КолонкаПолитика

Ставка главного командования

Для ареста политического противника Лукашенко подверг опасности десятки граждан других стран и принципы воздушного сообщения

Ставка главного командования
Александр Лукашенко. Фото: Valery Sharifulin / ТАСС

По совокупности обстоятельств, известных на утро 24 мая, не остается сомнений, что инцидент с принудительным приземлением самолета ирландской авиакомпании Ryanair в минском аэропорту — продуманная спецоперация. Пока неизвестны существенные детали, однако, из немногих достоверно установленных фактов понятно следующее.

Среднемагистральный Boeing 737-8AS — очень надежная машина 800-й серии — пролетел через всю Белоруссию и в районе Лиды получил распоряжение диспетчера лететь в Минск в связи с имеющимися у белорусских властей информацией о заложенной на борту бомбе. В этот момент до Вильнюса оставалось менее 90 км, до Минска — 150 км, до литовской границы, где в свои права вступил бы диспетчер страны НАТО — менее 50 км.

Стоило бы пролететь еще 5 минут и белорусский диспетчер до сидящего в салоне двадцатишестилетнего диссидента Романа Протасевича не дотянулся.

Читайте также

Как белорусские спецслужбы выследили Романа Протасевича

Рассказывает спецкор отдела расследований «Новой» Денис Коротков

Весьма вероятно, что решение о принудительной посадке было принято в последний момент и далось штабу операции не без колебаний — чуть не упустили. То, что вся операция проведена из единого штаба, по единому плану, с единым руководителем, имеющим исчерпывающие полномочия высшего государственного чиновника свидетельствуют следующие обстоятельства. Одновременно были задействованы органы воздушного управления (как минимум диспетчер, отдавший распоряжение о посадке в Минске), военно-воздушные силы, спецслужбы, милиция и прокуратура, МИД.

Читайте также

«Это жестокая атака на весь Евросоюз»

Как европейские страны реагируют на экстренную посадку самолета Афины—Вильнюс и задержание экс-главреда Nexta

Вся эта машинерия вращала шестеренки в выверенной последовательности без колебаний и уточнений. Руководство диспетчерами, приказы летчику МИГ-29, распоряжение на наружное наблюдение за рубежом (необходимо хотя бы минимальное прикрытие МИД), обнаруженное Протасевичем в Афинах осуществлялись через их руководство. В этот ряд входит и мгновенное возбуждение уголовного дела по факту ложного сообщения о минировании — это и прикрытие замысла как часть оперативной комбинации, это и ответственность штаба. В такой пестрой компании, где от ошибки каждого зависит многое, невозможно обойтись без временного органа, организующего межведомственное взаимодействие.

Пусть на одни сутки, но штаб собрали.

Поскольку пока нет никаких свидетельств о том, что поднятый по личному приказу Лукашенко истребитель белорусской ПВО подавал ирландскому лайнеру сигналы, перечисленные для таких случаев в главе. 50 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь скорее всего сценаристы операции изначально рассчитывали на добросовестность пилотов Ryanair — по документам ICAO те были обязаны следовать указаниям органов воздушного управления страны пролета. То есть стрелять не собирались. Понимали последствия.

История гражданской авиации изобилует эпизодами принудительной посадки лайнеров по самым разным причинам, время от времени их сбивали

Читайте также

Признают все, но почти никогда – сразу

Что происходило после поражения гражданских воздушных судов средствами ПВО

Но практически всегда это были трагические ошибки, глупость командования, фатальное стечение обстоятельств. Возможно, впервые мир столкнулся с принудительной посадкой гражданского лайнера в результате операции спецслужб.

А уж захват диссидента как цель такой операции — впервые в истории.

Неизвестно, руководил ли всей операцией лично Лукашенко. Но поскольку он отдавал приказ о посадке самолета в качестве жеста доброй воли и участия в борьбе с воздушным терроризмом, распорядился насчет истребителя сопровождения, его роль в организации западни для Протасевича выглядит ключевой. Я уверен, что никто другой в Беларуси не мог бы взвесить все последствия операции для него и всего режима. Взвесить и рискнуть.

есть продолжение
### [«Какая твоя фамилия, сволочь?‎» Авиаэксперт Вадим Лукашевич о «воздушных пиратах», захвативших самолет с экс-главредом NEXTA Романом Протасевичем](https://novayagazeta.ru/articles/2021/05/24/kakaia-tvoia-familiia-svoloch)
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow