что зря они не смотрят по сторонам, ведь в центре города полно архитектурных шедевров конструктивизма. И провел для «предков» полноценную экскурсию. Так обнаружилось, что парень действительно учится. И вообще не охламон, к большому удивлению папы.

Ирина Самахова — для «Новой», Новосибирск

* Соцсеть входит в компанию Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.

Читайте ранее

«Это не принципы плохие, просто решения принимают двоечники»

«Это не принципы плохие, просто решения принимают двоечники»

Директора новосибирского «Новоколледжа» Сергея Чернышова объявили «иноагентом», лишив его права преподавать

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow