Мы не ориентировались на остроту политических тем, моду. Выбирали кино, способное, как говорил мэтр Герц Франк, «сохранять образы уходящего времени в надежде на то, что пригодится все это, понадобится и остальным». У каждого времени свои трудные вопросы. Фильмы, которые не любит наше телевидение, такие вопросы задавать не боятся. Вместе со зрителем искали ответы на них.
Среди героев — академик Сахаров и трагически погибший режиссер Расторгуев, жители острова Кунашир, исчезнувших штетлов и молодые учителя-романтики, отправившиеся в провинциальную школу, волонтеры Музея истории ГУЛАГа и священник-панк отец Аркадий. Мы всматриваемся в их жизнь с помощью камеры — ценного средства связи между людьми — временами: сиюсекундным и вечным.
Благодарим авторов и продюсеров, доверивших нам показ своих работ. Именитых, таких как Ежи Сладковский, обладатель главных документальных наград — «Золотого голубя» в Лейпциге и Гран-при в Амстердаме, и режиссер Дмитрий Завильгельский, и талантливых дебютантов.
Их кино без прикрас и патетики приближает реальность.
Что было
«Расторгуев» (Показ завершен).
Режиссер: Евгения Останина. Оператор: Александр Расторгуев, Михаил Хурсевич, Андрей Киселев, Павел Костомаров. Продюсер: Евгений Гиндилис. Звукорежиссёр: Ростислав Коренблит, ООО «ТВИНДИ».
2021.
30 июля 2018 года документалиста Александра Расторгуева убили в Центральноафриканской Республике. Яркий, уникальный режиссер, сделавший гораздо меньше, чем мог бы.
Это портрет одного из самых талантливых и свободных кинематографистов нашего времени; прямая речь и фрагменты фильмов собираются в высказывание о смысле искусства, родине и боли. Субъективная оптика, как любил Расторгуев. Режиссер фильма — Евгения Останина, вдова убитого режиссера.
Премия «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший арт-фильм».
«Мальчик» (Показ завершен).
Режиссер, сценарист, оператор, звукорежиссер, продюсер: Виталий Акимов.
2020.
Мы так полюбили это оглушительно правдивое и в то же время поэтическое кино и его автора, 23-летнего дебютанта Виталия Акимова, что показали его фильм на встрече с коллегами, представителями «Синдиката-100».
Драматическая черно-белая история провинциальной русской семьи, с детской беспечностью рассказанная десятилетним мальчиком Степой. Столкновение черного и белого едва ли не в каждой сцене. Беспощадная действительность, неухоженный быт преломляются через чистоту восприятия мира. Портрет ребенка, который и в беде не познал горечи жизни, еще счастлив, еще находит повсюду радость.
Специальное упоминание жюри на European FF Palić в Сербии.
«Горькая любовь» (Показ завершен).
Режиссер, сценарий: Ежи Сладковский. Оператор: Войцех Старон. Продюсер: Антонио Руссо Меренда. Композитор: Тимо Хиетала.
Завершающий фильм русской трилогии мэтра документального кино про тайны русской души. Многофигурная композиция о поисках любви, об одиночестве ищущих. Встречаем их на круизном теплоходе: влюбленный неудачник, госслужащий на пенсии, назойливая гадалка, молодые влюбленные. Разбитые сердца, утраченные иллюзии, сомнения, страдания.
Метод съемки Сладковского — по определению Виталия Манского, «любовь на выверенной дистанции» — вызывает острые дискуссии в среде документалистов. Как и его фильмы — на расстоянии вытянутой руки от игрового кино.
Гран-при международного кинофестиваля «Флаэртиана».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Кунашир» (Показ завершен).
Режиссер, сценарий: Владимир Козлов. Оператор: Глеб Телешов. Продюсер: Давид Фуше. Звукорежиссер: Антон Шепшелевич. Студия: Les films du temps scellé.
2019.
Один из основных островов Курильского архипелага, до Японии, всего 16 км. Остров занят советскими войсками в 1945 году. Годом позже, после короткого периода совместного проживания, 17 тысяч японцев и айнов, живших на Курилах и Сахалине, были депортированы на остров Хоккайдо. С тех пор Япония претендует на возврат четырех островов.
О Курилах глазами его жителей — людей разных профессий, разного возраста, для которых тонкая полоска земли посреди океана стала домом.
Главный приз кинофестиваля документального кино Traces de Vies в Клермон-Ферране (Франция).
6 ЯНВАРЯ
«Моя любимая война» (Показ завершен).
ФИЛЬМ БЫЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
Режиссер, сценарист: Илзе Бурковска-Якобсен. Операторы: Андрей Верхоустинский, Тронд Якобсен, Марцис Абеле. Продюсеры: Тронд Якобсен, Гунтис Тректерис. Композитор: Карлис Аузанс. Звукорежиссер: Эрнест Ансонс. Bivrost Film, Ego Media. 2020.
Анимадок про девочку, выросшую в Латвии во времена Советского Союза, о сладких и кошмарных эпизодах взросления в СССР — «самой счастливой стране в мире», о снах и реальности, не совпадающей с мечтой. Личное свидетельство и остроумный портрет ушедшей эпохи.
Картина удостоена множества наград, в том числе приза критики в Анси.
«Праздник» (Показ завершен).
Режиссер, сценарист, оператор, продюсер: Владимир Ломов. Композитор: Сергей Трачук. Звукорежиссер: Аркадий Голубков.
2020.
Отца Аркадия называли священником-хиппи. Все начиналось с праздника свободы. Шел к вере от рок-н-ролла. Уехал с друзьями из столицы в глухое карельское село, строил храм. Со временем село стало ковчегом: здесь находили дом поэты, художники, бичи, наркоманы на ломке, музыканты, писатели, алкоголики, уголовники, фотографы.
Казалось, он ставил эксперимент: как жить, никому не отказывая. Те, кто его знал, говорили, будто он несет на плечах гигантский рюкзак, а в том рюкзаке — наши боли, грехи, проблемы. Неподъемный рюкзак. Безразмерный.
«Клетки» (Показ завершен).
ФИЛЬМ БЫЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА ТОЛЬКО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
Режиссер, оператор: Дмитрий Лукъянов. Продюсер: Марина Разбежкина. Монтаж звука: Павел Богушевич. 2021.
Москва. 2018–2020. У 25-летнего Никиты редкое генетическое заболевание, которое делает его кожу хрупкой и не поддается лечению. Таких людей называют «бабочками». Вместе со своей девушкой Лерой он ищет способ остановить развитие болезни и знакомится с известными учеными-биологами Аллой и Вадимом Зориными, которые соглашаются провести экспериментальное лечение. Но кажется, под лупой испытания оказываются и хрупкие отношения Никиты и Леры.
Лучший фильм национального конкурса Международного кинофестиваля «Послание к человеку».
«Штетл» (Показ завершен).
ФИЛЬМ был ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА только НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
Режиссер, сценарист: Катя Устинова. Операторы: Катя Устинова, Максим Мусиян. Продюсеры: Катя Устинова, Александр Завалишин. Композитор: Анна Друбич. Звукорежиссёр: Сергей Авдеев. Clownfishfilm production. 2020.
От мира еврейских местечек — штетлов — уже ничего не осталось. Екатерине Устиновой удалось найти в разных концах света последних их обитателей. Тех, кто помнит запахи и звуки мира, последние страницы которого перелистнулись совсем недавно.
Это история не только про евреев, но и про их украинских и молдавских соседей. Обычаи, нравы… портные, сапожники, шапочники. Где это все? Что от них осталось? Бьется с рыбой, как хемингуэевский старик, пожилая дама — готовит рыбу фиш. Играет на мандолине чудом выжившая в Холокост Эмилия Кесслер. Ей 99. Она очень красивая. Она помнит, как дважды ее выдавал немцам сосед-полицай и дважды ей удалось уйти. Местечки в Украине, Белоруссии, Польше, Молдове. Их тоже убивали дважды. В Холокост и в послевоенное советское время, когда лгали о равенстве и интернационале. Вплоть до 1990-х — пока все местечки разом не «выехали», как говорят местные жители. В Америку, в Израиль. Больше этого мира не будет. Главный герой «Шаргородской» части фильма — шапочник Володя. Сам он не еврей, но учился у евреев. И годами ухаживал за еврейским кладбищем. Дальше — тишина.
Премия «Лавровая ветвь» за лучший дебют.
«Свободные дни» (Показ завершен).
Режиссеры и операторы: Гиури Джохадзе, Олеся Хороших. Продюсеры: Григорий Волчков, Ирина Неустроева. Звукорежиссер: Сергей Калугин. «Фонд памяти».
2020.
Среди индийских слоников, немецкого сервиза, календарей с котятами и Сталиным — сотни мелочей. Подлинную историю разглядеть непросто. Жизнь, рассказанная за чашкой чая, как мозаика собирается в страшную историю страны. Волонтеры Музея истории ГУЛАГа отправляются к свидетелям и жертвам сталинских репрессий. Их собеседники помнят прошлое страны как факты своей биографии: Сталина-террориста, Ромма и Каплера в гостях у родителей, аресты самых близких. Молодым ребятам важно это услышать из первых уст, возможно, для того, чтобы понять что-то про самих себя. Во времена геноцида памяти кино особенно актуальное.
«Катя и Вася идут в школу» (Показ завершен).
ФИЛЬМ был ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА только НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.
Режиссер: Юлия Вишневецкая. Операторы: Константин Саломатин, Дарья Сеничева. Продюсер: Евгения Венгерова. «ОкаРека».
2020
Про учителей-энтузиастов. Два молодых выпускника столичных вузов приезжают в провинциальной город с идеями изменить, гуманизировать систему школьного образования. Устраиваются на работу в обычную местную школу. Пытаются показать школьникам, как можно самостоятельно думать и творить. Но реальность оказывается путаней простых и ясных идей. Сохранят ли герои свой энтузиазм? Останутся ли здесь на следующий год? В какой-то момент кажется, что это решение сейчас мы принимаем вместе с ними.
«Лавровая ветвь» в номинации «Лучший неигровой фильм», призы в Кракове и на «Послании к человеку».
«Андрей Сахаров. По ту сторону окна…» Мировая премьера (Показ завершен).
Сценарий: Борис Альтшулер, Дмитрий Завильгельский. Режиссер: Дмитрий Завильгельский. Режиссер аниматор: Дмитрий Геллер. Операторы: Ирина Уральская, Сергей Петрига. Композитор: Николай Попов. Съемки в Израиле: Инна Лесина, Владимир Слуцкий. Текст читал: Игорь Тарадайкин. Звукорежиссеры: Юрий Геддерт, Антон Бушинский. Монтаж: Дмитрий Завильгельский, Юрий Геддерт. Цветокоррекция: Анатолий Петрига. Ассистенты режиссера: Майя Степанова, Анна Скурат, Андрей Редкобаев. Научный консультант: Борис Штерн. Консультанты: Татьяна Янкелевич, Марина Сахарова-Либерман. Запись музыки осуществлена в Центре электроакустической музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского (CEAMMC). Продюсер: Дмитрий Чернышук. Исполнители: струнный квартет «OpensoundOrchestra». «Дельта продакшн».
2021.
Спасибо режиссеру Дмитрию Завильгельскому и его соавтору сценария, физику Борису Львовичу Альтшулеру, соратнику Сахарова, отдавшим право первого показа своей картины «Новой газете».
В основе фильма о великом ученом, мыслителе, правозащитнике — воспоминания его соратников, рассекреченные документы ЦК КПСС и КГБ СССР, хроника, снятая КГБ в городе Горьком, а главное — ожившие рисунки, которые Андрей Дмитриевич оставлял на полях тетрадей с формулами, в письмах детям и внукам, а также просто выдумывая каких-то фантастических персонажей. В некоторых из них мы угадываем его самого, его близких. Одушевлял эти рисунки, рассказывающие и о сути изобретений ученого, талантливый режиссер Дмитрий Геллер.