СюжетыКультура

Нервный технический срыв

В Москве «Артдокфесту» не вставляют палки в колеса, а в Петербурге не оставляют шансов на жизнь

Петербургская часть международного фестиваля независимого документального кино «Артдокфест» сорвана полицией и Роспотребнадзором. Формальным предлогом стали неподтвержденные жалобы на пропаганду ЛГБТ и нарушение карантинных мер организаторами мероприятия.
Фото: страница «Артдокфеста» в «Вконтакте»
Фото: страница «Артдокфеста» в «Вконтакте»

В Москве, в кинотеатре «Октябрь», фестиваль успешно стартовал 2 апреля показом фильма «Расторгуев» о режиссере Александре Расторгуеве, убитом в ЦАР во время работы над журналистским расследованием о ЧВК Вагнера и активности структур «кремлевского повара» Евгения Пригожина в России. В Петербурге «Артдокфест» планировалось вести параллельно на двух площадках: в киноцентре «Дом кино» и в киностудии «Лендок». Открыть его должен был 3 апреля тот же «Расторгуев». Но в субботу вечером прямо во время показа документальной ленты в Дом кино внезапно нагрянули сотрудники полиции и Роспотребнадзора.

«Сеанс начинался в 18 часов, — рассказала «Новой» пресс-секретарь фестиваля Ольга Комок. — Как минимум за час до его начала мы заметили возле киноцентра на Караванной автобус правоохранителей, однако не обратили на него особого внимания. Сейчас в центре города не редкость встретить даже автозак ОМОНа. К тому же при входе в Дом кино мы полицию не видели. А примерно через 15 минут после начала сеанса к залу, где демонстрировался фильм «Расторгуев», подошли полицейские и представители Роспотребнадзора».

По словам организаторов фестиваля, в холле стояли восемь полицейских и три женщины в форме надзорного ведомства. Визитеры сообщили о своем намерении проверить кинозал на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и присутствие несовершеннолетних. Правоохранители объяснили, что проверка вызвана заявлением петербуржца Тимура Булатова, пожаловавшегося на то, что фестиваль пропагандирует ЛГБТ-ценности среди молодежи и нарушает антиковидные требования.

Согласно данным из открытых источников, Тимур Булатов (Исаев) — ультраконсервативный деятель из Петербурга, называющий себя главой «первого нравственного российского фронта». Он известен своей многолетней гомофобией: вычисляет ЛГБТ-подростков в школах, сообщает об их ориентации семье и преподавателям, преследует активистов ЛГБТ в соцсетях, пишет на них заявления по закону о так называемой гей-пропаганде. Как заявляет сам Булатов, именно его жалоба привела к возбуждению дела о пропаганде нетрадиционных отношений против художницы и активистки из Комсомольска-на-Амуре Юлии Цветковой.

«Само заявление жалобщика нам не показали, как и не представили вообще никаких бумаг, — продолжает Ольга Комок. — Наши героические девушки-волонтеры воспрепятствовали немедленному проходу полицейских в зал, а организатор фестиваля Тамара Ларина и продюсер Евгений Гиндилис каким-то образом уговорили их дождаться окончания фильма».

Незваные гости провели под дверью больше двух часов. За это время к ним на помощь прибыло подкрепление и приехала заместитель районного отдела Роспотребнадзора.

Во время обсуждения фильма со зрителями, которое получилось скомканным и заняло не более 15 минут, правоохранители все-таки вошли в зал. По рассказам очевидцев, паспорта они не проверяли, пересчитали всех по головам, провели визуальный осмотр, сфотографировали интерьеры и удалились.

Как настаивают организаторы, зал был заполнен на 75% — там находилось около 200 человек, а сам показ проходил с соблюдением правил рассадки и других санитарно-эпидемиологических требований (у зрителей мерили температуру, требовали ношение маски).

Ни в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, ни в региональном Роспотребнадзоре 4 апреля не смогли ответить на вопросы о причинах и последствиях внеплановой проверки в Доме кино 3 апреля. «Возможно, комментарии по этому поводу будут даны в начале следующей недели», — пообещали в ведомствах.

Фото: страница «Артдокфеста» в «Вконтакте»
Фото: страница «Артдокфеста» в «Вконтакте»

«Никаких устных претензий после проверки нам никто не предъявил, — рассказала куратор фестиваля Людмила Липейко. — Тем не менее Большой и Синий залы, где с 3 по 10 апреля планировались показы «Артдокфеста», полицейские опечатали. Дом кино 4 апреля вывесил на своем сайте извинение за отмену показов с формулировкой: «Залы закрыты по техническим причинам». Мы попросили всех зрителей сдать билеты и отнестись с максимальным пониманием к ситуации, сложившейся вокруг «Артдокфеста» в Петербурге. 5 апреля юрист Дома кино должен получить протокол в Роспотребнадзоре, который затем обязательно будет обжалован в суде. Но я думаю, что этот процесс затянется до конца фестиваля и наши показы в Доме кино до 10 апреля точно не возобновятся».

До вечера воскресенья у организаторов еще сохранялась зыбкая надежда, что состоится запланированное на 4 апреля официальное открытие фестиваля в киностудии «Лендок» в Петербурге. Однако, как стало известно «Новой», днем руководству «Лендока» позвонили из Смольного с советом проявить инициативу и самостоятельно отменить проведение фестиваля, пока в дело не вмешались правоохранительные органы и Роспотребнадзор. Доброжелатели из городской администрации подчеркнули, что запрет «Артдокфеста» не их инициатива. Это соответствует действительности: проведение фестиваля в Петербурге зависело не от городских, а от федеральных властей, программу одобрило Министерство культуры России. Но от кого бы ни исходил посыл о сворачивании культурных планов в городе на Неве, он достиг своей цели.

За час до официального открытия фестиваля, в 17 часов 4 апреля, «Лендок» сделал официальное заявление: «В связи с проверкой киноцентра «Дом кино» и последовавшим за ней закрытием нескольких залов, а также проверками на «Лендоке», мы приняли решение об отмене показов программы «Артдокфеста» — во избежание провокаций и закрытия нашего культурного центра».

Читайте также

«Опасность документального кино — в доступности и вседозволенности»

Виталий Манский — о программе «Артдокфеста» и перспективах документалистики

«Мы не спешим говорить, что фестиваль документального кино в Петербурге еще раз сорван, но пока не знаем, что будем делать дальше, — прокомментировала Ольга Комок. — Существуют запасные варианты, которыми многие пользуются: различные лофтовые пространства, коворкинги. Однако мы не можем прибегнуть к такому выходу: во-первых, нам просто не хватит времени, сил и средств передислоцироваться куда-либо, во-вторых, не каждая площадка нас теперь пустит».

«О причинах срыва судить довольно сложно, от кого исходила команда «фас», я не знаю, — говорит координатор фестиваля Тамара Ларина. — В этом году фестиваль по своему контенту более аполитичен, чем во все предыдущие. Раньше мы были более дерзкими и показывали фильмы более жесткие, там было за что придраться, сейчас в программе нет таких картин. В Москве накануне открытие «Артдокфеста» прошло очень хорошо и спокойно. Возможно, в Петербурге, более провинциальном и несвободном городе, власти решили попробовать начать закручивать гайки. С расчетом на то, что здесь не будет грандиозного скандала, поскольку нет таких громких имен и такого медийного поля, как в столице».

«Власть действует весьма странно и примитивно, — считает Людмила Липейко. — Органы цепляются за самую очевидную поверхностную придирку — «нарушение санитарных норм», якобы доверяются известному в городе доносчику — идут по самому простому пути и легко добиваются результата. И всё это скорее говорит не о дерзости власти, а о трусости или уязвимости тех, к кому она применяет свой жезл».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow