Судя по сводной карте, которую составил Европейский центр по профилактике и контролю заболеваний (ECDC), после апрельского пика пандемия в Европе отступала в мае, держалась на низком плато весь июнь и почти до конца июля. Потом кривая угрожающе поползла вверх. Параллельно менялась жизнь.
Сначала в большинстве стран ЕС был локдаун: предприятия и конторы закрылись на карантин, отправив работников на пособие по безработице или на удаленку; закрыли школы, непродовольственные магазины, рестораны и кафе, парикмахерские. Даже парки и зеленые зоны. Общение перевели в дистанционный формат. Необязательные поездки даже внутри города ограничили, границы между странами ЕС закрыли, внешние границы союза и подавно.
Потом все стало открываться. С начала мая работники постепенно вернулись из карантина, с середины мая открылись все магазины и парки, а бабушки и дедушки вновь увидели внуков. В июне настал черед кафе и ресторанов, взлетели первые рейсовые самолеты. В июле были открыты все шенгенские границы, хотя кое-где оставались ограничения.
Все перечисленное выше — при условии соблюдения социальной дистанции и ношения масок в определенных местах. Внешние границы ЕС по-прежнему закрыты, кроме списка, в котором полтора десятка не самых существенных для поездок стран.
Вроде бы жизнь вошла в новую, пусть и не очень удобную колею с надеждой на улучшение.
И вот опять. Всплески инфекции намного слабее, чем весной, но все же.
Во Франции наполнение ковидных боксов реанимации с пятницы по понедельник увеличилось на 13 мест, что против тенденции, наблюдаемой с апреля. 29 новых летальных случаев.
В Бельгии, численность населения которой сравнима с Москвой, госпитализации выросли за неделю на 21%, и сейчас в больницах 252 ковидных больных. В интенсивной терапии — 48. Летальность на уровне 2,7 случая в сутки.
Может быть, это свойственное пандемии волнообразное развитие. Может, следствие беспечности или нарушения режима. Власти Антверпена, например, связывают вспышку ковида, из-за которой пришлось вводить комендантский час, с бурным празднованием болельщиками победы своей команды.
Ежедневная статистика заставляет ужесточать меры. В Бельгии кризисный центр призвал работодателей переводить работников на удаленку. Сегодня телеработа настоятельно рекомендуется, а в Антверпене она даже обязательна. Как в апреле.
Совет национальной безопасности Бельгии 25 июля обязал носить маски в общественных местах, будь то в помещениях или на улице, где соблюдение дистанции невозможно. Это торговые кварталы, туристические места, пешеходные улицы городов. Начало «масочной зоны» обозначено синим щитом. Министр внутренних дел Петер де Крем установил за нарушение штраф до 250 евро.
До субботы нарушителей масочного режима на дамбах бельгийского побережья полиция чаще всего призывала к порядку «твердым, но дружелюбным» назиданием. Вообще, я никогда не видел и мало слышал, чтобы кого-нибудь реально наказали. Режим был скорее рекомендацией, взывающей к гражданскому сознанию. Однако в субботу только в Бланкенберге, как сообщили в выпуске теленовостей RTBF, составлено почти 200 протоколов.
Конечно, многие были в шоке от неожиданной жесткости.
комиссар полиции Бланкенберге
Пост в Facebook — Невероятные оскорбления обрушиваются на моих сотрудников, когда они пытаются обеспечить соблюдение законодательства о ковиде. Позвольте попросить всех помнить правила вежливости, которым учили родители и школа… Горжусь тем, как спокойно, с моральной выдержкой реагируют мои подчиненные.А в Берлине в субботу 20 тысяч человек нарушили санитарные правила, собравшись на митинг, как они считают, во имя гражданских свобод. Немецкая полиция сообщила, что трое полицейских госпитализированы, а 130 демонстрантов задержаны, в том числе за нацистскую символику.
Ужесточение наказаний наблюдается в целом по Евросоюзу.
Во Франции, где с 20 июля носить маску стало обязательно в «закрытых общественных местах», несоблюдение карается штрафом в 135 евро. В социальных сетях — возмущение: штраф незаконный. Это в стране, где коронавирусом заболели 185 тысяч человек и умерли от него 30 тысяч.
В Испании, где заболели 280 тысяч и умерли 28 тысяч, санитарные меры самые суровые: маски с шести лет в общественных местах, как закрытых, так и открытых. За нарушение — штраф 100 евро. Но — внимание — у испанских регионов значительная автономия. В Эстремадуре маска обязательна даже на террасе кафе.
Опускать маску можно только непосредственно для еды и питья, а иначе грозит штраф до 6000 евро!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В Италии зарегистрировано более 245 тысяч случаев заболевания, умерли 35 тысяч человек. В Кампании, столица которой Неаполь, штраф может доходить до 1000 евро! Там маску надо надевать в общественных зданиях, супермаркетах, барах, ресторанах, магазинах, а «транспортные операторы обязаны отказывать в доступе пассажирам без масок». Еще жестче в Ломбардии, бывшем эпицентре ковида в Италии. Штраф за отсутствие маски — 400 евро или 3000 евро в случае рецидива.
Греция после ослабления мер решила затянуть гайки. В последнее время число новых случаев возросло, и меры усилены. Маска теперь обязательна для персонала и клиентов в общественных службах, банках, на транспорте, в том числе в такси, в лифтах, больницах и врачебных кабинетах, магазинах, салонах красоты. Штраф доходит до 150 евро. На сегодняшний день в Греции 4200 случаев заболевания и 203 летальных исхода.
Нидерланды — самая богатая из перечисленных стран и самая толерантная в смысле ковида. Там маски обязательны только в общественном транспорте и с 13 лет. За нарушение штраф «всего» 95 евро, но 350 евро — за рецидив.
В воскресенье я прошелся по Брюсселю. На торговых улицах — все в масках. Поголовно. Даже на пике эпидемии в апреле такого не было. Даже в метро и трамвае, где маски с самого начала обязательны. Бельгийцы делали вид, что слушаются властей, а правоохранители делали вид, что следят за правилами. Может быть, дошло осознание угрозы? Или штрафы сработали? Или граждане привыкли к новой нормальности, как привыкают чистить зубы и говорить соседу «здрасте»?..
Когда пандемия охватила Европу, страны ЕС, защищаясь, хаотично закрывали прозрачные границы. Обратный процесс происходил более упорядоченно и при координации Брюсселя. Сейчас границы открыты, но передвижение по Европе не такое уж и свободное. Теперь речь не о странах, а о регионах.
Снова проявилась национальная самодеятельность. Каждая страна определяет, какие регионы Европы считать безопасными, какие не очень. Соответственно дает рекомендации своим гражданам и обращается с приезжими. Страны, не закрывая границ, закрывают свои регионы для иностранных туристов. От бессистемности много путаницы и недоразумений.
Дипломатическое ведомство Бельгии разделило шенгенское пространство на «зеленые», «оранжевые» и «красные» зоны. С поездками в «зеленые» проблем нет. В «красные» — поездки запрещены. Чаще их закрыла сама страна-хозяйка, но иногда бельгийское ведомство решает на основе своих критериев.
«Красные» зоны для бельгийцев сейчас — это район туристического городка Майен на северо-западе Франции, испанские Наварра и Арагон, города Барселона и Лерида в Каталонии, части Болгарии и Румынии, Лестер в Великобритании.
В воскресенье RTBF рассказало о злоключении семьи, поехавшей на уикенд в швейцарский кантон Вале. По дороге отдыхающие случайно узнали от друзей, что бельгийские чиновники только что включили в число «красных» зон регион Женевского озера (Во, Вале, Женева). Позвонили на «горячую линию», где им подтвердили, что это действительно так. Что будет, если отдохнут там, где планировали? Ответ: по возвращении в Бельгию сядете на карантин, а в случае чего бельгийская медстраховка будет недействительна. Пришлось разворачиваться в Базеле и возвращаться домой. А официальный Берн выразил возмущение бельгийскому ведомству, закрывшему для своих граждан пол-Швейцарии.
Перед поездкой надо удостовериться, не переведена ли цель путешествия в «красную» зону.
Список «оранжевых» зон длинный. В нем районы Австрии, Болгарии, Хорватии, Франции, Испании, Нидерландов, Польши, Великобритании и других стран, а также целиком страны Балтии, Румыния, Швеция, Люксембург, Мальта. В «оранжевые» бельгийцам ездить не рекомендовано: они могут попасть в карантин либо там, либо по возвращении. Перед посадкой в самолет заполняется формуляр, по которому вас будут отслеживать. Не летели ли рядом с пассажиром, оказавшимся потом больным, не останавливались ли в зараженной гостинице.
Не проблема: ведь теперь такой формуляр заполняешь и в кафе рядом с домом.
Если Евросоюз пока не наладил систематизацию проблемных для туризма регионов, он уже использует средства союзного бюджета и фондов для закупки лекарств и вакцин.
Еврокомиссия выделила 40 миллионов евро на гранты медучреждениям, которые займутся сбором плазмы выздоровевших от коронавируса пациентов. «Конвалесцентная плазма может стать многообещающим средством лечения», — пояснила комиссар ЕС по здравоохранению Стелла Кириакидис. Лечение заключается в переливании конвалесцентной плазмы больным для повышения иммунитета и способности бороться с болезнью. Гранты даются государственным и негосударственным службам на закупку оборудования для плазмафереза.
А в пятницу глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила о завершении переговоров с компанией Sanofi о покупке потенциальной вакцины против COVID-19. Брюссель продолжает интенсивные обсуждения с другими производителями. Сегодня неизвестно, какая вакцина будет работать лучше. ЕС вкладывает деньги в диверсифицированный портфель вакцин, основанный на разных технологиях. Еврокомиссия покупает 300 миллионов доз от имени всех стран ЕС и обязуется обеспечить получение вакцины всеми, кто в ней нуждается, в любой точке мира. Она готова обсудить с международными партнерами возможность объединения ресурсов для совместного заказа. Это ускорило бы разработку. Sanofi планирует получить разрешение на продажу своей вакцины в июне 2021 года.
Европейский чиновник в Брюсселе затруднился ответить на вопрос, не планирует ли Еврокомиссия купить потенциальную российскую вакцину. Как и я затруднился ответить, продает ли ее Россия…
Брюссель
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68