Комментарий · Культура

Канны. Контекст

Завершился 74-й, самый необычный за всю историю существования Каннский фестиваль. Чем он удивил?

Этот материал вышел в № 79 от 21 июля 2021
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 79 от 21 июля 2021

10:40, 18 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

9959

10:40, 18 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

9959

Церемония закрытия Каннского фестиваля. Фото: Andreas Rentz/Getty Images

Канны и QR

В эпоху, определяемую словом «ковид», Каннский форум, проходивший офф-лайн, кардинально перестроился. Вместо комфортного мая — душный июль. Значительно меньше журналистов. Но и очереди на показы короче. Вся запись через интернет, где сохранена иерархия бейджей. Нас всех посчитали, и чтобы посетить Фестивальный дворец, пресс-конференцию, журналист делает каждые 48 часов ПЦР тест и предъявляет соответствующий QR код. Для фестивального автобуса свой QR. Думаю, в ближайшем будущем в алгоритме кода будет столько информации, что он вытеснит разнообразные ID и бейджи. Охранник всматривается в черные иероглифы на телефоне и считывает твои данные: когда ты приехал, какие фильмы и события посетил, результат тестирования. Кстати, по кулуарам упорно ползли слухи, что за время фестиваля заметно выросло число зараженных ковидом. Правда, официальной информации об этой тревожной тенденции не появилось.

Из-за пандемии многие звезды не смогли приехать. Но и фланирующих по красной дорожке было достаточно. Билл Мюррей и Мэтт Дэймон, Шэрон Стоун и Изабель Юппер, Мэгги Джилленхол, Тильда Суинтон, Мелани Лоран, Марион Котийяр, Милен Фармер, Тахар Рахим. А вот Леа Сейду, у которой в показе пять (!) картин, до дорожки не доехала — у нее обнаружили ковид. Маски не снимали во время показа, но не на красной дорожке. Соцсети разразились шквалом огня, направленного на директора фестиваля Тьерри Фремо и председателя жюри Спайка Ли. Удивительно и тревожно: кинозалы были забиты до предела, в отличие от Венецианского кинофестиваля, где сохраняли соцдистанцию и каждому зрителю строго указывалось его место. Теперь будем следить из нашего захваченного ковидом далека за пока более-менее спокойными цифрами Ривьеры.

Зрители церемонии закрытия Каннского фестиваля. Фото: Kate Green/Getty Images

Канны и гендер

Среди главных особенностей фестиваля — «женская оптика». Да, в конкурсе всего четыре постановщицы, но само кино сосредоточено на женщине. Ее чувства, мысли, рефлексии, заблуждения, неожиданные поступки — двигатели историй в фильмах Верховена, Моретти, Озона, Одиара, Дюмона, Триера… «Самый худший человек» Иоахима Триера воздушное драмеди о женщине, о словно случайно выхваченных днях из потока ее жизни, в которой роятся ошибки, путаются клубки отношений, привязанностей. Эссе, разыгранное в одно касание с рассеянным светом и легкими диалогами. И Рената Реинсве (приз за лучшую роль) существует так, словно заглянула в камеру прохожая… Просто камера в нее влюбилась, следует за ней, не может от оторваться.

Рената Реинсве. Фото: Andreas Rentz/Getty Images

А что мужчины? Уязвимые, безумные, безответственные, мошенники, слабые духом, социопаты. Как герой мрачнейшего и притягательного «Нитрама» австралийца Джастина Курцеля («Снежный город»). Про юношу с неустойчивой психикой, его странных отношениях с немолодой богатой наследницей (как в культовом «Гарольде и Мод» Эшби), с вымотанными, уставшими родителями. Про его кипящий разум и путь к ужасающей бойне (история со взбесившимся Мартином Брайантом, расстрелявшим 35 человек в Порт-Артуре). Художник Дамьен в «Беспокойном» Жоакина Лафосса страдает биполярным расстройством, бесконечно мытарит маниакальными вспышками гнева семью. Это особый треугольник, она, он — и болезнь, которая ревнует и не отпускает.

Добросовестная, но старомодная драма Шона Пенна «День флага» поведала нам историю афериста и фальшивомонетчика из 90-х, разбившего сердце дочери. Кажется, сам Пенн, сыгравший главную роль в этом иносказании, винится перед дочерью Дилан (она и играет дочь героя) за свои ошибки и упущенное время. Один из главных вопросов фильма: способны ли люди меняться под своими социальными масками? «Герой» - мастерская, математически выверенная и предсказуемая работа оскароносца Асгара Фархади о запутавшемся в долгах калиграфе Рахиме, ставшем заложником общественного мнения. Время героев кануло в прошлое, стать героем в эпоху диктатуры социальных сетей и навязываемой ими морали невозможно.

Юхо Куосманен и Асгар Фархади Фото: Daniele Venturelli / WireImage

И наконец, самый выразительный среди фильмов про аутсайдеров «Красная ракета» Шона Бейкера. Сатирическая инди-драма о труженике порноиндустрии Майки (Саймон Рекс), вернувшемся в техасское захолустье из Лос-Анджелеса к жене и теще, чтобы перезагрузить жизнь. Перезагрузки не получается, потому что живет он по законам трамповской эпохи: переступая все правила, урви и тащи все, что можешь унести. В том числе собственные ноги. Мощное отрицательное обаяние негодяя, «шершавый реализм» и проблески «новой чувственности» в духе Кассаветиса.

Канны и искусство

Конечно, по большому счету, главный арт-фестиваль может отбирать все самое ценное, созданное в кинематографе. Поэтому и все претензии — к отборщикам. Программа в общем сложилась интересная, многое объясняющая про нынешнюю реальность. Здесь и желтые жилеты («Перелом» Катрин Корсини), и женская дискриминация (беспомощные «Священные узы» Махамат Салех-Харун), и проблема эвтаназии (тончайшая картина Озона «Все прошло хорошо»)… И яркие трагические события с их подоплекой, и шокирующие фантазии на самые вольные темы. Но Канны ставят в первую очередь на увенчанные славой имена, это их козырь, и слабость. Как не сделать мировую премьеру фильма обладателя «Пальмовой ветви»? Он затаит обиду, и следующую картину отдаст Венеции, Берлинале, Локарно. Так фестиваль становится заложником звездных имен, отвергая возможность открывать новые пути и тренды.

Впрочем, и среди фильмов ветеранов — сверкают образцы подлинного искусства.

Апичатпонг Вирасетакула и Тильда Суинтон во время церемонии закрытия фестиваля. Фото: Pascal Le Segretain/Getty Images

«Память» Апичатпонга Вирасетакула («Тропическая болезнь» и « Дядя Бунми, который может вспомнить свои прошлые жизни») - первый фильм режиссера, снятый за пределами Таиланда. Колумбия. Космическая пришелица Тильда Суинтон играет англичанку-эмигрантку Джессику Она одна слышит внезапные гулкие удары, словно эхо каких-то глубоких сдвигов в мировом пространстве. С помощью звукорежиссера Эрнана они пытаются воссоздать этот шум в цифровом виде. Для Вирасетакула нет границ между сознанием и космосом, далеким прошлым и сиюминутным настоящим, мистикой и реальностью. Здесь одни персонажи реинкарнируются в других, мертвые в живых, память — тоннель к тайнам рождения и смерти, и в этом тоннеле археологи ведут раскопки. Как в неистощимых строках Борхеса, в которых можно присвоить чужую память, например, Шекспира. Воспоминания восстанавливаются, если настроиться на определенные частоты. Джессика, словно антенна, улавливающая эти звуки, не знающая, что с этим знанием делать. Этот очень медленная одиссея из Боготы в джунгли, в тропический дождь, в тени снов и детских воспоминаний, в которых мама перебирает твои пальчики. Замирающие по-буддистски планы, крики обезьян или гибнущих когда-то давно воинов — тебя гипнотизирует, вот-вот и окажешься в другом измерении, где изуродованная принцесса занимается сексом с сомом, сам начнешь видеть прошлые жизни. Твои или Дядюшки Бунми.

Или тихая поэма о жизни и театре Рёсукэ Хамагути — вольная фантазии на тему рассказа Мураками. Герой фильма «Веди мою машину» — актер и режиссер, мучимый идеей свежо, не архаично поставить Чехова. Для поездок в театр нужен водитель, он разочарован тем, что это совсем молодая драйверша. Постепенно время, проведенное в машине под запись репетиций спектакля «Дядя Ваня», соединяет двух чужих, очень разных людей. А монолог Сони про ангелов и небо в алмазах руками произносит немая корейская актриса. «Слышна» и значима каждая фраза. «А когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами».

Саймон Хелберг, Марион Котийяр, режиссер Лео Каракс, Адам Драйвер, Рон Маэл и Рассел Маэл. Фото: Lionel Hahn/Getty Images

И конечно, «Аннетт» Лео Каракса и группы «Sparks» — изобретательный трагический нуар-мюзикл о любовно-враждебных отношениях человека и его таланта, о том, как нарциссизм убивает любовь.

Выбор рок-н-рольщика Спайка Ли, явившегося на церемонию Закрытия в костюме, «заляпанном» кистью художника, очевиден. На фоне досконально выверенных картин мэтров, хотелось отметить нечто драйвовое, живое, неуправляемое. Кстати, Ли и картине Шона Бейкера аплодировал стоя.

Читайте также

Читайте также

Титаны

Жюри захотело свежей крови. «Золотую пальмовую ветвь» неожиданно получил фильм Джулии Дюкорно. Лариса Малюкова — с итогами Каннского кинофестиваля

Канны и Россия

За отечественное кино, правда, было не стыдно. Два фильма в конкурсе: «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова и финско-российский — «Купе номер шесть» Юхо Куосманен. «Петровых в гриппе», полностью погруженных в российский контекст, со всплесками неисчезаемого прошлого в настоящем, с зияющей дырой в календаре под название Новый год — иностранцем понять непросто. На пресс-конференции невыездной Кирилл Серебренников общался с прессой по зуму, и объяснял журналистам, интересующимся эстетикой абсурда и черной фантазией его кино: «Все, что вы видите в фильме — так и есть. Это наша жизнь». Еще спрашивали о плодотворности опыта, приобретенном за время «домашнего ареста». Он отвечал, что успел сделать много, но потом дал совет: «Даже не пытайтесь этот опыт повторить. Искренне не советую». Кстати, оператор фильма «Петровы в гриппе» Владислав Опельянц награжден премией Высшей технической комиссии за мастерство.

Нежное меланхолическое роуд-муви «Купе номер шесть» (совместное производство Финляндии, России и Эстонии), снятое на русском языке, удостоено Гран-при жюри (разделив приз с «Героем» Фархади). О встрече молодой финки (Сейди Хаарла), мечтающей увидеть петроглифы мурманского Канозера и бритоголового, сильно пьющего рабочего парня Лехи (Юра Борисов) в поезде «Москва — Мурманск». О попытке сближения на краю света. И о том, что свет на краю света есть.

Читайте также

Читайте также

«Петровы в гриппе» и другие кошмары Кирилла Серебренникова

На главном кинофестивале мировая премьера фильма режиссера, которого в Канны не пустили. Ему запрещено покидать территорию РФ

Две российских картины в «Особом взгляде»: «Дело» Алексея Германа и исповедальное кино «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, которая и получила главный приз. Все-таки Александр Николаевич Сокуров дал своим ученикам какой-то выверенный временем код и понимание, зачем они снимают кино.

Александр Роднянский, Милана Агузарова и Кира Коваленко. Фото: Mustafa Yalcin/Anadolu Agency via Getty Images

Короткометражка «Почтальон» Клима Тукаева победила в программе «Неделя критики». Анимационный VR-сериал «Под подушкой» Георгия Молодцова вызвал интерес в программе «Cannes XR». Разработчики адаптировали историю под несколько форматов, удобных для показов в парках развлечений, на мобильных VR-очках, в полнокупольных кинотеатрах, но и на смартфонах с применением дополненной реальности.

И наконец, впервые в секцию Atelier отобран российский проект фильм Эллы Манжеевой «Белой дороги!». Элла представила будущий фильм в формате арт-перфоманса. Она исполнила фрагменты из древнего эпоса «Гесер». Красиво.

Перед фильмами, примеченными и отмеченными Каннами — открываются колоссальные перспективы в мировом кинопространстве, фестивальные показы, кинопрокат, интерес дистрибьюторов и байеров. К примеру, «Петровых в гриппе» уже купили для показа в двадцати странах.

В Российском павильоне на кинорынке бурлила деловая жизнь, обнадеживая и обещая новые копродукции. Кристофер Вурлиас, из Variety признался, что здесь он узнает о рождении нового поколения кинематографистов, на которое следует обратить внимание. Среди новых инициатив — единый экспортный бренд нашей индустрии для развития международных связей (еще бы политики кинематографистам не мешали). Среди важных встреч — конференция российских и израильских продюсеров (в показе был чудесный фильм «Анна Франк» знаменитого израильского режиссера Ари Фольмана («Вальс с Баширом»), среди продюсеров фильма — Александр Роднянский. Состоялись дискуссии о возможности снимать в России, о продвижении наших актеров на запад. Ну и в тренде времени — круглый стол «Женщины в российской киноиндустрии». У нашего кино в основном мужская оптика, генералы-продюсеры заняли ведущие позиции в киноиндустрии. Думаю, до поры, до времени. «Время женщин» в мировом кино уже наступило.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#каннский кинофестиваль #итоги #кино #режиссеры #фильм

важно

4 часа назад

Что произошло за день 20 июля. Коротко

важно

12 часов назад

В России число случаев COVID-19 превысило 6 млн

Подписывайтесь!

выпуск

№ 79 от 21 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 79 от 21 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

502483

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

200242

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

146994

4.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

130470

5.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

108285

6.
Расследования

На «Авроре» шапка горит? Создатели «ЭпиВакКороны» начали ребрендинг своего детища

views

84397

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera