Обвинение считает, что он это сделал из мести. Подсудимый настаивает, что на заводе массово нарушается техника безопасности в обращении с опасными материалами.
О массовом отравлении таллием сотрудников ТАНТК стало известно в марте 2018 года, хотя события, которые 8 ноября закончил рассматривать Таганрогский городской суд, относятся к ноябрю 2017-го. Сразу несколько сотрудников завода почувствовали недомогание.
— Я утром проснулась и почувствовала резкую боль в груди на вдохе, — в феврале 2018 года рассказывала корреспондентам интернет-портала «Блокнот» ведущий экономист контрактно-договорного отдела ТНТК им. Бериева Ксения N. — Подумала, что простудилась, продуло где-то. Я наклеила перцовый пластырь на грудь и пришла на работу. Там рассказала коллегам о своем самочувствии. Все с удивлением посмотрели на меня и сказали, что у них точно такие же симптомы.
Как позже выяснилось, в течение ноября и декабря 2017 года за медицинской помощью в заводскую медсанчасть обратилось 30 человек, в основном — сотрудники двух отделов, расположенных в административном корпусе завода. Всем им ставили разные диагнозы — от гастрита до обострения остеохондроза, но заболевания прогрессировали.
— Через пару дней боли у всех начали смещаться вниз, — рассказала Ксения. — У меня заболела спина, поясница… Болели ягодицы, и боль доходила до колен. У коллег наблюдались такие же симптомы, и каждый лечился по-своему. Я решила поехать к массажисту. У нее медицинское образование, она осмотрела меня и сказала, что у меня увеличены лимфоузлы. Вот тогда я по-настоящему испугалась и поехала в больницу.
Всего по делу об отравлении пострадавшими признаны 30 человек.
Некоторые получили тяжкий вред здоровью: у них выпали волосы, ухудшилось зрение, на больничном пришлось провести полгода.
По словам пострадавших, с самого начала руководство завода вместо оказания помощи предостерегало их от разглашения подробностей происшествия. Вынужденные за свой счет оплачивать дорогостоящее лечение, сотрудники завода обнародовали информацию о ЧП в интернете, объявив сбор средств для пострадавших. Так об инциденте узнали СМИ. Случилось это лишь 1 марта 2018 года, после чего на ТАНТК факт отравления признали, но сосредоточились на бытовой версии случившегося.
— Произошедшее нельзя квалифицировать как несчастный случай на производстве. ЧП, судя по всему, имело в основе бытовой конфликт. Предприятие оказалось местом, где злоумышленник совершил преступление, — заявили на предприятии.
Уголовное дело по факту случившегося было возбуждено лишь в середине марта — спустя почти три месяца после появления первых отравившихся.
Инженера-конструктора завода, 37-летнего Владислава Шульгу, задержали в конце марта. Как позже рассказал мужчина, на остановке к нему начали приставать трое неизвестных мужчин, потом внезапно появился полицейский уазик, в него погрузили почему-то только Владислава и составили протокол о мелком хулиганстве. Отбывать наказание мужчину отправили не в спецприемник, а в «подвал» — изолятор временного содержания и начали «таскать на допросы».
Шульга рассказал, что от него требовали признаться в отравлении коллег. В противном случае обещали подбросить ему и матери, с которой он проживал в одной квартире, наркотики.
Мужчина согласился, но в протоколе допроса описал физически невозможный способ получения таллия из припоя. Выйдя на свободу, он нанял адвоката, заявил о незаконном давлении, отказался от своих показаний и за два года провел свое расследование случившегося. По его мнению, сотрудники завода стали жертвами многочисленных нарушений техники безопасности на заводе при проведении работ с использованием токсичных материалов. Одной из причин отравления мог стать крысиный яд, попавший в систему вентиляции.
О том, что в помещениях, где работали отравленные люди, было выявлено повышенное содержание мышьяка, свидетельствует постановление судьи Таганрогского городского суда Фатыховой Е.М. от 22 января 2018 года № 5-101/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ПАО «ТАНТК им. Бериева».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На проходной Таганрогского авиационно научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева. Фото: РИА Новости
— В кабинетах № 126Е; 126В; 126Б корпуса № 43; № 417 корпуса 10 обнаружено превышение содержания мышьяка и его неорганических соединений (при величине допустимого уровня не более 0,0003 мг/м3 в кабинетах № 126Е; 126 В корпуса № 43; № 417 корпуса 10 обнаружено 0,0010+-0,0003 мг/м3: в кабинете № 126Б корпуса № 43 при величине допустимого уровня не более 0,0003 мг/м3, обнаружено 0,0075+-0,0011 мг/м3, — ссылаясь на анализ протоколов лабораторных испытаний № 67-Б от 12.01.2018 г.; № 87-Б от 13.01.2018 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» установил суд и назначил ТАНК им. Бериева штраф в размере 20 000 рублей.
Другое, не менее интересное решение Таганрогского суда свидетельствует о наличии в административном здании завода опасных постоянно действующих источников ионизирующего излучения, которые также могли нанести серьезный ущерб здоровью сотрудников. Опасные объекты Роспотребнадзор обнаружил после того, как из МУЗ «ГБСМП» получил «экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии работника ПАО «ТАНТК им. Бериева» (цитата по материалам суда).
«11.01.2018 г. по поручению № 31 Управления Роспотребнадзора по Ростовской области при проведении дозиметрического контроля в помещении кабинета замначальника СКБ комнаты № 417 корпуса 10 ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (г. Таганрог пл. Авиаторов, 1) были обнаружены в сейфе два техногенных источника ионизирующего излучения (предположительно фрагменты авиационных приборов с нанесенной постоянной светомассой)», говорится в решении Таганрогского городского суда от 14 марта 2018 года.
Расследованием отравления на авиазаводе, производящем знаменитые самолеты-амфибии Бе-200, занимался первый отдел по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Ростовской области. Главным доказательством вины инженера стала 19-литровая бутылка, найденная спустя пять месяцев после предполагаемого события преступления в одном из кабинетов корпуса № 10. Экспертиза выявила в ней следы таллия. Следователи настаивали на том, что яд находился в воде.
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
«Следствием и судом установлено, что в 2017 году Владислав Шульга, находясь по месту работы в ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», действуя на почве личных неприязненных отношений к нескольким сотрудникам предприятия, добавил в бутылки с питьевой водой заранее подготовленное им химическое вещество с содержанием таллия, — говорится в сообщении следкома. — На первоначальной стадии расследования Шульга дал следствию признательные показания, которые подтвердил в ходе проверки показаний на месте. В дальнейшем он изменил ранее данные показания, заявив о своей непричастности к преступлениям. Однако в ходе расследования уголовного дела были тщательно проверены все доводы Владислава Шульги. По результатам химических экспертиз в бутылке, изъятой из помещения завода, и на химических весах, изъятых из жилища Шульги, обнаружено химическое вещество с содержанием таллия».
В последнем слове Владислав Шульга напомнил о ЧП, которые были зафиксированы на предприятии, но не были учтены следствием.
Как и тот факт, что почти три месяца, вплоть до первых публикаций в СМИ, правоохранительные органы не обращали внимания на массовые отравления на авиазаводе, а руководство предприятия скрывало от сотрудников, что те работают в опасных условиях.
— После выявления 25-кратного превышения ПДК соединений мышьяка в воздухе помещений, где осуществляли трудовую деятельность потерпевшие по данному уголовному делу, должностные лица обеих организаций скрыли эти факты ото всех, в чьих силах было помочь потерпевшим минимизировать то воздействие токсичными веществами, которому они подверглись, — заявил Шульга. — А это воздействие не было единичным: это был и мышьяк из воздуха, это были и соединения натрия и бора в той питьевой воде, которая изготавливалась самим предприятием для своих работников. А в подразделении СКБ это были еще и фрагменты авиационных приборов, содержащие радиоактивные вещества, опасность которых заключалась не только в прямом воздействии гамма-излучения, но и, более того, — в возможности вдыхания или проглатывания радиоактивных частиц с последующем воздействием на организм.
Шульгу приговорили к восьми годам колонии общего режима.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68