РепортажиОбщество

С крамолой «работали» до и после. И тихо, за углом

В Красноярске 21 апреля вернулись от ковровых репрессий вновь к избирательным

С крамолой «работали» до и после. И тихо, за углом
У памятника Ленину на площади Революции. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Вопреки ожиданиям, те эпизоды «финальной битвы между добром и нейтралитетом», что разворачивались на берегах Енисея, закончились вовсе не безоговорочной победой ОМОНа. «Космонавтов» на протестующих в этот раз не запускали. С крамолой работали до и после, и не «Росгвардия», а подразделения полиции. И не шумно, а тихо и за углом.

В Красноярске 21 апреля на площадь Революции приходят около 500 человек, силовики держатся стороны, лишь включив через громкоговоритель нон-стоп-запись о незаконности всего происходящего. Несколько спонтанных выступлений ораторов с постамента памятника Ленину; сигналящие в поддержку авто; хоровод вокруг памятника вождю, перерастающий затем в мирное шествие: самоорганизующиеся массы отправляются гулять по центральным улицам Красноярска мимо зданий УФСБ, ГУ МВД, Центрального райотдела, регионального ГСУ СК к мэрии. И снова к площади Революции. Гулянья — строго по ПДД, улицы не перекрываются, на красный толпа стоит, ждет. Таких не берут «космонавты» — мирных и законопослушных. И действительно — ни одного задержания во время акции я не замечаю. Они, несомненно, будут после, когда гуляющие начнут расходиться по домам (так было всегда), и они состоялись до акции.

За несколько часов до начала задерживают руководителей местного штаба Навального, а один из сотрудников штаба — Лев Рыбак записывает видеообращение, попросив «людей задуматься о последствиях и тех, кто планировал устраивать провокации, не участвовать в акциях». Он также заявляет, что «разочарован происходящим», поэтому «уходит из штаба». Сотрудница штаба Наталья Петеримова говорит «Проспекту Мира», что к Рыбаку «пришли и под угрозами заставили это записать». Вскоре задерживают и саму Петеримову — во всяком случае, так говорят в штабе, на связь она не выходит. Задерживают Александра Письмана, составляют протокол за анонс акции в фейсбуке — об этом сообщает «Апология протеста». Кроме того, по данным ее адвоката Татьяны Галеевой, силовики приходят к активисту Герасиму Артемьеву, изымают телефон и ноутбук «в связи с наличием признаков преступления по частям 1 и 2 статьи 212 УК (организация и участие в массовых беспорядках)». Письмана потом арестуют на двое суток.

Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Место для акции выбрано с известным вызовом: площадь Революции — парадная в Красноярске, здесь не только памятник Ильичу, но и все краевые органы власти: в Сером доме и пристройках к нему размещаются краевое правительство, губернатор и его администрация, ЗакС. И если их, как и находящуюся от них в шести кварталах мэрию огораживают привычными и сдвигаемыми железными ограждениями, то саму площадь с двух сторон с утра наглухо закрывают сварными сетчатыми панелями — высокими секциями на «антивандальном крепеже». С утра же здесь блокируют парковку.

Новые модные заборы из оцинкованной сетки выше человеческого роста приходят на смену столь же высоким снежным валам, которые в минувшем январе нагребали на площадях — снег и в Сибири тает, а привычные ограждения — по пояс — видимо, уже не отвечают повышаемому градусу страстей. Вроде все сделано для удобства ОМОНа — чтобы людей было легче брать. Но в последний момент, видимо, план меняется — не скажешь же, что чье-то сердце смягчилось. Люди приезжают на великах и электросамокатах, многие поначалу за новый забор не заходят, опасаются.

До этого, на предыдущем митинге 31 января, тотально брать всех «Росгвардии» и полиции помог собачий холод (минус 35) и смог над городом: бунтарей вышло всего ничего, еще меньше, чем сейчас, и всех, чуть задержавшихся на площади Мира, просто упаковали в белорусские автобусы МАЗ и развезли по отделениям. ГУ МВД сообщило, что из 242 участников несанкционированного мероприятия в полицию доставлено 194.

Во время акции 21 апреля на площади Революции. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»
Во время акции 21 апреля на площади Революции. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

За неделю до этого народу выходило на порядок больше: 3 тысячи — оценка организаторов, 800 — мэрии. Численного преимущества у сил правопорядка не было, и крамола долго гуляла по городу, центральным улицам и площадям, несмотря на все сцепки полиции и попытки окружения. И лишь под конец власти пошли на жесткие выборочные задержания. Всего в те две акции задержали 353 человека (37 из них — несовершеннолетние), организаторами названы 17 человек. Составлено 226 административных протоколов, возбуждено 3 уголовных дела, 1 арестован. Тогда же красноярские органы взяли на вооружение чеченский опыт, публикуя видео с извинениями протестовавших «за свое поведение».

Сейчас силы правопорядка по маршруту следования шествия даже не выводили на улицы. На перекрестках гуляющую молодежь встречали лишь сотрудники ДПС в тех же жилетах вырвиглазного цвета, что и у прессы. Только когда гулявшие вновь вернулись к площади Революции, их встретило оцепление. Юность проследовала мимо — на Красную площадь.

Красноярск

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow