КомментарийЭкономика

Должники последней очереди

Государство щедро прощает долги чужим государствам, но «не имеет денег», чтобы вылечить собственных детей

Должники последней очереди

Владимир Путин на саммите «Россия — Африка» в Петербурге. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

За широкими обещаниями бесплатного зерна, открытия филиалов российских вузов и создания совместного информационного пространства, прозвучавшими на саммите «Россия — Африка», как-то ушло в тень куда более существенное заявление российского президента.

Владимир Путин сообщил, что Россия «участвует и в усилиях по облегчению долгового бремени стран Африки», и «к настоящему времени общая сумма списанной нами задолженности составляет 23 миллиарда долларов».

Кроме этого, он заявил, что по запросам африканских стран на цели их развития Россия выделит еще более 90 миллионов долларов.

23 миллиарда долларов по нынешнему курсу — это около двух триллионов рублей, взыскивать которые российская власть благородно отказывается.

Чтобы можно было сравнить — это примерно две трети суммы, которая была изъята из кармана будущих пенсионеров, когда в 2018 году провели «пенсионную реформу», а точнее — просто повысили пенсионный возраст. Под тем предлогом, что взносов граждан и дотаций из бюджета никак не хватает на достойные пенсии.

Пенсии, заметим, достойными так и не стали, в том числе потому, что деньги понадобились государству на другие цели. Особенно после 24 февраля 2022 года.

Что же касается долгов, то и в прежние 30 лет Россия-щедрая душа постоянно списывала долги различным странам мира — в общей сложности на сумму около 140 млрд долларов. В числе удачливых должников и страны Африки: Ангола, Эфиопия, Алжир, Ливия, Мозамбик, — среди которых имеются богатые нефтью и алмазами и вполне способные расплатиться ресурсами.

Зато как-то не припомню случая, чтобы российское государство списывало долги своим согражданам.

Три года назад, когда был ковид и множеству предприятий и организаций на длительные периоды фактически запретили работать, лишив их работников средств к существованию, государство категорически отказывалось списывать гражданам долги по ЖКХ — за квартиру и коммунальные услуги россияне должны были платить исправно, разве что до конца года приостановили уплаты пени и взыскание штрафов.

Бизнесу, которому запретили работать, лишь откладывали (но не списывали) оплату аренды помещений, принадлежащих государству.

Отказ в списании мотивировали просто: якобы нет денег. Хотя деньги были: государственная «кубышка» была тогда значительно полнее, чем сейчас.

Читайте также

Бусы уже не нужны, а предложить больше нечего

Возможно, у сотрудничества и есть перспективы. Но вряд ли в сфере экономики. Итоги саммита Россия–Африка

Сейчас общая сумма долгов по ЖКХ, которую накопили российские граждане, оценивается в 876 миллиардов рублей. Это много, но в 2,5 раза меньше того, что Путин щедрой рукой простил странам Африки на саммите.

Так может быть, прощение следовало бы начать с внутренних, а не с внешних долгов?

И еще несколько цифр.

В России сейчас около 900 детей со спинальной мышечной атрофией (СМА).

Вылечить их — применением препарата «Золгенсма» ценой в два миллиона долларов — можно за 1,8 миллиарда долларов. Это одна тринадцатая от того, что было великодушно прощено странам Африки. Опять же — может быть, не с того начали?

СМА, как известно, далеко не единственное (хотя самое дорогостоящее в лечении) заболевание, на избавление от которого постоянно собирают, что называется, с шапкой по кругу. Многие петербургские СМИ, описывавшие саммит со странами Африки, время от времени помещают у себя призывы пожертвовать деньги на то, чтобы «дать шанс» победить болезнь то одному, то другому ребенку. Рассказывают о том, что в таком-то случае вылечить можно, и за это берутся врачи в других странах, но на это нужны большие деньги, которые государство не выделяет, а у семьи их нет. И единственная возможность спасти — это скинуться «всем миром».

Но, может быть, пусть бы на прощение долгов странам Африки деньги собирали среди желающих пожертвовать, а на лечение детей давали из бюджета? Это не было бы логичнее и, главное, справедливее, чем сейчас?

Или такая простая мысль не приходит в голову тех, кто руководит страной?

Глава российской дипломатии Сергей Лавров на саммите «Россия — Африка» в Петербурге. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Глава российской дипломатии Сергей Лавров на саммите «Россия — Африка» в Петербурге. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

И последнее. Попытка создать блок друзей из Африки, пообещав им за это деньги, товары и преференции, — полная калька советских времен.

Тогда, помнится, почти любой африканский (и не только) лидер, готовый заявить о намерении «выбрать социалистический путь развития» и повесить на стене кабинета портреты Маркса и Ленина, мог рассчитывать на то, что великий и могучий Советский Союз направит ему поток денег и оружия. А потом заявить, что отдавать ничего не может и не хочет. Или сообщить, что к моменту возврата долгов там уже другой лидер (и совсем другой курс, и вовсе не на социализм)…

Кстати, если посмотреть на список участников петербургского саммита, то выяснится, что почти половина стран, приславших своих представителей, — Ливия, Мавритания, Египет, Гамбия, Гана, Демократическая Республика Конго, Нигерия, Сомали, Тунис, Руанда, Чад, Замбия и другие — голосовали в ООН за резолюцию, осуждающую действия России в Украине.

Еще около половины участников воздержались или не участвовали в голосовании, а против резолюций была лишь Эритрея.

Те еще друзья, если присмотреться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow