Сотрудники Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева (ТАНКТ) начали обращаться в местные больницы с жалобами на плохое самочувствие еще в ноябре прошлого года. Врачи несколько недель не могли поставить им правильный диагноз, у некоторых пострадавших отравление приняли за гастрит.
«Больные приходили в больницу и говорили: «Еле дошла не то, что до вас, до машины. У меня болит все», а врачи отправляли их домой, поясняя, что ничем помочь не могут», — рассказывает адвокат Международной правозащитной группы «Агора» Александр Попков, представляющий интересы потерпевших. «Когда сотрудники пришли впятером и рассказали об одинаковых симптомах, то снова получили ответ: мы ничем помочь не можем, это у вас хронические заболевания», — продолжает он.
Адвокат объясняет, что один из неврологов, сопоставив все симптомы, предположил, что отравление могло произойти из-за воздействия солей тяжелых металлов. После того, как первые пострадавшие сдали анализы, выяснилось, что этим металлом был таллий.
Для многих пострадавших отравление обошлось без серьезных последствий, так как они получили минимальную дозу таллия. Сильнее всех пострадал 32-летний ведущий инженер-конструктор авиазавода Константин Колесников, который и обратился за медпомощью первым.
У него сильно упало зрение, отказали ноги, передвигаться инженер может только с помощью специального приспособления.
Боли по всему телу продолжаются до сих пор, поскольку норма содержания таллия в его организме была превышена в 150 раз.
В декабре прошлого года умер один из сотрудников таганрогского завода, слесарь-сборщик Максим Терещенко. Как рассказывает Попков, у него были те же симптомы, что и у Колесникова: сильно болела голова и мышцы. Терещенко поставили диагноз отек головного мозга. Его мать, Светлана Сакевич, утверждает, что гибель сына связана с отравлением таллием. Управление Роспотребнадзора по Ростовской области на предприятии таллия не обнаружило, однако судмедэкспертиза не проверяла наличие в его теле тяжелых металлов. Терещенко был похоронен раньше, чем таллий обнаружили у остальных.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Следственные действия на заводе начались только в январе: в больницы к пострадавшим приходили оперативники и задавали вопросы о конфликтах между сотрудниками на предприятии. Спустя два месяца, 12 марта, полиция завела дело по статье об умышленном причинении вреда здоровью (ч. 2 с. 112 УК РФ). При этом генеральный директор завода Юрий Грудинин отмечал, что таллий не используется в производственной деятельности, и отравление носит бытовой характер.
4 апреля сотрудники правоохранительных органов задержали инженера завода Владислава Шульгу.
Он дал признательные показания, рассказав, что дважды — в ноябре и декабре — подсыпал таллий в кулер с водой, которым пользовались сотрудники предприятия.
По версии следствия, Шульга подсыпал яд из чувства мести после дорожного конфликта. Другие мотивы — служебные проблемы и личная неприязнь к отдельным сотрудникам авиазавода. В интервью «Коммерсанту» сотрудница ТАНТК Ксения Сергус рассказала о конфликте Шульги с юристом предприятия Сагилем Махмудовым. В октябре он на своей машине задел зеркало автомобиля Махмудова и скрылся, после чего его лишили водительских прав. Как уточняет издание, больше всего от отравления пострадали именно сотрудники юридического и экономического отделов.
В четверг, 5 апреля, Таганрогский городской суд отправил Шульгу под домашний арест до 3 июня. Обвинение обосновало свое решение двумя причинами: преступление совершено по статье об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести, а Шульга активно способствовал расследованию дела и дал чистосердечное признание. Представитель потерпевших поддержал решение суда, однако не согласился с квалификацией дела.
По мнению Попкова, если будет доказано, что Шульга действительно подсыпал таллий (сейчас обвинение строится только на показаниях самого Шульги, а все изобличающие доказательства еще не собраны), то это дело подпадает под ст. 105 ч. 2 УК РФ: покушение на убийство двух и более лиц общеопасным способом.
«Человек, подсыпающий яд в общий кулер, должен был понимать, что отравятся все, кто будет пить воду, а не кто-то один», — заявил адвокат.
Попков не согласен с судом и по вопросу количества пострадавших. По его информации, в медицинские учреждения обратилось не менее 37 сотрудников предприятия. Однако адвокат утверждает, что реальное число пострадавших может достигать 50 человек, поскольку многие не обратились за медпомощью из страха потерять работу.
Пока же потерпевшими по делу об отравлении таллием признано всего четверо. Руководство авиазавода компенсирует им все расходы на лечение.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68