В Государственную думу внесли законопроект, ужесточающий наказание за пытки, организованные представителями власти. Об этом сообщает «Интерфакс».
Документ внесли на рассмотрение председатели комитетов по законодательству двух палат парламента Андрей Клишас и Павел Крашенинников. В базе Госдумы он пока не опубликован.
Предложенный законопроект усиливает наказание за пытки, организованные представителями власти, и переводит их в разряд особо тяжких. За применение пыток с целью запугать или принудить к даче показаний предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет.
В статью о принуждении к даче показаний (302 УК) вводится отдельный субъект преступления — сотрудник правоохранительных органов. По мнению Крашенникова, это позволит привлекать к ответственности не только следователей и дознавателей, но и сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Кроме того, в документе приводится более четкое определение пыткам. Оно соответствует Конвенции против пыток, заключенной в 1984 году, уточнил чиновник. В частности, к целям пыток «отнесено запугивание как способ контроля над личностью заключенного или принуждения другого лица к совершению каких-либо действий под страхом пытки».
«Ставшие известными факты применения жестоких пыток к заключенным в системе ФСИН вызвали озабоченность широкой общественности и не могут остаться без внимания законодателей. Надругательство над заключенными, унижение их человеческого достоинства, попрание основных прав человека не могут быть оправданы никакими благими намерениями сотрудников правоохранительных органов, никакими социально значимыми целями», — РИА Новости приводит слова Крашенинникова.
В начале октября правозащитный проект Gulagu.net начал публиковать видеоархивы с пытками осужденных, полученные от бывшего заключенного программиста Сергея Савельева. После выхода из колонии ему удалось вынести эти видеозаписи. Он уехал во Францию и попросил политическое убежище. Сначала против Савельева возбудили дело о неправомерном доступе к компьютерной информации, совершенный в то время, пока он сам сидел в колонии (ч. 2 ст. 272 УК), но впоследствии его прекратили, а заочный арест программиста отменили.
ФСИН уволила начальника ОТБ-1 Гаценко, его заместителя Сергея Салова, а также главу оперативного отдела майора внутренней службы Антона Бочкова и руководителя отдела безопасности подполковника внутренней службы Сергея Мальцева. Глава саратовского УФСИН Алексей Федотов после случившегося подал в отставку.