Оппозиция, и не только она, критиковала Зеленского и его команду за провал коммуникации с обществом. Вечер 21 февраля наполняли новости одна тревожнее другой. Обстрелы из тяжелого вооружения на линии разграничения в Донбассе, которая снова превратилась в линию столкновения, приближались к сотне. Экстренное заседание СНБО все длилось. Наконец, к журналистам вышел секретарь совета Алексей Данилов и кратко пообещал: Украина готова за себя постоять, все, что надо, скажет президент, а мы продолжаем работу. В информационную брешь хлынули слухи, фейки и пропаганда со стороны «мы там есть».
Украинские солдаты в поселке Верхнеторецкое. Фото: Andriy Andriyenko / SOPA Images / LightRocket via Getty Images
Пятиминутная речь Зеленского, с улыбкой и пожеланием спокойно ложиться спать, на мой взгляд, была оправданна. Два часа ночи не лучшее время для провозглашения заявлений, допустим, о всеобщей мобилизации, если момент того не требует.
22 февраля президент вышел в эфир в 22 часа по киевскому времени. Предупредил, указав на наручные часы: обращение записал чуть раньше, телезрители видят запись. И сказал: отныне такие информационные сообщения от него становятся регулярными.
Акценты были смещены с ожидания в Украине широкомасштабной войны с Россией (ей «посвящалось» лишь сообщение о подписанном указе о призыве резервистов) на мирное, хоть и напряженное время. Президент анонсировал запуск программы так называемого экономического патриотизма:
— Патриот тот, кто борется с врагом за свою землю. И кто вкладывается в нее деньгами, создает рабочие места. Это дополнительные стимулы для локализации нашего производства и целевые программы поддержки отдельных областей.
Программа экономического патриотизма, сказал Зеленский, предусматривает снижение налоговой нагрузки на бизнес и снижение НДС на бензин и дизельное топливо.
Значительное уменьшение налоговых проверок должно стимулировать привлечение средств населения в бизнес и банковскую систему. Предложения родились не на ровном месте. Уже несколько дней внешне спокойный Киев заправляет бензином полные баки впрок, на всякий случай, а в отделениях банков граждане по той же причине «потрошат» свои валютные сбережения.
Так получилось, что это обращение главы государства автор слушала в кофейне рядом с домом, в компании молодых людей, занятых в сфере риелторства и видящих себя в перспективе весьма обеспеченными господами. Двое из них по собственной инициативе уже влились в состав подразделений территориальной обороны Киева. Один еще вчера был крайне скептически настроен в отношении «охоты на ведьм», то есть борьбы с олигархами, в том виде, что предложила власть. Другой не принимал участия в дискуссии. Переводил с айфона (не под влиянием эмоций и не впервые) определенную сумму на счет волонтерской организации «Повернись живим» («Возвратись живым»), которая восемь лет кряду помогает Вооруженным силам Украины.
Море волнуется раз…
Влиятельный интернет-ресурс «Украинская правда» опубликовал аналитическую разведку «Морская блокада: как Россия закрывает для Украины Азовское и Черное моря».
Суть следующая: пока весь мир с напряжением наблюдает за развитием ситуации вокруг границ Украины, РФ продолжает в беспрецедентных масштабах реализовывать стратегию оккупации не только украинских наземных, но и морских пространств. В случае завершения такой оккупации экономический и социальный ущерб для страны будет драматичным. Причем последствия коснутся не только приморских городов вроде Мариуполя, Бердянска либо Одессы, но населения Украины в целом.
Авторы разведки утверждают, приводя конкретные примеры: «Периферическое отношение НАТО к Черноморскому региону оказалось стратегическим просчетом… Уже очевидно, что мы постепенно теряем море, и окно морских возможностей Украины закрывается прямо сейчас. Россия согнала со всех флотов практически все, что имеет готовность и потенциал вторжения с моря. Сейчас в Черном и Азовском морях развернуто 46 боевых кораблей со всех флотов РФ. Такого наращивания сил не наблюдалось со времен распада СССР. Более того, с начала года в Черном море вообще отсутствуют корабли нечерноморских стран НАТО».
«Мы не ставим цели сгущать краски, но вся эта армада завершила оперативное разворачивание в море и… нависла над Украиной», — резюмируют авторы. Они утверждают, что видят интенсивные дипломатически меры, которые принимаются для того, чтобы мирно разрешить обострение. Именно благодаря таким мерам появилась тактическая пауза в действиях РФ. Но видят и другое: «По состоянию на сегодня 99 процентов суверенных морских акваторий Украины контролируется Россией. Страна может утратить доступ к огромным залежам природного газа и нефти на украинском континентальном шельфе. (Надо напомнить, что все украинские черноморские газодобывающие платформы уже оккупированы Москвой.) В случае полной оккупации страна не сможет осуществлять морские экспортно-импортные операции».
Далее следует ряд рекомендаций для украинской власти и международного сообщества, среди которых — отход от «континентального» подхода в разработке государственной политики. Есть необходимость прямо сейчас прикрыть морские фланги, срочно организовать консультации по этому поводу со странами Черноморского бассейна и НАТО.
Немедленно и безотлагательно покинуть территорию России рекомендует гражданам Украины МИД. «Пренебрежение этими рекомендациями значительно осложнит обеспечение надлежащей защиты украинских граждан в России», — подчеркнули в министерстве.
Ряд экспертов называет этот шаг возможной прелюдией не только к полному прекращению транспортного сообщения с РФ, но и к разрыву украино-российских дипломатических отношений.
В частности, издание «Зеркало недели», ссылаясь на собственные источники во внешнеполитическом ведомстве страны, пишет о двух обсуждаемых вариантах разрыва. Первый: разрыв как дипломатических, так и консульских отношений. Второй: разрыв дипломатических при сохранении консульских. Собеседники издания подчеркивают предпочтительность второго варианта — он поможет продолжить в России консульскую защиту украинских граждан, прежде всего политзаключенных Кремля.
«Никого просто так кошмарить не будут»
Состоялось очередное заседание СНБО. О принятых решениях рассказал на брифинге секретарь совета Алексей Данилов.
В Украине с сегодняшнего дня вводится чрезвычайное положение — кроме Донецкой и Луганской областей, где уже давно действует особый правовой режим, поскольку идут боевые действия. Рада должна утвердить это решение. Когда я пишу эту заметку, идет пленарное заседание, и в первом чтении поддержан закон о свободном владении оружием.
— На нашей привычной жизни чрезвычайный режим практически не отразится, — пообещал Данилов. — Но это нужно, чтобы в стране был покой. Россия хочет внутренней дестабилизации в Украине, главная ставка сделана именно на панику и хаос, а не на военный компонент. Меры стандартные, в зависимости от территорий они будут более сильными или более мягкими. Например, ограничения движения транспорта, проверка документов физических лиц, проверка транспорта. Максимально корректно постараемся отработать.
— У военных будет полномочий больше, у местной власти меньше? — задали ему вопрос.
— С 1 января, как вам известно, в стране действует закон «О национальном сопротивлении». В территориальных штабах в областях есть представители военных. В случае необходимости военные уже имеют нормативные документы для осуществления полномочий, — ответил секретарь СНБО.
Насчет перспектив введения комендантского часа, так сказать, главной приметы чрезвычайного положения, высказался уклончиво:
— В зависимости от ситуации. По необходимости. Никто никого даром не будет кошмарить.
— Атака Киева возможна?
— Риски мы понимаем. Атака любого города Украины получит моментальный отпор, не имеет значения, какой это город. Президент делает все, чтобы этого не случилось и было дипломатическое урегулирование, — ответил Данилов.
— А что значат разговоры о разработке в Украине ядерного оружия?
— Чьи разговоры? Президент Зеленский обратил внимание Мюнхенской конференции на ответственность выполнения условий теми государствами, которые подписали в свое время Будапештский меморандум и дали гарантии нашей защиты от внешней агрессии. Но о том, что мы будем делать ядерное оружие, никто нигде не говорил.
Замечу: сейчас уж точно не до рейтингов политиков. Но, согласно опросу социологической группы «Рейтинг», проведенному 11–18 февраля, самые высокие показатели — у президента Владимира Зеленского, ему доверяет 41 процент опрошенных граждан. Вторую позицию, неожиданно для многих экспертов, занял экс-премьер правительства Порошенко Владимир Гройсман, 35 процентов. Мэру Киева Виталию Кличко верит 34 процента, Петру Порошенко, лидеру «Европейской солидарности», — 28 процентов опрошенных. В целом можно сказать: поддержка в обществе представителей национально-демократических сил, как бы они ни выясняли отношения между собой в мирное время, значительно перекрыла поддержку политиков из пророссийской партии «ОПЗЖ».
P.S.
23 февраля Рада закрыла пленарное заседание, но предложение СНБО о введении в Украине чрезвычайного положения пока не проголосовано. На это у парламента есть по закону два дня.