12 октября в Праздничном зале Елисейского дворца Макрон собрал журналистов, предпринимателей, депутатов, членов правительства и прогрессивную молодежь, чтобы представить план глубинной модернизации страны под названием «Франция-2030». И дело не только в том, что к этому времени Французская Республика должна, согласно легенде, стать европейским и одним из мировых лидеров высоких технологий, но и в том, что до президентских выборов осталось ровно шесть месяцев. Пора начинать кампанию.
В 2017 году, идя к власти в первый раз, Макрон пообещал сделать из Франции start-up nation за пять лет, то есть до конца нынешнего президентского срока. Его критики смеялись над «ничего не значащей» «расплывчатой» формулировкой, указывая на то, что даже США — никакая не «стартап-нация». Да и просто в смысле общего количества и веса и стартапов, и крупных технологических компаний Франция не лидер даже в Европе и все так же «катастрофически» отстает от Штатов и Китая — хотя обещанные Макроном пять лет уже почти истекли.
Тем не менее перед макроновским выступлением министр экономики Брюно Ле Мэр заявил о том, что теперь задача — превратить Францию в «страну крупнейших технологических предприятий». В Елисейском дворце перед выступлением подчеркнули: объявленный президентом проект обновления страны должен помочь ей «выйти на путь экологической, промышленной, технологической, санитарной и культурной независимости». Нужно стать во всех этих областях или «игроком первого плана», или «сократить отставание» и оказаться «в числе лидеров пелотона», сказал сам Макрон, подчеркнув, что только в этом случае Франция «сама сможет определять свое будущее».
***
Времени на раскачку, как обычно, нет. Макрон полагает, что санитарный кризис ускорил процесс «перехода экономики к декарбонизации и цифровизации». Чтобы остаться в гонке, Франции придется измениться, подчеркнул глава государства, отметив, что изменения должны коснуться и подхода к выбору приоритетов и определению наиболее перспективных предприятий, что потребует «культурных изменений». В связи с этим, представляя на прошлой неделе на экономическом форуме Bpifrance Inno Génération (BIG) контуры сегодняшнего плана, он напомнил о разработке вакцин от коронавируса: «субъекты, которые не были известны, изобретали вакцины, а занимающие хорошее положение субъекты не всегда быстро внедряли эти новшества».

Прензидент Франции на форуме Inno Génération, 7 октября. Фото: ЕРА
Президент хочет посредством плана «объединить» старую добрую промышленную Францию с той самой start-up nation. «Я хотел бы сломать стереотип <…>, согласно которому индустриальная Франция противопоставляется (высокотехнологичной). Французская реиндустриализация пройдет, в первую очередь, через стартапы».
Накануне в Елисейском обрисовали способ и принцип действия плана: осуществить «экологический переход посредством масштабного инвестиционного плана, призванного выявить технологических лидеров завтрашнего дня и поддержать переходные процессы в наших ведущих секторах: автомобильном, авиастроительном, космическом, в сельском хозяйстве, в энергетике…»
Энергетика — важнейший вопрос. Тем более что на фоне нынешнего роста цен на энергоносители вопрос стоимости газа и электричества в домах и старой доброй Франции, и Франции инновационной, а также на бензоколонках обеих этих стран может стать едва ли не ключевым вопросом избирательной кампании.
Макрон — как объясняют люди из его команды — хочет выбить табуретку и из-под ног правых соперников (которые уж слишком неэкологичны), и из-под ног «зеленых», которые предлагают закрыть все атомные станции и таким образом поставить под угрозу задачу бесперебойного энергоснабжения страны. В плане Макрона предлагается развивать производство малых атомных реакторов (SMR, small modular reactors) и одновременно — «зеленые» возобновляемые источники энергии.
В ходе почти двухчасового выступления президент определил «10 целей <…> для того, чтобы лучше производить, лучше жить, лучше понимать мир, служа французскому и европейскому гуманизму».

Климатические активисты во время демонстрации в Париже, 20 июля 2021 года. Фото: ЕРА
Среди целей — сделать Францию «лидером «зеленой» водородной энергетики» и создать «минимум две гигафабрики по производству электролизёров»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
(устройств для получения водорода из воды). Более 8 миллиардов будет инвестировано в «декарбонизацию нашей промышленности» (дата «полного отказа» от невозобновляемых источников остается прежней — 2050 год. — Ю. С.) и инновации в их производстве».
Франция, согласно плану Макрона, также должна произвести до 2030 года «2 миллиона электромобилей», выпустить «первый низкоуглеродный самолет», отдать 2 млрд евро на «ускорение агропродовольственной революции» (мы должны «лучше питаться», «инвестируя в производство здоровых и экологичных продуктов»), 6 млрд евро — на то, чтобы добиться «удвоения производства электроники» и роботехники, 7 млрд евро — на инновации в здравоохранении… Еще одна цель — «вывести Францию на первое место в производстве культурного контента». («Если наша молодежь в 2030 году будет иметь выбор только между контентом, созданным другими державами, наша (французская) история будет потеряна», — сказал президент, пообещав, «вместе с игроками сектора» «вложить большие средства в наши студии, обучение наших профессионалов и развитие нашего контента».) Обещаны новые вложения в космическую отрасль, где Франция является одним из лидеров, а также в исследования глубин океана (все-таки «Франция — вторая морская держава мира», подчеркнул Макрон).
План должен быть «полностью структурирован» до конца года, а его выполнение начнется уже с января 2022-го, сказал глава государства.
***
Стоимость плана «Франция-2030» — 30 млрд евро. И эта сумма должна быть потрачена в ближайшие пять лет, то есть за время чьего-то следующего президентского срока.
При этом, как напоминают экономисты-скептики, 30 млрд — это примерно половина суммы, которую вкладывает — только в год — в научные разработки одна крупная технологическая компания вроде «Самсунга». Этот план является вторым по масштабности макроновским проектом после плана «постковидного перезапуска экономики» (тот был на 100 млрд), объявленного в сентябре-2020. И как раз накануне сегодняшнего президентского выступления Банк Франции объявил, что экономическая активность в стране по итогам октября 2021-го должна достичь докризисного, доковидного уровня.
На сегодняшний день именно Макрон, согласно данным социологов, является главным фаворитом президентских выборов.
Согласно последнему опросу, он должен набрать в первом туре 25%, а его ближайшие потенциальные соперники — ультраправая Марин Ле Пен, глава партии «Национальное движение» и правый Ксавье Бертран, глава региона О-де-Франс, — по 16%.
Оппозиция — и слева, и справа — критикует макроновский план-2030, заранее называя его бессмысленным и неэффективным, только увеличивающим и так немаленький госдолг. Госпожа Ле Пен перед макроновским выступлением написала в твиттере: «За несколько месяцев до конца своего срока уходящий президент тратит деньги французов на то, чтобы подправить предвыборный имидж, давая обещания, ответственность за которые будет нести его сменщик. Означает: «чего бы это не стоило, я хочу быть переизбран!» А Ксавье Бертран недавно заявил, что Макрон проводит избирательную кампанию «с чековой книжкой Франции в руках».

Министр экономики Франции Брюно Ле Мэр. Фото: ЕРА
Министр экономики Брюно Ле Мэр отвечал на критику: сейчас — «исторически низкие» проценты по займам, и это — «самое время инвестировать». К тому же: «мы — ответственные менеджеры и не позволим дефициту разрастаться».
Собственно, после 24 апреля 2022 года, когда состоится второй тур выборов, это уже и не будет иметь большого значения.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68