СюжетыКультура

Корень квадратный из истины = любовь

12 января на сайте «Новой газеты» мировая премьера фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна». Борис Альтшулер рассказывает о картине

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

В этом необычном кино сплетено научное просветительство (так уж ли мы понимаем, в чем именно заключались открытия выдающегося физика, в чем отличие водородной бомбы от атомной, как устроена сахаровская «слойка»?), подвижнический труд гуманиста Сахарова, его правозащитная деятельность. И становится очевидным, что научные принципы работы ученого — формулирование и постановка цели, а затем сосредоточение максимального усилия для решения поставленных задач — он задействовал и в решении глобальных гуманитарных и социальных проблем.

Среди материалов: секретные съемки — испытание термоядерного оружия, тайное наблюдение за Сахаровым и Боннэр во время ссылки в Горьком, воспоминания его коллег, рассекреченные архивные документы. А еще изобретательно и вольно одушевленные талантливым анимационным режиссером Дмитрием Геллером рисунки Андрея Дмитриевича на полях научных рукописей с расчетами и в письмах детям и внукам.

Динозаврик в очках восхищенно смотрит на высокую женщину, похожую на египетскую кошку, завороженно сидит у ее ног. Измученный динозаврик привязан к железной кровати в хаосе черноты. Муравьи ползут по белому экрану. Они приносят буквы и складывают их в сахаровскую формулу: корень квадратный из истины = любовь.

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Панорама: обычный кирпичный дом. На верхнем этаже — бюст Ленина; ниже этажом за грузинским проветриваемым ковриком Сталин, Андропов, Брежнев; дальше группа — Жданов, Хрущев, Орджоникидзе; еще ниже — ученые с Курчатовым во главе; опускаемся еще — стахановцы, метростроевцы. А внизу, рядом с окном, прислонился к стене Андрей Дмитриевич в пальто и шапке немного набекрень: «Я не на верхнем этаже. Я рядом с верхним этажом — по ту сторону окна», — как-то пошутил Сахаров, имея в виду этажи власти.

«По ту сторону окна» — это не только про параллельное существование с власть имущими, но и про острое несовпадение с самими установками системы.

Академик Зельдович уговаривал его принести пользу стране в группе экспертов при Совмине, которая помогла бы перестроить технику и науку в прогрессивном духе, главное — не ехать на суд над инакомыслящим Пименовым, иначе Сахаров поставит себя «по ту сторону». И тогда Андрей Дмитриевич сказал, что он действительно «по ту сторону».

Ему не давала покоя мысль о том, сколько именно потомков его бомба может убить за тысячелетия. Ему было жизненно важно, чтобы юная Лиза Алексеева выехала из страны к любимому человеку. «Как можете вы, великий, рисковать жизнью из-за какой-то девчонки?» — писали ему «доброжелатели». «Тоталитарное мышление», — кратко охарактеризовал Сахаров эту «заботу» в своих «Воспоминаниях». Он победил тогда в 1981-м.

А когда в мае 1984 года Елену Боннэр заперли в Горьком, оборвав единственную связь Сахарова с внешним миром, объявил длительные мучительные голодовки. «Я голодаю не только за твою поездку и не столько за твою поездку, сколько за свое окно в мир… Они хотят сделать меня живым трупом. Ты сохраняла меня живым, давая связь с миром».

Это фильм о страстном желании изобретателя бомбы сдержать войну. О том, что даже в условиях отсутствия выбора выбор остается. Даже в нечеловеческих условиях человек способен сохранить в себе человека.

Справка

Дмитрий Завильгельский — мастер документального научпопа, автор фильмов «Диссернет. Эволюция альтруизма» о сетевом сообществе, выявляющем плагиат при написании диссертаций, «Когда-то мы были звездами» об астрономах, «В ожидании волн и частиц» про поиск гравитационных волн.

Борис Альтшулер — физик, правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, автор книги «Сахаров и власть».

Читайте также

Спасибо 130 тысячам зрителей!

Документальный фестиваль «Новой», «Артдокфеста» и платформы «Артдокмедиа» завершен

Борис Альтшулер: «Сахаров никогда не переходил на личности»

— Идея сделать документальный фильм о Сахарове формировалась параллельно с изданием книги к его столетию. Благодаря помощи физика Бориса Штерна мы связались с режиссером Дмитрием Завильгельским. Его родители ученые, папа окончил физфак МГУ, занимался молекулярной биологией. Замысел мы обсуждали, с Фондом и Архивом Сахарова, с детьми Елены Георгиевны Боннэр — Алексеем Семеновым и Татьяной Янкелевич, с внучкой Андрея Дмитриевича Мариной Сахаровой-Либерман. Да и не только мы, к юбилею и Елена Якович, и ряд других авторов сделали свои картины о Сахарове.

Борис Альтшулер

Борис Альтшулер

— Если сформулировать кратко, чем отличается ваша картина?

— Прежде всего, в ней много самого Сахарова, его прямой речи, размышлений. Но дело, конечно, не только в этом. Фильм получился не сразу. Режиссер Дмитрий Завильгельский долго думал, как подступиться, чтобы не было банального ЖЗЛ. И сделал фильм, по-моему, интересный. Анимация Дмитрия Геллера тоже находка. Конечно, невозможно охватить планетарный масштаб сахаровской личности, но сквозь весь фильм проходит мысль о странности, особенности гения.

Понимаете, для Сахарова был важен отдельный человек, который через 3 тысячи лет — он это посчитал — точно умрет от рака из-за того, что сейчас взрываются его бомбы.

И ведь это Сахаров еще до всякого диссидентства — еще в 1959-м. И в начале 1960-х, когда у него произошел конфликт с Хрущевым, решившим испытания возобновлять. И в 1962-м он пытался остановить двойное испытание, жертвуя своей бомбой. Говорил: «Пусть взрывают бомбу, которую сделали на Урале, мою не надо, не будем лишний раз отравлять атмосферу». Его обманул министр, взорвали обе бомбы. Сахаров пишет: «Ужасное преступление совершилось, и я не смог его предотвратить! Чувство бессилия, нестерпимой горечи, стыда и унижения охватило меня. Я упал лицом на стол и заплакал».

Его же никто не понимал. Юлий Борисович Харитон, очень его любивший, говорил: «Он был очень чувствителен». Однако благодаря Сахарову, его упорству в 1963-м был заключен Московский договор о запрете испытаний в трех средах и прекратилось отравление атмосферы. Вот они — странности гения, спасающие человечество.

И эти 127 имен советских политзаключенных, которые он перечисляет в нобелевской лекции. Ну что для сильных мира сего какой-то там узник совести. Это тот же муравей. Серьезными делами люди заняты: международная ядерная безопасность, вопросы войны и мира — и какой-то заключенный. Однако благодаря Сахарову тема прав человека стала предметом большой политики, что и позволило человечеству отойти от края термоядерной пропасти.

— Фильм начинается как научно-популярное исследование открытий Сахарова, постепенно режиссер переходит к правозащитной деятельности.

— Такова реальная жизнь Сахарова, прежде всего «бомбовая история». Представьте, младший научный сотрудник, кандидат наук — и вдруг его постоянно приглашают в Кремль на заседания, которые до четырех утра, потом все расходятся — и по своим машинам. Он вспоминает: «А у меня машины нет, и я никому не говорю, что машины нет». И если не поймать такси, то пешком 10–12 км до дома.

И вот этот кандидат наук через несколько лет стал для Кремля главным авторитетом в сфере ядерных вооружений. Это есть в фильме. Эта его значимость для лидеров страны, конечно, сыграла роль позже в правозащитную эпоху его жизни.

На самом деле, Брежнев его боготворил. В книге «Сахаров и власть» я привожу эпизоды, это подтверждающие. Это объясняет невероятную терпимость власти к «проделкам Сахарова» (выражение Л.И. Брежнева из его недавно опубликованных «Рабочих тетрадей»).

Но после введения войск в Афганистан началось закручивание гаек, Сахарова решили изолировать, сослав в город, закрытый для иностранцев, дабы исключить его контакты с «враждебными элементами». Их высылают 22 января с Еленой Георгиевной Боннэр. Ей тут же разрешают вернуться, она дает пресс-конференцию в своей квартире в Москве, зачитывает заявление Сахарова. За четыре года и четыре месяца она, нездоровый человек, более 70 раз совершила эти челночные поездки Горький — Москва — Горький. Тяжелейший был труд. Голос Сахарова звучал на весь мир, тысячекратно усиленный тем, что раздается он из ссылки. Почему ей это разрешали — загадка. Михаил Сергеевич Горбачев мог бы, наверно, разъяснить, но он молчит.

— Любопытный для сегодняшнего дня вопрос. Известно, что научное сообщество разделилось. Были опубликованы письма академиков, обвиняющих Сахарова в его связи с «реакционными, антисоветскими, милитаристскими кругами». Большое ли количество ученых все-таки осмеливалось выступать в его защиту?

— Что значит «выступать»? Де-факто фиановцы реально помогали. Во-первых, не дали его уволить после ссылки в январе 1980-го. Давление было колоссальным, правда, только устное. Не было письменных директив. Теоретикам разрешили к нему ездить. Несколько раз, несмотря на строжайшие запреты, они тайно вывезли документы и письма Сахарова, в том числе копию письма Горбачеву от февраля 1986 года с просьбой об освобождении советских политзаключенных. Это важнейшее письмо полностью изолированного от внешнего мира Сахарова было вовремя опубликовано за рубежом. Письмо вывез профессор Владимир Яковлевич Файнберг, посетивший Сахарова в день его рождения 21 мая 1986 года. Через несколько дней, после семинара в ФИАНе — я тогда работал дворником, но семинары посещал, — он отозвал меня и тихо, выбирая слова, сказал: «Борис (а я в студенчестве был его дипломником), вот это для Елены Георгиевны», — и передал письмо мне. Через два дня Елена Георгиевна прилетела из Америки, я ей отвез письмо, она успела отправить по своим каналам. Сахаров приложил записку: «Опубликовать 11 сентября» (за месяц до встречи в Рейкьявике Горбачева и Рейгана). Так вопрос об освобождении советских «узников совести» после этой публикации стал главным на этом саммите.

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

— При всей своей скромности, когда он вспоминал свой первый доклад в ФИАНе в 1945-м, писал: «Я чувствовал себя посланцем богов». То есть было у него самоощущение большого ученого, значимого человека, который может изменить мир?

— Без сомнения.

Но во фразе «Я чувствовал себя посланцем богов» нет самолюбования. Это скорее выражение восхищения квантовой теорией поля, теоретической физикой, он преклонялся перед наукой.

И когда Елену Георгиевну попросили одним словом обозначить, кто был Сахаров, она сказала: «Физик». Это главное. И в фильме это показано.

И к общественным, политическим проблемам он подходил как физик, как гениальный инженер-конструктор. Плюс чувство огромной личной ответственности. «Мое имя не принадлежит только мне, и я должен это учитывать», — сказал он мне как-то в 1970-е.

— Интересно, как Сахаров реагировал бы на нашу сегодняшнюю ситуацию в России, на нестабильность в Казахстане.

— Что касается нестабильности, не могу не процитировать Владимира Владимировича Путина из статьи «Россия на рубеже тысячелетий» 1999 года: «История убедительно свидетельствует, что все диктатуры, авторитарные системы правления преходящи. Непреходящими оказываются только демократические системы. При всех их недостатках ничего лучшего человечество не придумало». Действительно, треножник — три независимые ветви власти — стабильнее опоры на одну ножку исполнительной власти, да еще заостренную внизу на одном человеке. Важнейшими факторами, обеспечивающими стабильность демократических систем, являются также эффективное местное самоуправление и многоплановые антикоррупционные механизмы контроля и надзора за «силовиками». Без этого нельзя, поскольку правоохранительная система — несущая конструкция любого государства, если прогнивает изнутри, то беда. Все эти механизмы хорошо известны, тут не надо «открывать Америк». Сахаров, как никто, это понимал.

— На протяжении многих лет вы общались, видели его за три дня до гибели на его выступлении в ФИАНе, скажите, каким он был в обычном общении? Обладал ли чувством юмора?

Из ярких впечатлений от общения с Сахаровым — он был очень демократичен. И очень диалектичен, я таких людей больше не встречал. Он мог пересматривать свою точку зрения, вдумываться в проблему, постоянно анализировал, прокручивал в уме. В «Воспоминаниях» он приводит важные для него слова польского философа Лешека Колаковского: «Это тайное сознание противоречивости мира, это постоянное ощущение возможности собственной ошибки, а если не своей ошибки, то возможной правоты противника». Но когда что-то для себя решал, это было руководством к действию, и тогда он превращался в кремень.

Был внимателен к собеседнику, никакого самомнения. Например, когда они с Еленой Георгиевной поженились, у нее же какой круг знакомых? И Галич, и Окуджава, Ахмадулина. Он восхищался Галичем, когда тот пел. На Григория Померанца, который выступал в 1972-м у них на семинаре, Сахаров снизу вверх смотрел — он об этом пишет.

Читайте также

«Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы»

Жизнь Андрея Сахарова была столь масштабна и многогранна, что ее историю можно рассказывать самым разным образом

В разговорах с Сахаровым всегда было видно, как изумительно он слушает… Говоришь ему что-то горячо, темпераментно. А в ответ молчание. Некоторые обижались. А для меня это была школа: ну, значит, глупости нес, как всегда, раз молчит. Но иногда он соглашался, или одним словом возразит или как-то дополнит. Был такой эпизод. Я прочитал в газете, а перестройка уже пошла, как большевики, придя к власти, в Санкт-Петербурге собрали 20 тысяч проституток, вывезли за город и расстреляли. Такой эпизод реальной революции. Не той революции, которой нам мозги полоскали 70 лет, а страшной, как в «Окаянных днях». Так вот, прихожу к Сахарову, говорю об этом эпизоде, произведшем на меня впечатление: «Это же фашизм какой-то!» Сахаров, немного так отвернувшись, после паузы очень тихо, продуманно: «Фашизм, конечно».

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Кадр из фильма «Андрей Сахаров. По ту сторону окна»

Вот что интересно и поучительно: какие бы заявления по каким бы вопросам он ни делал, в них никогда не было, что называется, ругани. У его прадеда, Николая Ивановича Сахарова, был молитвенник, в котором было написано: «Никого не оскорбляй».

Сахаров никогда не переходил на личность, не тыкал пальцем в лидера — вот ты такой-сякой, он понимал, что все не так просто.

Татьяна Михайловна Великанова, замечательный человек, математик, правозащитник определила эту позицию Сахарова в отношении людей с математической точностью: «Презумпция порядочности». Причем в отношении любого человека.

Обладал ли чувством юмора? Конечно, и шутил, и смеялся остроумным шуткам и анекдотам, когда повод был и настроение. Через несколько дней после возвращения из ссылки в декабре 1986 года собрались друзья на знаменитой кухне в кв. 68. И кто-то спрашивает: «Андрей Дмитриевич, как вы считаете, насколько все это необратимо? Когда все эти невероятные чудеса с перестройкой, гласностью, вашим освобождением кончатся — все вернется на привычные и страшные круги?» Сахаров не стал гадать про наше всеобщее будущее, просто ответил длинной цитатой из «Орла-мецената» Салтыкова-Щедрина. В этой сказке орел решил в какой-то момент внедрить в своем царстве просвещение, и там все расчирикались. А потом ему это надоело. Сахаров процитировал финал сказки: «Шабаш! — вдруг раздалось в вышине. Это крикнул орел. Просвещение прекратило течение свое. Во всей дворне воцарилась такая тишина, что слышно было, как ползут по земле клеветнические шепоты».

Андрей Дмитриевич несколько раз повторил последние слова — причем свистяще-шипящие звуки произносил с особенным удовольствием. Как сейчас это слышу.

Читайте также

Наш Сахаров

Все забудем. Не потому, что память дурная, а потому, что умная

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow