1959 год. Берлин. Велогонка Мира. Первый этап. Несмотря на падение, Капитонов финиширует и оказывается на медицинском столе. Из всех слов, что говорят немецкие эскулапы, понятно только одно: «Швах!» Кожа от голени до бедра разодрана так, что даже стойкие врачи отводят глаза, советуя (даже требуя) уже никуда не ехать. Доктор из посольства диагноз подтверждает. Тренер сборной Леонид Шелешнев, услышав мнение оперативного консилиума, заявляет следующее: «Продолжать или нет — гонщик решит сам!» И Виктор, сжав зубы, сядет-таки в седло и с дикой болью преодолеет более 2000 километров (12 этапов). В личном зачете он займет 8-е место, но ведомая им команда престижнейшее состязание выиграет…
Виктор Капитонов, 1964 год. Фото: Вячеслав Ун Да-син / Фотохроника ТАСС
Капитонов Виктор Арсеньевич. Родился 25 октября 1933 года в Калинине (Тверь). Окончил Краснознаменный Военный институт физической культуры. Кандидат педагогических наук. Заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР. Выступал за ЦСКА (Москва). Завоевал первую в истории отечественного велоспорта золотую олимпийскую медаль на Играх-1960 в Риме. Бронзовый призер в командном заезде на 100 километров (ОИ-1960). Неоднократный чемпион СССР (1956–1964) в различных видах гонок. 4-кратный победитель Велогонки Мира (1958, 1959, 1961, 1962) в составе команды СССР. Наставник национальной сборной (1969–1996). Лучший тренер страны (1975, 1976). Подготовил 13 олимпийских чемпионов и 13 чемпионов мира. Почетный гражданин Твери, кавалер ордена Ленина (единственный из советских гонщиков). Умер 2 марта 2005 года.
Это сегодня велосипед можно купить практически в любом гипермаркете или спокойно заказать в интернет-магазине. А 70 лет назад о двухколесном друге грезили во сне. Он был предметом гордости и зависти. Хотя в целом велоспорт и не являлся таким популярным видом, как футбол или хоккей. Да и наш герой с детства мечтал рассекать на беговых «ножах» по ледовому овалу. Его жизнь, как это часто случается, изменил случай. Уже занимаясь в секции «скороходов» и трудясь на заводе слесарем, ему пришлось постоять за честь коллектива и выступить в велосипедном кроссе на 20 километров. Неожиданная победа заставила отложить коньки и по-другому взглянуть на изобретение немецкого барона Карла фон Дреза.
Виктор в любую погоду часами гонял по улицам Калинина, и вскоре местные жители настолько привыкли к появлению долговязого чудака, склонившегося над рулем, что перестали удивляться и обращать внимание. Правда, соревнования, к которым спортсмен так готовился, закончились для него полным провалом. Но сдаваться Капитонов и не подумал.
Да и как может сдаться человек, который в 40-градусный мороз 1941 года по-пластунски полз по полю за картошкой под огнем фашистов? Почти десять часов восьмилетний парнишка находился на морозе — и добыл-таки несколько клубней, которые непонятно как выкопал из-под снега.
…Выносливость и дикое упрямство, а также дьявольская энергетика Виктора обратили на себя внимание тренеров сборной СССР. Даже на тренировках будущий великий забияка (так впоследствии называли его журналисты) не хотел уступать ни секунды. Его друг-гонщик Ростислав Варгашкин вспоминал, как чуть ли не на первой же разминке худой, жилистый юноша сцепился с ним колесами и устроил аварию. Позже подобные столкновения и падения едва не превратились в визитную карточку Капитонова. Завалы — вещь в велоспорте в принципе привычная. Но Виктор Арсеньевич умудрялся попадать в подобные неприятности в ключевые моменты. Он грохнулся на Олимпиаде в Мельбурне (на спуске у него сломалось колесо — и в итоге 32-е место); проколол шину в самом эпилоге планетарного форума; из-за неисправности велосипеда растерял все преимущество на равнине в Польше и лишился победы в Велогонке Мира… Но тренеры почему-то верили в молчаливого и неукротимого верзилу. И 175-километровая гонка на Играх в Риме (в ней стартовали 142 спортсмена из 42 стран) стала знаменитой благодаря Капитонову.
…За 40 километров до финиша партнеры по команде обеспечивают Виктору рывок, который проспали грозные соперники (немец Густав-Адольф Шур, бельгиец Вилли Ванден Берген и итальянец Антонио Байлетти), и лишь хозяин раскаленной трассы Гроттаросса Ливио Трапе (на всех домах и тротуарах были сделаны надписи с его именем) устремился в погоню. Тогда Капитонов подпустил Трапе поближе, и они заключили негласный альянс: каждый отрабатывает часть пути, давая передохнуть конкуренту. Итальянская публика щедро поливала водой обоих, понимая: один без другого просто не дотянет до пьедестала: температура в тени достигала +45, а на каждом круге участников ждал изматывающий «тягун» — затяжной подъем. Многих «всадников» настигал тепловой удар, и они прекращали борьбу, а кто-то просто останавливался, осознавая, чем грозит дальнейшее «путешествие»…
То, что произошло за круг до конца дистанции, аналогов в истории спорта не знает. Капитонов начал финишировать, не видя щита, на котором вывешивалась цифра, означавшая оставшиеся «петли». Приподнявшись в седле и раскачивая велосипед, он спуртанул и «ужалил» белую линию, победно вскинув руки. Прекратив крутить педали, он спокойно катился вдоль трассы, недоумевая, почему никто не приветствует его.
И только когда он подъехал к техническим будкам, тренер Шелешнев с ужасом сообщил подопечному, что тот жестоким образом ошибся и надо ехать еще кружок… 15-километровый…
Ливио Трапе тем временем удрал вперед почти на полмили. Многие журналисты принялись передавать в редакции сообщения о триумфе апеннинского кумира. А дальше опять случилось невероятное. Капитонов ценой неимоверных усилий растерявшегося от неожиданности итальянца настиг, и они вновь устремились к полотнищу с надписью «Finish», попеременно ведя гонку. Когда же пелотон почти догнал их за 300 метров до развязки, хитрый Трапе не выдержал и дернулся вперед.
«Я бросился за итальянцем и за двадцать метров вплотную сблизился с ним. Но когда я уже поравнялся с Трапе, он закрыл мне дорогу. И я рванулся вправо, туда, где соперник не мог мне помешать. Скорость была сумасшедшей. В глазах все слилось. Раскаленный ветер хлестал в лицо. Рядом стонал и хрипел Ливио. Наш бешеный танец приближался к концу. Я пересек финиш на полколеса впереди итальянца! …Трапе, закрыв лицо руками, зарыдал. Не знаю, что бы я делал, окажись вторым».
Ливио Трапе (слева) и Виктор Капитонов на Олимпийских играх 1960 года в Риме. Фото: Википедия
Местные болельщики подхватили Виктора на руки и понесли вместе с велосипедом. Во всех официальных протоколах время и у Капитонова, и у Трапе указано одинаковое: 4 часа 20 минут 37 секунд.
Но в олимпийского чемпиона впервые превратился гонщик из СССР, которого Ливио (вот ведь настоящий атлет!) обнял и поздравил.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Известный поэт и кинорежиссер Пьер Паоло Пазолини был шокирован, когда услышал, что за гениальную и шедевральную победу (о которой и фильм не грех снять) офицер Советской армии получит всего лишь «почет и уважение своего народа». Кстати, с товарищами (Евгением Клевцовым, Юрием Мелиховым и Алексеем Петровым) Капитонов отхватил и бронзу в командной гонке на 100 километров.
Уже в аэропорту Виктора найдет министр иностранных дел Италии и, пожав руку, скажет: «Наши рейсеры взяли на треке четыре золотые медали. Но мы бы с радостью отдали их за одну вашу — шоссейную!» А Ливио Трапе через несколько лет назовет своего сына Виктором… И мало кто знает, что это римское чудо Капитонов сотворил на туристическом велосипеде фирмы «Чинелли» — любительском байке, который использовали почтальоны. На профессиональную машину у отечественной федерации денег не было… Вот так и вошел СССР через парадную дверь в цитадель большого международного велоспорта, как гласил заголовок французской газеты.
…На Олимпиаду в Токио Капитонов не поехал, решив сосредоточиться на учебе. На четыре года он перебрался из квартиры в Москве в студенческое общежитие Ленинграда. Он уже тогда задумывался о тренерской карьере, но не хотел просто эксплуатировать былую славу, а мечтал овладеть теми знаниями, которые помогут ему побеждать в дальнейшем. Возглавив сборную, он в корне изменил принципы ее подготовки, резко увеличив соревновательную нагрузку по сравнению с тренировочной.
И уже в первый год работы 37-летний учитель привел своих учеников к высшим наградам чемпионата мира в Лестере — первым за всю историю отечественного шоссейного велоспорта.
Надо сказать, что за несколько дней до турнира в автокатастрофе погиб второй тренер и самый близкий друг Виктора Анатолий Черепович. И, когда за 10 километров до финиша наши резвые ребята на железных конях отставали от чехословаков на 13 секунд, Капитонов вышел к трассе, взял мегафон и буквально прорычал: «Мужички, вы можете и сделаете это! В память Череповича!» Мужички смогли. А затем были блистательные свершения на Играх в Мюнхене, Монреале и Москве.
1979 год. Тренер сборной СССР по велосипедному спорту Виктор Капитонов. Фото: Игорь Уткин , Александр Яковлев / Фотохроника ТАСС
«В 1980 году, перед Московской олимпиадой, я поехал снимать Капитонова и его команду на тренировочную базу. В каждом его жесте читалась уверенность. Он не играл на публику, не старался выглядеть эстетичнее. Он чем-то походил на капитана дальнего плавания — неторопливая походка, взгляд пронзительный, белая кепка. Только вместо трубки у него был секундомер».
На капитанском мостике Капитонов вкалывал на износ: ночи проводил за конспектами, рассчитывая тактику на предстоящие заезды, а утром и днем находился на трассе в «техничке». Авторитетов и любимчиков для него не существовало. Однажды высокое начальство даже не присвоило ему очередное звание после олимпийской победы. А все потому, что строгий и справедливый сенсей не включил в состав на Игры ни одного гонщика из своего клуба. Может быть, именно из-за подобного «кумовства» СССР/Россия буксует в этой элитной дисциплине несколько десятилетий? Триумф же Сергея Сухорученкова на Московской олимпиаде — вторая и пока последняя наша виктория в групповой шоссейной гонке.
«Оберегал он нас словно детей малых. В 1971 году на соревнованиях в Познани в туннеле случился завал, куда попал и лидер из польской сборной. Пресса местная тут же обвинила в этом русских: мол, специально завалили. Капитонов вступил в спор с журналистами, а затем из автобуса, который вез команды в гостиницу, без церемоний выдворил всех поляков, когда началась мощная перепалка…»
Когда развалился Союз, Капитонов пробовал заняться бизнесом, но вскоре вернулся в родную федерацию. Однако болезни не давали колесных дел мастеру экспериментировать в полную силу, а на рекомендации врачей, советовавших не курить и не пить кофе, он плевать хотел…
Смог бы Виктор Арсеньевич, родись он лет на тридцать позже, на равных соперничать с асами-профи на «Тур де Франс» и других веломногодневках, мы уже никогда не узнаем.
…«Какую победу вы считаете самой дорогой для себя?» — спросили однажды Капитонова. «Наверное, ту, которую я одержал сразу же после войны, будучи мальчишкой, — ответил великий чемпион. — Я тогда впервые по-настоящему сел на велосипед и выиграл серьезную гонку в родном городе, получив в качестве приза плитку постного сахара, что по тем временам было богатством необыкновенным. Но главное, что именно тогда я открыл для себя спорт и взялся за руль, который и привел меня в Рим…»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68