Фестиваль онлайн · Культурапри поддержке соучастников

Спасибо 130 тысячам зрителей!

Документальный фестиваль «Новой», «Артдокфеста» и платформы «Артдокмедиа» завершен

Этот материал вышел в № 146 от 24 декабря 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 146 от 24 декабря 2021
Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views
130725
Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views
130725

Мы не ориентировались на остроту политических тем, моду. Выбирали кино, способное, как говорил мэтр Герц Франк, «сохранять образы уходящего времени в надежде на то, что пригодится все это, понадобится и остальным». У каждого времени свои трудные вопросы. Фильмы, которые не любит наше телевидение, такие вопросы задавать не боятся. Вместе со зрителем искали ответы на них.

Среди героев — академик Сахаров и трагически погибший режиссер Расторгуев, жители острова Кунашир, исчезнувших штетлов и молодые учителя-романтики, отправившиеся в провинциальную школу, волонтеры Музея истории ГУЛАГа и священник-панк отец Аркадий. Мы всматриваемся в их жизнь с помощью камеры — ценного средства связи между людьми — временами: сиюсекундным и вечным.


Благодарим авторов и продюсеров, доверивших нам показ своих работ. Именитых, таких как Ежи Сладковский, обладатель главных документальных наград — «Золотого голубя» в Лейпциге и Гран-при в Амстердаме, и режиссер Дмитрий Завильгельский, и талантливых дебютантов.

Их кино без прикрас и патетики приближает реальность.

Что было

2 января

«Расторгуев» (Показ завершен).

Режиссер: Евгения Останина. Оператор: Александр Расторгуев, Михаил Хурсевич, Андрей Киселев, Павел Костомаров. Продюсер: Евгений Гиндилис. Звукорежиссёр: Ростислав Коренблит, ООО «ТВИНДИ».
2021.

30 июля 2018 года документалиста Александра Расторгуева убили в Центральноафриканской Республике. Яркий, уникальный режиссер, сделавший гораздо меньше, чем мог бы.

Это портрет одного из самых талантливых и свободных кинематографистов нашего времени; прямая речь и фрагменты фильмов собираются в высказывание о смысле искусства, родине и боли. Субъективная оптика, как любил Расторгуев. Режиссер фильма — Евгения Останина, вдова убитого режиссера.

Премия «Лавровая ветвь» в номинации «Лучший арт-фильм».

3 января

«Мальчик» (Показ завершен).

Режиссер, сценарист, оператор, звукорежиссер, продюсер: Виталий Акимов.
2020.

Мы так полюбили это оглушительно правдивое и в то же время поэтическое кино и его автора, 23-летнего дебютанта Виталия Акимова, что показали его фильм на встрече с коллегами, представителями «Синдиката-100».

Драматическая черно-белая история провинциальной русской семьи, с детской беспечностью рассказанная десятилетним мальчиком Степой. Столкновение черного и белого едва ли не в каждой сцене. Беспощадная действительность, неухоженный быт преломляются через чистоту восприятия мира. Портрет ребенка, который и в беде не познал горечи жизни, еще счастлив, еще находит повсюду радость.

Специальное упоминание жюри на European FF Palić в Сербии.

4 января

«Горькая любовь» (Показ завершен).

Режиссер, сценарий: Ежи Сладковский. Оператор: Войцех Старон. Продюсер: Антонио Руссо Меренда. Композитор: Тимо Хиетала.

Завершающий фильм русской трилогии мэтра документального кино про тайны русской души. Многофигурная композиция о поисках любви, об одиночестве ищущих. Встречаем их на круизном теплоходе: влюбленный неудачник, госслужащий на пенсии, назойливая гадалка, молодые влюбленные. Разбитые сердца, утраченные иллюзии, сомнения, страдания.

Метод съемки Сладковского — по определению Виталия Манского, «любовь на выверенной дистанции» — вызывает острые дискуссии в среде документалистов. Как и его фильмы — на расстоянии вытянутой руки от игрового кино.

Гран-при международного кинофестиваля «Флаэртиана».

5 января

«Кунашир» (Показ завершен).

Режиссер, сценарий: Владимир Козлов. Оператор: Глеб Телешов. Продюсер: Давид Фуше. Звукорежиссер: Антон Шепшелевич. Студия: Les films du temps scellé.
2019.

Один из основных островов Курильского архипелага, до Японии, всего 16 км. Остров занят советскими войсками в 1945 году. Годом позже, после короткого периода совместного проживания, 17 тысяч японцев и айнов, живших на Курилах и Сахалине, были депортированы на остров Хоккайдо. С тех пор Япония претендует на возврат четырех островов.

О Курилах глазами его жителей — людей разных профессий, разного возраста, для которых тонкая полоска земли посреди океана стала домом.

Главный приз кинофестиваля документального кино Traces de Vies в Клермон-Ферране (Франция).

6 ЯНВАРЯ

«Моя любимая война» (Показ завершен).

ФИЛЬМ БЫЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Режиссер, сценарист: Илзе Бурковска-Якобсен. Операторы: Андрей Верхоустинский, Тронд Якобсен, Марцис Абеле. Продюсеры: Тронд Якобсен, Гунтис Тректерис. Композитор: Карлис Аузанс. Звукорежиссер: Эрнест Ансонс. Bivrost Film, Ego Media. 2020.

Анимадок про девочку, выросшую в Латвии во времена Советского Союза, о сладких и кошмарных эпизодах взросления в СССР — «самой счастливой стране в мире», о снах и реальности, не совпадающей с мечтой. Личное свидетельство и остроумный портрет ушедшей эпохи.

Картина удостоена множества наград, в том числе приза критики в Анси.

7 января

«Праздник» (Показ завершен).

Режиссер, сценарист, оператор, продюсер: Владимир Ломов. Композитор: Сергей Трачук. Звукорежиссер: Аркадий Голубков.
2020.

Отца Аркадия называли священником-хиппи. Все начиналось с праздника свободы. Шел к вере от рок-н-ролла. Уехал с друзьями из столицы в глухое карельское село, строил храм. Со временем село стало ковчегом: здесь находили дом поэты, художники, бичи, наркоманы на ломке, музыканты, писатели, алкоголики, уголовники, фотографы.

Казалось, он ставил эксперимент: как жить, никому не отказывая. Те, кто его знал, говорили, будто он несет на плечах гигантский рюкзак, а в том рюкзаке — наши боли, грехи, проблемы. Неподъемный рюкзак. Безразмерный.

8 января

«Клетки» (Показ завершен).

ФИЛЬМ БЫЛ ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА ТОЛЬКО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Режиссер, оператор: Дмитрий Лукъянов. Продюсер: Марина Разбежкина. Монтаж звука: Павел Богушевич. 2021.

Москва. 2018–2020. У 25-летнего Никиты редкое генетическое заболевание, которое делает его кожу хрупкой и не поддается лечению. Таких людей называют «бабочками». Вместе со своей девушкой Лерой он ищет способ остановить развитие болезни и знакомится с известными учеными-биологами Аллой и Вадимом Зориными, которые соглашаются провести экспериментальное лечение. Но кажется, под лупой испытания оказываются и хрупкие отношения Никиты и Леры.

Лучший фильм национального конкурса Международного кинофестиваля «Послание к человеку».

9 января

«Штетл» (Показ завершен).

ФИЛЬМ был ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА только НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Режиссер, сценарист: Катя Устинова. Операторы: Катя Устинова, Максим Мусиян. Продюсеры: Катя Устинова, Александр Завалишин. Композитор: Анна Друбич. Звукорежиссёр: Сергей Авдеев. Clownfishfilm production. 2020.

От мира еврейских местечек — штетлов — уже ничего не осталось. Екатерине Устиновой удалось найти в разных концах света последних их обитателей. Тех, кто помнит запахи и звуки мира, последние страницы которого перелистнулись совсем недавно.

Это история не только про евреев, но и про их украинских и молдавских соседей. Обычаи, нравы… портные, сапожники, шапочники. Где это все? Что от них осталось? Бьется с рыбой, как хемингуэевский старик, пожилая дама — готовит рыбу фиш. Играет на мандолине чудом выжившая в Холокост Эмилия Кесслер. Ей 99. Она очень красивая. Она помнит, как дважды ее выдавал немцам сосед-полицай и дважды ей удалось уйти. Местечки в Украине, Белоруссии, Польше, Молдове. Их тоже убивали дважды. В Холокост и в послевоенное советское время, когда лгали о равенстве и интернационале. Вплоть до 1990-х — пока все местечки разом не «выехали», как говорят местные жители. В Америку, в Израиль. Больше этого мира не будет. Главный герой «Шаргородской» части фильма — шапочник Володя. Сам он не еврей, но учился у евреев. И годами ухаживал за еврейским кладбищем. Дальше — тишина.

Премия «Лавровая ветвь» за лучший дебют.

10 января

«Свободные дни» (Показ завершен).

Режиссеры и операторы: Гиури Джохадзе, Олеся Хороших. Продюсеры: Григорий Волчков, Ирина Неустроева. Звукорежиссер: Сергей Калугин. «Фонд памяти».
2020.

Среди индийских слоников, немецкого сервиза, календарей с котятами и Сталиным — сотни мелочей. Подлинную историю разглядеть непросто. Жизнь, рассказанная за чашкой чая, как мозаика собирается в страшную историю страны. Волонтеры Музея истории ГУЛАГа отправляются к свидетелям и жертвам сталинских репрессий. Их собеседники помнят прошлое страны как факты своей биографии: Сталина-террориста, Ромма и Каплера в гостях у родителей, аресты самых близких. Молодым ребятам важно это услышать из первых уст, возможно, для того, чтобы понять что-то про самих себя. Во времена геноцида памяти кино особенно актуальное.

11 января

«Катя и Вася идут в школу» (Показ завершен).

ФИЛЬМ был ДОСТУПЕН ДЛЯ ПРОСМОТРА только НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Режиссер: Юлия Вишневецкая. Операторы: Константин Саломатин, Дарья Сеничева. Продюсер: Евгения Венгерова. «ОкаРека».
2020

Про учителей-энтузиастов. Два молодых выпускника столичных вузов приезжают в провинциальной город с идеями изменить, гуманизировать систему школьного образования. Устраиваются на работу в обычную местную школу. Пытаются показать школьникам, как можно самостоятельно думать и творить. Но реальность оказывается путаней простых и ясных идей. Сохранят ли герои свой энтузиазм? Останутся ли здесь на следующий год? В какой-то момент кажется, что это решение сейчас мы принимаем вместе с ними.

«Лавровая ветвь» в номинации «Лучший неигровой фильм», призы в Кракове и на «Послании к человеку».

12 января. Фильм закрытия

«Андрей Сахаров. По ту сторону окна…» Мировая премьера (Показ завершен).

Сценарий: Борис Альтшулер, Дмитрий Завильгельский. Режиссер: Дмитрий Завильгельский. Режиссер аниматор: Дмитрий Геллер. Операторы: Ирина Уральская, Сергей Петрига. Композитор: Николай Попов. Съемки в Израиле: Инна Лесина, Владимир Слуцкий. Текст читал: Игорь Тарадайкин. Звукорежиссеры: Юрий Геддерт, Антон Бушинский. Монтаж: Дмитрий Завильгельский, Юрий Геддерт. Цветокоррекция: Анатолий Петрига. Ассистенты режиссера: Майя Степанова, Анна Скурат, Андрей Редкобаев. Научный консультант: Борис Штерн. Консультанты: Татьяна Янкелевич, Марина Сахарова-Либерман. Запись музыки осуществлена в Центре электроакустической музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского (CEAMMC). Продюсер: Дмитрий Чернышук. Исполнители: струнный квартет «OpensoundOrchestra». «Дельта продакшн».
2021.

Спасибо режиссеру Дмитрию Завильгельскому и его соавтору сценария, физику Борису Львовичу Альтшулеру, соратнику Сахарова, отдавшим право первого показа своей картины «Новой газете».

В основе фильма о великом ученом, мыслителе, правозащитнике — воспоминания его соратников, рассекреченные документы ЦК КПСС и КГБ СССР, хроника, снятая КГБ в городе Горьком, а главное — ожившие рисунки, которые Андрей Дмитриевич оставлял на полях тетрадей с формулами, в письмах детям и внукам, а также просто выдумывая каких-то фантастических персонажей. В некоторых из них мы угадываем его самого, его близких. Одушевлял эти рисунки, рассказывающие и о сути изобретений ученого, талантливый режиссер Дмитрий Геллер.

Этот материал вышел благодаря поддержке соучастников

Соучастники — это читатели, которые помогают нам заниматься независимой журналистикой в России.

Вы считаете, что материалы на такие важные темы должны появляться чаще? Тогда поддержите нас ежемесячными взносами. Мы работаем только на вас и хотим зависеть только от вас — наших читателей.

#докфест #артдокфест #документальное кино

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Спасибо!

close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera