Кто это придумал
На минувшей неделе школьникам Магаданской, Биробиджанской и других областей, входящих в Дальневосточный федеральный округ, раздали «Азбуку о важном» — книжечку, где каждой букве алфавита соответствует «патриотическое слово» (это определение участников проекта; имеются в виду слова, так или иначе связанные с современной концепцией государства, его оборонной доктрины и его традиционных ценностей).
Выход этого пособия был широко анонсирован еще весной этого года. Его инициатором стал минкульт Забайкалья. Министр культуры края Ирина Левкович сообщила о начале проекта 23 апреля в эфире ГТРК «Чита»: «Мы запустили большой проект «Азбука о важном», мы его адаптировали во всероссийский и сегодня собираем с наших забайкальских жителей, с молодых людей, именно те слова на буквы алфавита, которые транслируют патриотизм, духовно-нравственное воспитание».
«Учительская газета» в мае сообщила, что «разработкой Азбуки занимается «Фонд развития социальных инициатив» по проекту сотрудников министерства Дальневосточного федерального округа и ректора Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров Виктории Васильевой».
Плоть и кровь проект обрел во время работы II Окружного обучающего семинара для организаторов воспитательной и патриотической работы в сфере образования, просвещения и культуры «Разговоры о важном для взрослых».
Таких совещаний в последние полтора года было довольно много: именно на них повышают свою педагогическую квалификацию многочисленные школьные политруки — вожатые и «советники по воспитанию», которые в этом году уже должны быть в каждой школе страны.
На этом конкретном совещании политруки из всех областей ДФО (в конце книжки приведен многостраничный список авторов) выбрали слова, которые вошли в «Азбуку» и снабдили их определениями. «Азбука» в формате pdf выложена на сайте проекта.
Проект, как мы видим, отнюдь не художественная самодеятельность каких-то «пионерских» или «комсомольских» отрядов, а скорее опыт, получивший благословение федеральных властей (тут вам и Институт развития образования, и реклама в телеграм-канале Института воспитания РАО, где все желающие могут предложить в «Азбуку» свое слово). И этот опыт предполагается в ближайшее время распространить на всю страну. На сайте проекта говорится, что проект будут дорабатывать: «На основе собранных слов и их определений будет подготовлено печатное издание для детей. Книга будет дополнена интерактивными творческими заданиями, раскрасками и рисованными иллюстрациями».
В школы проект входил не случайно — кто-то из учителей принес стопку книжек на класс, а торжественно, с участием региональных министерств образования, с демонстрацией по федеральным телеканалам (в репортаже телеканала «Россия 1», например, «Азбуку» представляет третьеклассникам замминистра образования Магаданской области Ирина Горностаева).
Те мало-мальски вменяемые взрослые, которым попала в руки эта «Азбука», уже написали о ней много справедливых слов: о непрофессиональном исполнении — от глупых рифм до чудовищных шрифтов, о сквозящих в тексте национализме и милитаризме, о пропаганде, нацеленной на детей.
Детская писательница и педагог Нина Дашевская, обобщая впечатления родителей и учителей, комментирует «Азбуку» так:
«Это так плохо, что даже хорошо. Достигнута какая-то новая высота абсурда — от выбора слов до шрифта. Любой школьный учитель видит работу, которая сделана, «чтобы понравиться учителю». Тут же видно желание «угодить начальству». Для детей тут почти ничего нет: если ребенок действительно учит буквы, ему нужны не абстрактные понятия, а максимально конкретные предметы — дом, собака, дерево. Тут есть такое слово — берёза. Но оно почему-то оказалось на букву «Ё».
Фото: соцсети
Бывают, конечно, азбуки и не для детей — это может быть вид искусства, где для художника важно найти слова, отражающие что-то особое для него. Есть прекрасные, часто совершенно недетские работы. Но тут мы видим некий конструкт под предлогом все же образования и воспитания.
Каждое из этих слов, конечно, действительно может быть темой важного разговора с ребенком. Тут же все они собраны как лубок, как штамп, как пустая оболочка.
Особенно обидно, что за этой работой стоит огромный коллектив людей из наших далеких регионов. Я только что вернулась с Камчатки, много езжу, нашу страну знаю не только как житель столиц. У нас огромная, бесконечная страна, богатая своим разнообразием — почему же мы, например, видим тут опять православную церковь как единственно возможную и важную для всех?
И особенно удивительны решения для редких букв: например, «ъ» символизирует Гагарин. Почему?! Твердость! Конечно, с этой буквой всегда сложно. Оставим твердого Гагарина на совести авторов.
Но моя любимица тут буква «й»: «Буква «й» говорит о принадлежности к России». «Это слово незримо с нами». «Российский человек».
Да, действительно. Незримо за каждым российским ребенком так и ходит буква «й», прямо вижу ее.
В общем, эта работа мне действительно кажется очень точно отражающей время. Коллективу авторов можно выразить за это благодарность. Твердую, как Гагарин, и духовную, как мягкий знак.
А в целом, конечно, попытки вбить патриотизм в головы гвоздями и молотками вызывает горькое сожаление. Как будто человек не может так просто, без сапог на голове, полюбить свой дом, своих родных, друзей, учителей и свою такую сложную и противоречивую страну».
Фото: соцсети
Новая религия — вера в страну
Интересно посмотреть на культурный фон, который стоит за текстами «Азбуки» (ведь откуда-то ее составители набрались этих плохих стишков?), и тот образ страны, который из них складывается, и концепцию жизни, которая предлагается детям.
Прежде всего — «здорово быть русским, армию свою любить». Про другие народы, живущие на территории страны, авторы вспоминают ближе к концу, но им любить свою армию не так обязательно, а вот для русских — это, по-видимому, единственное и главное занятие.
Кроме того, русский должен верить (буква В — вера), но не в Бога, как можно было бы предположить, а в себя, в будущее и в страну.
Фото: соцсети
Рядом нарисован храм, который можно было бы счесть православным, если бы тут не провозглашалась совсем другая религия — вера в страну: не в небесное Отечество христиан, а в то самое земное Отечество, Родину, которому/которой посвящены отдельные страницы «Азбуки о важном». Кстати, если с Родиной относительно понятно (место, где родился и живу, где мне рады, место силы»), то «страна» трактуется совсем расширительно: «то, что нас объединяет, и то, что мы любим». Гм, «Гарри Поттер», мороженое и спать? Кстати, и «место силы» — довольно интересное понятие, особенно в аспекте веры: попахивает эзотерикой.
Богу, кстати, отводится очень скромное место: армия будет охранять нас, а Бог — их (Г — герои). Герои служат в армии, их задача — совершать самопожертвование ради других. «Каждый воин — он герой, он идет сегодня в бой». А мы должны быть едиными и сплоченными (призыв к единству повторяется три раза в виде цитаты из чилийского гимна «Единый народ» — El pueblo unido — «Когда мы едины, мы непобедимы», один раз в слегка перефразированном виде). Е — единение российского народа, Ы — едины, «Н — народ — все те, кто живет рядом с нами в России, соседи, друзья, единство (единство, по-видимому, тоже живет рядом с нами). Недосмотр ли это редактора при сведении работы разных групп в одно целое, или настойчивость, переходящая в занудство, трудно сказать.
Фото: соцсети
Что есть истина?
На кого рассчитан текст «Азбуки» — трудно сказать. Вот, скажем, «мама — главное и первое слово» (не человек, а слово. Почему? Потому, что составители «Азбуки» были детьми в то же время, что и я, и помнят песню из фильма «Мама»: «Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе»). Ну или обчитались методичек утренников к 8 Марта.
Высокохудожественные стихи про папу — «Папа сила, папа мощь, он всегда готов помочь» —
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
так и прямо взяты из методичек с портала «Инфоурок» (это такой стихийный портал народных учительских разработок к урокам) — и это из сценария семейного спортивного праздника. Это явно для первоклассников.
А это для кого: «Е — единение российского народа. Сплоченность и сохранение духовных многонациональных традиций и ценностей»? Тут у бедных первоклассников должны завянуть уши, но не успеют они даже чуточку скрутиться, как на них упадет «И — истина — идеал познания действительности и утверждение, проверенное опытом». Тут первоклассники уползут под парты и будут правы. Вы, простите, или обсуждайте с детьми идеал познания действительности, или папу-мощь — это разные целевые аудитории. Кстати, определение истины взято с сайта для составителей кроссвордов и представляет собой урезанное и перевранное определение из словаря Ожегова.
Дальше — гуще. Вот это для кого? «Л — линия жизни. Цель жизни — новый путь в лучшее будущее. Возможность изменений на пути воина. Самостоятельно вперед». Это для какого возраста? Что это за конспект? Путь воина — это трактат Кастанеды имеется в виду или самурайский кодекс Бусидо? В любом случае и у Кастанеды воин должен оценивать все с точки зрения неизбежной смерти («смерть — лучший советчик»), и Бусидо, путь самурая — путь к смерти. Забавно еще, что словосочетание «возможность изменений на пути воина» встречается только в «Азбуке о важном» и чьем-то летсплее (заметках о прохождении компьютерной игры), посвященном игре «Скайрим», там действие происходит в обобщенном Средневековье.
Какое отношение путь воина, хоть по Кастанеде, хоть по-самурайски, хоть по-скайримски, имеет к «духовным многонациональным традициям и ценностям» российского народа, остается нераскрытым. Остается предположить, что этот раздел новой религии пока не разработан. И разрабатываться он будет исключительно в духе архаичных представлений о том, что индивидуальная человеческая жизнь важна только постольку, поскольку ею можно пожертвовать для общего блага.
Фото: соцсети
Что еще входит в комплекс понятий этой новой религии? Ж — женщина, жизнь. Тут никаких сюрпризов: дело женщины — рожать новых воинов, чтобы они не перевелись. Ц — ценность: то, ради чего можно жить и совершить подвиг. Ч — честь: верность своим ценностям. К — культура, набор ценностей, память поколения, передача опыта. Т — традиции, правила поведения, передающиеся из поколения в поколение. В общем, тебе предки завещали что-то сакральное (набор ценностей), ты им должен быть верен, ты должен жить ради них и в конце концов совершить подвиг. В этот набор настоящего воина (топор, секира, женщина, флаг) каким-то чудом затесалась «мягкая сила» — понятие, которое у современного взрослого ассоциируется не столько с тем, что ввел в политологию Джозеф Най, сколько с названием женской партии, одной из основательниц которой стала «иноагент» Юлия Галямина.
А вспомним-ка речовки
Посмотрим, пожалуй, на источники вдохновения составителей «Азбуки». Я не раз уже замечала, что всякий раз, как речь на государственном уровне заходит о духовности и нравственности, в текстах не обнаруживается никакого знакомства с научными исследованиями, зато находится много плагиата из самых странных источников.
Итак. Определение культуры как «набора ценностей, созданных человеком» и проч., мы находим в группах «ВК», посвященных подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Правда, там речь идет не о «наборе», а о «комплексе» ценностей, но, видимо, составителям слово «комплекс» показалось слишком сложным для первоклассников. Определение традиций — с сайта Учи.ру (олимпиада по обществознанию, 6-й класс). Стишок про «флаг наш российский, овеянный славой» взят с портала Стихи.ру, он размещен в 2009 году на странице Натальи Веры. Судя по информации на ныне закрытой странице, на момент написания автору было 11 лет, и стихи сопровождаются трогательным комментарием «Писали на олимпиаду вместе с Наськой Долинской». Вероятно, именно этим обстоятельством («писали на олимпиаду») и возрастом авторов объясняется качество стихов. Дальше в тексте стихотворения встречаются вот такие, например, красоты:
Наш флаг, наша вера, мы все за едино,
Горой постоим за отчизну свою.
А наша держава стоит недвижимо,
Мы все за нее сложим главы в бою.
Фото: соцсети
Тьфу ты, и тут «все сложим главы в бою». Стало быть, уже в 2009 году дети научились легко имитировать этот пафосный стиль и так же легко дают обещания как один умереть в борьбе за это. При этом стихотворение все последующие 14 лет кочует с одного портала на другой в подборках патриотических стихов о российском флаге для школьных и детсадовских утренников, и никого не смущает качество текста. Вот и авторы «Азбуки» на него польстились. Одна отрада, что сама Наталья Вера со временем стала писать хорошие грустные стихи, повзрослела и закрыла свою страницу.
Авторство стихотворения на букву Ш — «школа добрый светлый дом / знанья получаем в нем» — определить невозможно: оно тоже много лет кочует из одного школьного или детсадовского сценария в другой.
Только в большинстве вариантов дети собираются там учиться «писать, складывать и умножать», а не «Родине служить». Служение Родине принесли адепты новой религии.
Еще один поэтический шедевр: на букву Щ — щедрость: «Кто обожает щедрым быть, того нельзя не полюбить». Источник — опять Стихи.ру, автор Константин Шемеровский. Далее по тексту:
Приятна склонность к бескорыстью,
Как восхищенье мудрой мыслью.
Кто щедро дарит сам себя,
Тот восхищает всех, любя.
Стихи на букву Ю — юность — такие: «Мечтать, искать, дерзать, найти — вот нашей юности пути». У них другой источник — устная традиция. Такие стихи становились отрядными девизами в пионерских лагерях в середине 80-х, где первый отряд обязательно назывался «Бригантина», а второй — «Юность». Я даже помню похожую речовку из своего пионерского детства, тоже могу предложить составителям: «Куда же ты, юность? — В светлую даль. — Что людям несешь ты? — Я сердце отдам. — А что ты для счастья оставишь себе? — Право быть первым всегда и везде».
В общем, теперь вполне вырисовывается облик современного школьного политрука, который понесет детям весь этот коктейль «Слеза комсомолки».
Это тетенька моих лет, которая рисовала отрядные стенгазеты с речовками про юность, пела со сцены на конкурсе политпесни «эль пуэбло унидо хамас сера венсидо», чей культурный кругозор ограничен инфоуроком.ру, стихами.ру и несколькими сайтами методических разработок; впрочем, из школы она помнит одну строчку из тихоновской «Баллады о гвоздях». Ее философские интересы не уходят дальше популярной эзотерики, ее сведения о современной политологии ограничиваются чем-то услышанным на очередном семинаре по повышению квалификации. Лучше всего она умеет скачивать из интернета чужие разработки.
А тут собрали несколько сотен таких тетенек со всего ДФО и поставили задачу изготовить для детей патриотическое пособие. А вышел унылый катехизис смерти: жить надо только ради охраны традиций и обороны своей земли, а еще лучше за них умереть.
Учитель и литературный критик Ксения Молдавская говорит: «На мой взгляд, это абсолютно безнравственное начинание. И дело не только в насаждении культа смерти при абсолютном игнорировании возможностей мирной жизни. «Азбука» дает детям узкий взгляд на жизнь в родной стране: из поля зрения которого выпадают научные открытия, достижения искусства и культуры, зато поддерживаются самые неприятные стереотипы: русский — обязательно с автоматом Калашникова и верхом на медведе.
Даже статья на букву Ж — «Женщина. Жизнь» не сглаживает ситуацию, а усугубляет, в общем контексте и она получает некроромантическое звучание. Гораздо хуже культурный бэкграунд составителей: его просто нет.
Мы видим дикую смесь пионерских девизов из 70-х, песен из той же эпохи, формулировок из кроссвордов, перевранных словарных определений и эзотерических поисков 90-х. Современность прорывается в этот текст только цитатами со Стихов.ру — сайта самодеятельных публикаций, где нет ни редактора, ни корректора, ни отбора по качеству текстов.
Педагогов, которые несут детям эту сборную солянку, можно назвать малообразованными и профнепригодными: прикрываясь громкими словами, они не заботятся ни о психике, ни о развитии ребенка — и, по сути, выступают посланцами религии смерти. А любовь и жизнь нельзя построить на культе смерти».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68