СюжетыОбщество

Куршевель на Волге

Яхт-клуб, горнолыжный курорт, спа-комплекс — виды у предприимчивых людей на Национальный парк «Самарская Лука» грандиозные

Куршевель на Волге

Национальный парк «Самарская Лука», вид на Усинский курган. Фото: Ivolga ya / Википедия

Осенью 2019 года неравнодушные жители Самарской области создали петицию с требованием законодательно запретить застройку Национального парка «Самарская Лука». Документ адресовали президенту страны и руководству губернии. Поводов для беспокойства к тому времени накопилось достаточно. Последние лет 20 парк настойчиво пытались превратить в «коммерческое предприятие». Ну а спусковым крючком стал вопрос об исключении нескольких населенных пунктов из его границ. Чиновники утверждали, что делают это исключительно ради местных жителей (на особо охраняемой территории они якобы ограничены в реализации своих имущественных прав). Но активисты-экологи уверены, что межевание территории затеяно в интересах областных властей. Авторы петиции не сомневаются, что фактически это рейдерский захват территории Луки и граничащего с ней Жигулевского заповедника. Одна из целей — построить на горе Отважной горнолыжный курорт. Спустя четыре года история обрела новое звучание.

Справка «Новой»

«Самарская Лука» (155,6 тысячи га) — государственный природный национальный парк на территории Самарской области. Вместе с Жигулевским заповедником им. И. Спрыгина входит в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата, созданного под эгидой ЮНЕСКО.

Сама же история со строительством горнолыжного курорта в национальном парке началась еще в далеком 2000 году, когда в Ширяеве (небольшое село на правом берегу Волги, входящее в состав нацпарка) побывал президент Путин. Он и высказался о горнолыжном курорте. Что-то из разряда «он здесь должен быть». И понеслось!

Сначала появился «проект горнолыжного курорта «Долина Репина» в селе Ширяево». Название — этакий реверанс в сторону главной достопримечательности, дома-музея художника. Оценивался проект в 37,7 млн евро, и чего только не включал в себя — от гольф-клуба и ресторана до горнолыжки и стрельбища.

Проект даже начали реализовывать! Но некоторое время спустя были проведены государственная и общественная экологические экспертизы. Заключение оказалось отрицательным. И неудивительно: Ширяево со всех сторон окружает заповедная зона «Самарской Луки». Она по своему статусу находится под защитой ФЗ № 33 «Об особо охраняемых природных территориях», 15-я статья которого запрещает на них строительство капитальных объектов спорта, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур. И точка вроде была поставлена.

Да только идеологи Куршевеля на волжских берегах не успокоились — ждали удобного случая. И дождались: в 2010-м проект горнолыжного курорта вновь всплыл — теперь уже в рамках программы развития города Жигулевска.

Контракт на разработку «Жигулевской жемчужины» (теперь это назвали так) был заключен в конце 2011 года. Помимо горнолыжной трассы и гостиничного комплекса, запланировали канатную дорогу через Волгу. Летом 2013-го работы по проектированию туристско-рекреационного комплекса были практически завершены — об этом доложили на заседании областного правительства. А подробную информацию о «Жигулевской жемчужине» разместили на сайте министерства туризма в разделе «инвестиции».

Для лыжных спусков предстояло вырубить заповедный лес, на особо охраняемой природной территории проложить 29,2 км дорог, 55 км электросетей, 8 км водоводов, канализацию протяженностью 7,6 км. В планах значились вертолетные площадки и поля для гольфа. Всенародного ликования, однако, не случилось. Произошло обратное: протестные акции, сбор подписей против застройки, обращения в международные экологические организации. И действительно, наступило очередное затишье. Даже подумалось, что планы благоразумно свернули. Особенно в свете заявления, прозвучавшего летом 2021-го.

Читайте ранее

Под страхом Куршевеля

Под страхом Куршевеля

В Жигулевских горах строят курорт, о котором якобы говорил Владимир Путин в 2000 году. Экологи бьют тревогу, но власти обещают «минимизировать вред природе»

Тогда главе областного департамента туризма Абдрашитову журналисты задали вопрос о судьбе курорта. На что чиновник однозначно ответил, что строить в Жигулевске его не будут — по проекту получена отрицательная экологическая экспертиза. Кроме того, Жигулевску принадлежит лишь нижняя часть горы Отважной. Вершина, где и был запланирован объект, находится в национальном парке — на особо охраняемой федеральной территории. «Поэтому реализация такого проекта с использованием там капитального строительства невозможна», — констатировал Абдрашитов.

Но буквально в конце марта этого года появилась официальная информация о том, что на горе планируют построить круглогодичный туристический комплекс «Отважный». Об этом рассказали представители областного министерства туризма. Известно, что проект предусматривает четыре трассы, три подъемника, ресторан на вершине горы и гостиницу со спа-комплексом у ее подножия. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2027 год. Как заявили чиновники, концепция туристско-рекреационного кластера «Самарская Лука» вошла в число финалистов конкурса Агентства стратегических инициатив. Идеологи проекта обещают, что при строительстве будут в первую очередь учтены все экологические стандарты и законодательство об особо охраняемых природных территориях. Звучит благостно. Интересно, как «разведут» всю эту историю с ФЗ № 33?

Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

От Самары до Жигулевска, где располагается дирекция «Самарской Луки», около 90 километров. Офис — небольшое одноэтажное здание. На подъезде — карта национального парка в человеческий рост, чтобы сразу увидеть масштаб. Первый пункт нашей программы — питомник. Вольеры и клетки обустроены в лесу, который начинается буквально за воротами дирекции. Один из постоянных обитателей питомника и самый, пожалуй, забавный его персонаж — одомашненный и брошенный енот. Сюда его сдали бывшие хозяева.

— Когда привезли, — рассказывает наша сопровождающая, — культурный был, в лоток ходил, играл с игрушками. Ну как играл — грыз, трепал, но все равно видно было, что у него интерес есть. Ему игрушечку яркую даешь, он радуется. Вон там другой енот, тому все равно. А этот прям такой общительный, тянется к людям (енот, действительно, в своей клетке вытворяет все возможное, чтобы привлечь наше внимание).

Кроме енотов, здесь еще целая компания пострадавших — например, болотный лунь со сломанными крыльями: повредил, когда учился летать. А еще был молодой лебеденок — он застрял в спутанной сети, которую рыбаки оставили в Волге. В питомнике птенец пересидел зиму, а весной его увезли на острова и выпустили.

— Здесь у нас волчонок, он раньше жил в воинской части в Тольятти, — продолжает экскурсию сотрудница парка. — Пока рос, привязывали к дереву и подкармливали. Люди увидели, позвонили. Мы его забрали, уже пятый год у нас живет.

В питомнике. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

В питомнике. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

С конца июня в питомнике живет слепая косуля, инспекторы нашли ее в лесу. А еще белка, которая сгрызла собственный хвост — от стресса. А вот кабанчик Нюша, ее совсем маленькой принесли сюда в коробке из-под обуви.

В питомнике. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

В питомнике. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

На стене в кабинете директора «Самарской Луки» Евгения Березкина впечатляющий вид на национальный парк сверху. Директор показывает вершины Жигулевских гор и участок, который собираются масштабно освоить.

— Я поддерживаю коммерческие преобразования, — говорит Евгений Березкин, — но только те, которые не вредят окружающей среде. А что касается горы Отважной, понятие «горнолыжный курорт» к ней вообще никак не подходит. Что такое горнолыжный курорт? Это достаточное количество трасс с хорошим перепадом высот. Здесь такого нет. Высота самой горы 310 метров. Общий перепад — чуть более двухсот. Одна гора с тремя трассами, на которой той же черной трассы никогда не будет, — больше похоже на горку для начинающих. Может, я и не прав. Но многие со мной соглашаются, особенно горнолыжники.

— Получается, проект утопичен уже на старте?

— Считаю, да. Не знаю, как там они (идеологи и инвесторы проекта) экономику считали. Мне кажется, с потолка все взяли и перенесли на бумагу. Это первые крупные инвесторы (ГК «Акрон Холдинг». — О. П.), которые готовы что-то сделать, но не в то русло они направляют свои замыслы. Есть постановление правительства по утверждению порядка расчета предельно допустимой рекреационной емкости особо охраняемых природных территорий федерального значения при развитии туризма. Вот у нас протокол совещания, здесь заложено проведение работ по расчету емкости Отважной. Это очень небыстрый и непростой процесс.

Директор «Самарской Луки» Евгений Березкин в своем кабинете. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

Директор «Самарской Луки» Евгений Березкин в своем кабинете. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

Когда он завершится, станет ясно, что именно можно обустроить на горе без ущерба для нее самой. Это первостепенно. Рассматривать экономический эффект без подсчета рекреационной нагрузки нельзя. В противном случае, по словам нашего собеседника, территорию можно просто угробить.

— Гора, — продолжает он, — привлекательна своим обзорным видом. Превратить ее в очередной кусок цивилизации? Ведь чтобы поставить опоры для тех же подъемников, надо прорубить просеки. Гора в этом случае будет смотреться совсем по-другому.

Между тем на старте все выглядело вполне гуманно. Представители «Акрона» обещали отремонтировать и взять на баланс дорогу, которая ведет на Отважную.

— Я спрашиваю: красивый замысел, а ваш-то интерес в чем? — вспоминает Евгений Березкин. — Они отвечают: у нас в планах построить внизу в городской черте перехватывающую парковку, закрыть проезд для постороннего транспорта и запустить 2‒3 шаттла, которые будут возить людей на Отважную. На парковке построим кафе и детские развлекалки. Вот люди поднялись на гору, а под ногами Жигулевская ГЭС, есть в планах открыть для экскурсий и саму гидроэлектростанцию. Но в связи с известными событиями все это притормозилось.

На горе Отважной. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

На горе Отважной. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

О проекте, презентованном в марте с.г., директор «Самарской Луки» говорит неохотно. Он по-прежнему поддерживает строительство смотровой площадки и категорически против ресторана на вершине.

— Интересно: они думают, когда об этом говорят — продолжает Березкин. — Какие цены должны быть в этом ресторане? Там не то что канализацию не сделаешь, даже туалет с выгребной ямой построить невозможно. Гора сама не позволяет. Мы пробовали долбить скальные породы — бесполезно.

— У нас сейчас, — объясняет директор «Луки», — есть группа, которая за горнолыжку — это инвесторы и туризм. И другая группа — национальный парк и минприроды.

— А в какой группе администрация области?

— Она за горнолыжку.

По словам Березкина, на Отважную планируют отправлять до 300 тысяч человек в год. Но гора просто не выдержит такого вала — погибнет. Это для противников «освоения» очевидно и без сложных подсчетов. Существенный нюанс: достойно оборудованный горнолыжный курорт в Самаре уже есть — «Красная глинка» на Сокольих горах. Он практически в черте города с видом на Волгу и Жигулевские горы.

Мы побывали на Отважной. От Жигулевска до нее совсем близко. Подняться на самый верх можно на велосипеде, на машине, пешком по экскурсионной тропе. Панорама отсюда открывается потрясающая. В таких случаях обычно добавляют «это надо видеть». За этим люди и поднимаются на Отважную.

Вид с горы Отважной. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

Вид с горы Отважной. Фото: Ольга Путилова / «Новая газета»

— Самая высокая вершина заповедника — Наблюдатель, 381 метр. После идет Стрельная — 378, — рассказывает сопровождающая. — А это редкое растение — лазурник трехлопастный. Занесен в Красную книгу России. Тюльпан Биберштейна у нас можно увидеть весной, он тоже краснокнижный. Осторожно, не наступите (на пути нашего следования небольшая змейка). Это степной вид. А, например, неясыть длиннохвостая — таежный. Они здесь рядом живут, понимаете? Больше нет таких мест, где могли бы соседствовать степное животное и таежное. У нас очень необычные конгломерации.

Этими каменистыми степями и уникальна Лука. Разрушить очень легко, а воссоздать невозможно. Все это сохранилось еще с доледникового периода.

Здесь ведь было морское дно, горы поднялись позже. Обнажения вот те (показывает на каменистые голые участки среди зелени) — они еще девонского периода, древние.

Самую крупную из хищных птиц, живущих на территории Самарской Луки, наша спутница определяет на глаз, несмотря на высоту. Спрашиваю: как? Отвечает: так это же наш постоянный обитатель — орлан-белохвост, занесен в Международную красную книгу. Из тех, кто попроще, здесь запросто можно встретить куницу или зайца. В самой глуши есть шанс набрести на лося или косулю. А с этой точки хорошо видно, «как Могутовую гору люди съели». Сотрудница парка поясняет: когда строили ГЭС, здесь начали добывать известняк, вот и образовались залысины.

Подробности реализации другого масштабного проекта на территории Луки появились весной этого года на сайте областного правительства. Предстоит строительство круглогодичного «многофункционального туристического комплекса с яхт-клубом и гостиницей в селе Ширяево». Под объект отведут два земельных участка на берегу Волги. Администрации Жигулевска рекомендовано предоставить их яхтенному клубу «Ширяево» в аренду без проведения торгов.

Вид на село Ширяево и Волгу. Фото: Самарский областной художественный музей

Вид на село Ширяево и Волгу. Фото: Самарский областной художественный музей

Небольшое отступление: несмотря на скромные размеры, село имеет богатую историю, первые упоминания о нем датируются 1629 годом. Известность Ширяево приобрело после того, как там побывал Илья Репин, он собирал материал для картины «Бурлаки на Волге». Сохранился бревенчатый дом, где жил художник, он входит в состав историко-музейного комплекса. Ширяево часто называют волжской Швейцарией. Узкие улочки, колоритные дома, много зелени и пасторальные картинки — сложно представить здесь причал для четырехпалубных теплоходов и стоянку для яхт. Если проект горнолыжки называют «самарский Куршевель», то Ширяево будет, видимо, претендовать на местное Сан-Тропе.

К концу 2021 года Ширяево, по словам главы областного департамента туризма Абдрашитова, должно было стать точкой, куда начнут прибывать многопалубные теплоходы. Турпоток — до 80 тысяч человек в год. Кроме причала селу пообещали благоустройство, новые парковки для автобусов и даже ресторан на горе. Через какое-то время стало понятно, что в навигацию 2022 года принять круизные суда Ширяево не сможет. Проектирование заняло больше времени, чем планировалось. Инвестор сдвинул сроки начала строительства на осень 2022 года.

Запуститься объект должен был год спустя. Не запустился. Жители села откровенно рады этому. Собственно, сама идея соорудить здесь причал с яхт-клубом их совсем не греет.

Людей, живущих в селе круглый год, всего несколько сотен. Тех, кто приезжает на лето, около тысячи. И в этой связи вопрос: когда причал отстроят, село будет готово принять корабельное нашествие?

— О том и речь, — объясняет Евгений Березкин. — При туристическом потоке, который планируется, если туда еще и четырехпалубные теплоходы будут заходить, а все приезжающие пойдут за границы села… Вы представляете, во что превратится эта особо охраняемая территория?

— А мнение жителей о намеченных преобразованиях будет учитываться?

— На мой взгляд, должно. Вы видели набережную? Кому-то она нравится, а местные жители недовольны. С их стороны, и не только от них, было несколько тысяч жалоб. Куда только не писали — и губернатору, и в администрацию президента. Мы даже составили административный протокол в отношении администрации Жигулевска (Ширяево входит в состав городского округа. О. П.).

— В чем его суть?

— Согласование с минприроды (в случае с особо охраняемыми территориями это обязательное условие. — О. П.) было только на ремонт автомобильной дороги, которая идет к штольням. А они под шумок закатали все в бетон и построили набережную. Люди едут сюда, чтобы посмотреть на село, а бетона достаточно в городе. В Ширяеве был естественный ландшафт, а его взяли и покрыли асфальтом.

Сложно, наверное, человеку современному воспринимать природу в ее чистом, не замутненном цивилизацией состоянии.

Зачем приплывать в заповедник на небольшом «Валдае», если можно прибыть на четырехпалубном теплоходе и с размахом высадиться, одним заездом серьезно увеличив население прибрежного села? Или под горнолыжные трассы пустить заповедную гору? Когда есть желание, сопутствующие потери не в счет.

Читайте также

На слом

На слом

Государственные нужды, придуманная аварийность и подложная экспертиза. Как сносят уникальные дома в Самаре

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow