По данным Le Monde, Путин в разговоре с Макроном якобы назвал Алексея Навального «простым баламутом из Интернета», предположил, что тот мог и сам себя отравить, сказал, что «Новичок» не так и сложно изготовить, а также, что изобретатель «Новичка» живет в Латвии, так почему бы не поискать «следы» предполагаемого отравления (которое еще надо доказать) именно там. Макрон, как утверждается, «сразу отверг» утверждения Путина о «самоотравлении» и «латвийском следе».
И все эти потрясающие подробности были опубликованы аккурат в день выступления и Макрона, и Путина, и других президентов на Генеральной ассамблее ООН.
Выступление президента Франции было как никогда жестким по отношению к властям РФ — пожалуй, ничего такого мы не слышали с мая 2017-го, когда Макрон в Версале бросал в лицо безмолвствовавшему Путину (это была их первая встреча) слова о том, что Russia Today и Sputnik — это «органы лживой пропаганды».
О чем Макрон и Путин говорили по телефону 14 сентября (версия Le Monde)
Как уже писала «Новая газета», основными предметами разговора, который состоялся утром 14 сентября — прямо перед встречей Путина с Лукашенко в Сочи, — стало отравление Навального и ситуация в Беларуси. Мы сообщали: президент Макрон еще никогда так резко не разговаривал с президентом Путиным.
Газета Monde в статье, которая 22 сентября вышла с заголовком «Между Макроном и Путиным — диалог глухих. Отрицание российским президентом действительности по делу Навального является индикатором бесплодности диалога между Парижем и Москвой», пишет: Макрон «четко подчеркнул» в разговоре с российским президентом, что «Новичок» не мог быть использован частной организацией», и поэтому «настоятельно требуются официальные объяснения».
В ответ президент России стал делать заявления, которые явно не показались Макрону правдоподобными. Путин «с презрением говорил об Алексее Навальном, называя его простым баламутом из Интернета (один из вариантов перевода: «смутьян».— Н. Д.), который в прошлом уже, вероятно, симулировал болезни».
Президент России также заявил, продолжает Monde, о том, что «Навальный совершает незаконные действия и что он использовал свой Фонд борьбы с коррупцией для шантажа некоторых народных избранников и чиновников».
Более того, «Владимир Путин пошел дальше».
«Он оправдал отсутствие официального расследования тем, что французские и немецкие анализы не были переданы российским специалистам».
«Путин заявил, что могли бы быть изучены и другие следы, как тот, который ведет в Латвию, так как там живет изобретатель "Новичка".
Наконец, «глава российского государства также предположил, что Алексей Навальный мог сам проглотить яд (по какой причине, не было уточнено) и что "Новичок" является менее сложным веществом, чем утверждалось, даже если ничто, по его (Путина) словам и не подтверждает его применения».
Судя по этому изложению, президенту Макрону сообщили, что, во-первых, Навальный — не очень значимый персонаж, во-вторых — не очень хороший человек, в третьих — расследование его отравления невозможно из-за препятствований Парижа и Берлина, в четвертых — отравителей лучше поискать в Латвии, а не в России, в пятых — «Новичок» не так сложен, как его малюют, в шестых — может, и не было никакого «Новичка», в седьмых — почему бы сам Навальный не мог себя отравить…
Выслушав все это, «Эмманюэль Макрон немедленно отверг версию о латвийском следе и гипотезу о самопоглощении яда» Навальным.
С момента этого разговора и до публикации его подробностей в Monde прошло 8 дней. Это достаточно много, с учетом того что и в Париже, и в Берлине постоянно требуют «безотлагательно пролить свет» на обстоятельства этого преступления. (Именно эти слова были использованы и в коммюнике Елисейского дворца сразу после телефонного разговора). А в Москве даже дело до сих пор не возбудили.
И все это на фоне невероятных версий, которыми «дорогой Владимир» угостил «дорогого Эмманюэля», будто разговаривает не с президентом Франции (который так самозабвенно старался сблизить Москву с Европой, вызывая тем самым острое непонимание и раздражение во многих европейских столицах), а с каким-нибудь штатным сотрудником органа российской государственной пропаганды.
Вероятно, именно этим объясняется утечка в прессу, справедливо названная Песковым «не соответствующей дипломатической практике».
Тем же вечером, после публикации утечки, президент Франции уже публично продолжил недипломатическое наступление на Москву.
Выступление Макрона на Генассамблее ООН 22 сентября
В этой речи Э. Макрона вы не найдете в адрес официальной Москвы ни одного доброго или обнадеживающего слова. И это так не похоже на Макрона последних двух лет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вопрос Ливии? Раньше официальный Париж немножко закрывал глаза на действия России и резко критиковал Турцию. Теперь Макрон сложил их в одну корзину. Напомнил о прошедшем 10 сентября в Аяччо саммите MED7 (то есть 7 европейских стран Средиземноморья), сказал по поводу участия иностранных сил в ливийском конфликте и нарушения ими эмбарго ООН на поставки туда оружия: «Мы долго коллективно были слишком молчаливыми по вопросу этих деяний, и в ближайшие недели мы должны быть гораздо более жесткими». А в Аяччо на пресс-конференции Макрон говорил: «Некоторые державы пытаются дестабилизировать весь регион, и роль Турции, так же, как и России, нас беспокоит в этой связи».
Вопрос выполнения иранской ядерной сделки? Макрон с трибуны ООН на этот раз упомянул только «наших немецких и британских партнеров», хотя Москва — один из главных участников процесса.
Сирия? Макрон заявил: «Мы видели неприемлемые практики со стороны некоторых постоянных членов Совета безопасности ООН, особенно в Сирии», по отношению к гражданскому населению и сотрудникам гуманитарных организаций. К слову, о проведении «программного» саммита пяти постоянных членов ООН — который несколько месяцев подряд преподносился как совместная инициатива Парижа и Москвы — Макрон, в отличие от выступавшего в этот же день Владимира Путина, не упомянул, хотя, казалось бы, где об этом упоминать, если не на трибуне ООН.
«Точно так же мы не потерпим того, чтобы химическое оружие использовалось в Европе, в России, равно как и в Сирии», — продолжил Макрон, переходя к самой горячей теме последнего времени:
«Во имя коллективной безопасности я еще раз говорю здесь России о необходимости пролить свет на попытку убийства политического оппозиционера с помощью нервно-паралитического агента — «Новичка». Это разъяснение должно быть быстрым и безупречным…».
Дальше Макрон высказался еще и по вопросу Беларуси, и тоже — впервые так жестко.
«Мужество белорусского народа вызывает всеобщее восхищение. Его устремления должны уважаться. И мы — на его стороне, я хочу это сказать с большой силой», — заявил президент Франции, подчеркнув: «Необходимо наладить национальный политический диалог (под эгидой ОБСЕ, мы с Меркель и главой Евросовета говорили об этом Путину и «не видим других путей», сказал Макрон. — Ред.) и избегать любого внешнего вмешательства». Под внешним вмешательством подразумевались возможные действия Москвы. За полминуты до этого Макрон сказал: «В вопросе украинского кризиса "нормандский формат" позволил нам с канцлером Германии добиться первых подвижек, но ситуация в Беларуси несет риск нового разлома на европейском континенте».
«Нет — вмешательству и нет — преступному молчанию. Европа и здесь будет придерживаться своей ответственности, своей истории и своей географии», — пообещал французский президент. (Напомню, согласно географии и во многом истории, Беларусь — это Европа. —Н. Д.)
К слову, в той самой статье Le Monde сообщалось, что во время переговоров с Макроном президент РФ «не жалел кладовых запасов своей энергии для того, чтобы защищать белорусского президента», а на просьбу о переговорах при посредничестве ОБСЕ реагировал так: я-то не против, но Лукашенко не хочет, и вообще «ОБСЕ должна была бы взять на себя ответственность за свое решение не проводить наблюдение за белорусскими выборами».
Кроме того, «российский президент вежливо предупредил Макрона о предстоящем проведении давно запланированных российско-белорусских военных учений. По этому случаю российские войска будут развернуты на территории соседней страны. Но не надо видеть в этом дурных намерений: они уйдут», — заверил Путин президента Франции.
Что будет дальше с инициативой Макрона по сближению России и Европы?
Ясно, что отравление Навального и реакция на это отравление со стороны хозяина Кремля отравили и отношение «дорогого Эмманюэля» к «дорогому Владимиру».
Но и после этого Париж вряд ли будет закрывать «каналы связи» с Москвой и продолжит попытки сотрудничества по многим вопросам, где без этого не обойтись: Сирия, Украина, Ливия, Иран и, понятно, Беларусь. (И хотя в Париже уже отменили назначенную на 14 сентября встречу министров иностранных дел и обороны России и Франции в Москве, но 9 сентября во французском МИДе принимали большую российскую делегацию: стороны продолжили обсуждение вопросов сотрудничества в области кибербезопасности).
Уровень, на котором продолжится диалог, сейчас зависит, прежде всего, от того, что Кремль будет предпринимать в отношении Беларуси, и от того, сделают ли в Москве хоть какие-то шаги для создания хотя бы видимости расследования отравления Навального.
Дополнительный «шанс» для демонстрации таких шагов появился у российского руководства из-за «короновирусного» переноса саммита ЕС c 24–25 сентября на 1–2 октября.
Хотя уже можно с вероятностью почти 100% предсказать, что в Москве этим «шансом» не воспользуются.
А дальше прогнозы о развитии отношений можно будет делать во многом в зависимости от масштаба принятых — вероятно, на саммите — санкций.
А пока Макрон, который в июле еще планировал «в конце лета» (потом — «в сентябре») ехать в Москву — для того чтобы, как сказал он Путину, «мы могли провести больше времени за совместным разговором», — отправляется с трехдневным визитом в Литву и Латвию. Может, еще и с Тихановской там встретится. Ну и заодно, наверное, следы «Новичка» поищет, по совету российского гаранта новой Конституции?
А с визитом в Москву пока придется повременить. И разговоры Путина и Макрона уже явно будут носить другой характер. Тем более что теперь есть опасность попадания любых подробностей в прессу — с обеих сторон.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68