Судья Ольга Солопова во время заседания, на котором рассматривалось заявление Генпрокуратуры о признании компании Meta кстремистской организацией. Фото: РИА Новости
Как объяснил еще барон Карл фон Клаузевиц, «спецоперация есть продолжение политики другими средствами». Она («операция») как бы вбирает в себя и выражает в сконцентрированном виде все, что было «до» и специальным образом к ней и привело.
Сайт Тверского райсуда столицы информирует, что его решение о признании экстремистскими организациями Meta и ее соцсетей Facebook и Instagram опубликовано не будет. Мотивировочная часть решения в процессе также не оглашалась, так что об основаниях сокрытия можно лишь гадать. Вероятней всего, суд сослался на закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» № 262-ФЗ в той части, в которой он делает исключение из правила о публикации для решений и приговоров «по делам, затрагивающим безопасность государства».
По-своему знаменитый ФЗ-262 с момента его принятия в декабре «либерального» 2008 года неизменно преподносился Верховным судом и судейским сообществом как торжество открытости правосудия, но практика его применения чем дальше, тем больше вызывала нарекания участников процессов и особенно журналистов. Судьи сами решали, по каким делам и что именно: от цитат из показаний до имен собственных, — вымарывать при публикации, причем делалось это на уровне даже не формализованных инструкций, а каких-то устных согласований и указаний. Это привело к тому, что вскоре система ГАС-Правосудие превратилась в значительной части в кучу информационного мусора, где найти нечто искомое часто бывает невозможно.
«Новая» не раз обращалась к этой теме силами своего дата-отдела, последний такой обзор был опубликован на сайте 5 февраля 2021 года. Согласно этому исследованию, самую значительную часть неопубликованных решений составляют не приговоры по делам несовершеннолетних или по преступлениям сексуального характера, в отношении которых такое требование прямо установлено законом, а по статьям 280 и 282 УК РФ, то есть о «призывах к экстремистской деятельности» и «о возбуждении ненависти и вражды».
Эти решения не публикуются на сайтах судов в 95 процентов случаев, а московские суды за последние 10 лет не опубликовали ни одного из вынесенных 32.
Решение о признании «экстремистской организацией» Meta и ее сетей, видимо, было решено не публиковать в той же логике. Но раньше речь шла о приговорах конкретным «экстремистам», а решение по Meta фактически носит нормативный характер: из него, в частности, может следовать, что публикации в фейсбуке (решение в законную силу еще не вступило) охочие до «палок» центры «Э» станут толковать как соучастие в «экстремизме» (не говоря уже о рекламе).
И тут — внимание! — возникает коллизия со статьей 15 Конституции РФ, которая гласит (часть 3): «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Откуда нам знать, что можно и чего теперь нельзя публиковать, а то и читать в ФБ? На процессе в Тверском суде прокурор мямлил какие-то оговорки, что, мол, рядовым пользователям это ничем не грозит, но ведь и на это нам не удастся сослаться: решение-то не опубликовано, а протокол тем более!
Что же еще такого «угрожающего безопасности государства» там может быть? Ну разве что сведения об адресах, по которым можно скачать хороший VPN.
* Компания Meta Platforms Inc., являющаяся владельцем соцсетей Facebook и Instagram, признана экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ, как и сами эти соцсети.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68