ИнтервьюОбщество

Елена Смирнова: «Справедливости нет, но надо найти в себе силы»

Рекордсмен по сбору денег для больниц — об опыте благотворительной «мобилизации»

Этот материал вышел в номере № 76 от 20 июля 2020
Читать
Елена Смирнова: «Справедливости нет, но надо найти в себе силы»
Елена Смирнова. Фото из личного архива
Благотворительный фонд «Созидание» первым в России начал собирать деньги для врачей. Средства индивидуальной защиты — острый дефицит весны 2020-го. За три месяца работы в режиме ЧС фондом собрано и распределено 80 млн 231 тыс. рублей для ста шестнадцати больниц, поликлиник, психоневрологических интернатов по всей стране. О том, как непросто творить добро в России и многом другом, мы поговорили с главой фонда Еленой Смирновой, психологом и мастером спорта по прыжкам в воду.
досье
Благотворительный фонд «Созидание» основан в 2001 году. В попечительский совет фонда входят известные журналисты и телеведущие: Наталья Синдеева, Татьяна Лазарева, Александр Пушной, Юрий Рост, Михаил Шац, а также бизнесмены: Константин Грамотнев, Владимир Гурдус, Игорь Коломейский, Леонид Меламед, Алексей Сонк. За 19 лет работы фонд помог десяткам тысяч людей, в том числе после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, теракта в Беслане, наводнения в Крымске. Пять тысяч детей и взрослых получили медицинскую помощь, свыше 2,5 тысячи детей стали получателями стипендии программы «Пять с плюсом», 630 сельских библиотек получают регулярную помощь. В 2020 году стипендиатами фонда стали 654 одаренных ребенка из малообеспеченных семей. В марте фонд объявил акцию «Помогаем врачам вместе», направив все усилия на помощь врачам в условиях пандемии. Отчеты о закупках можно посмотреть здесь.

Как это началось? Ведь фонд создан, что называется, для другого…

— В середине марта мы приняли решение, что начинаем сбор. Я написала об этом в фейсбуке, и тут же меня забросали камнями: как же так, у нас же государство все может, больницы готовы! И вообще чего вы лезете? …

Кто бросал камни?

— Как обычно — комментаторы. И как обычно: вы тут на чужом горе наживаетесь, непонятно зачем собираете средства, все в больницах есть. Мы, наверное, были первыми, кто их начал собирать. Через несколько дней «Правмир», потом присоединились другие.

К этому времени у нас уже было несколько официальных заявок.

Что значитофициальных?

— Официальных — значит, подписанных главврачами.

Это были просьбы главврачей московских клиник, которые вообще никогда к нам не обращались. Это была реакция докторов, у которых для борьбы с вирусом не было никаких средств индивидуальной защиты. Они следили за ситуацией в мире и понимали:

первые, кто попадает под вирусную атаку, это те, кто принимает больных и работает на скорой помощи.

В самом начале мы решили: будем реагировать только на официальные запросы от больниц. Честно говоря, не думали, что их будет такое количество.

Но почему государство оказалось до такой степени не готово защитить «передовой отряд»?

— Считаю, это наша безалаберность и вот это вечное «на авось», «проскочим».

Какое «авось»? К этому времени уже четыре месяца мир прожил в пандемии.

— Согласна. Мы попали ровно в такую же ситуацию, как и все страны. Но у нас было одно огромное преимущество, которым мы не воспользовались.

Какое?

— Время! У нас было время подготовиться, время принять все необходимые меры, переоборудовать клиники и т.д. Пускай бы мы лучше переоценили ситуацию, чем недооценили. Но естественно, недооценили, и на нас посыпались просьбы из всех регионов. Мы брали не только Москву, которая приняла основной удар, мы сразу взяли далекие регионы, предполагая, что скоро туда будет закрыт проезд. Так и случилось: проезд был закрыт, грузы невозможно было доставить, они терялись по дороге.

=Но одна из первых больниц, которую успели защитить, была в Якутии.

Откуда брали средства защиты?

— Поначалу было трудно. Для одной больницы искали 12–15 разных поставщиков: здесь ты покупаешь респираторы, здесь — костюмы. Находишь сто тайвеков (защитных костюмов. —Ред.). И радуешься. А там надо 10 тысяч! А их физически нету. Выискивали по складам. Покупали по минимальным ценам, договариваясь со скидками, договариваясь о том, что это благотворительный груз, договариваясь о том, чтобы нам дали еще дополнительно какую-то часть специально от этой компании для врачей. Но, действительно, цены на глазах росли, товара не было.

Нам приходилось из Челябинска тащить в Москву, из Москвы переправлять в Архангельск и т.д. Логистика была просто жесть.

Как люди узнавали, что вы помогаете?

— Вначале «сарафанное радио», у врачей есть телеграм-канал, они там рассказывали про фонд. Потом был проведен огромный телемарафон на «Дожде», где врачи сказали в прямом эфире, как они работают, в каких условиях.

Высокая смертность среди врачей, эти 15 роковых процентов, связана с тем, что средств защиты не хватало?

— Считаю, напрямую связана. И еще — с недоверием к ситуации. Например, Дагестан, который долго не верил, что вообще существует вирус, в итоге попал в зону тяжелого поражения.

«Все старики в селе умерли»

Почему Дагестан был не готов к эпидемии. Репортаж «Дождя» в рамках «Синдиката-100»

Мне позвонил один доктор с Кавказа и сказал: «У нас ковидные пациенты. Какие костюмы нам надо?» Я говорю: «У вас вообще ничего нет?!» Он говорит: «Почему, у нас есть примерно с времен Петра Первого два костюма, мы, конечно, их наденем…» Я говорю: «А лечите вы как?»

Он отвечает: «Мы ролики смотрим, Денис Проценко публикует, по роликам лечим».

Не было никакой системы — как для населения, так и для врачей. Вчера разговаривала с одним городом, в котором до сих пор лечат людей только арбидолом. Поэтому мы быстро взяли Кавказ в разработку: представьте себе кавказского мужчину, который ходит в маске? А что значит не навестить родственника в больнице для кавказской женщины?

Как удалось быстро собрать такие большие деньги?

— Это целиком и полностью заслуга наших попечителей, они все были вовлечены в процесс и помощь, все двенадцать человек. И первый, кто откликнулся, был Сбербанк. Мы за один день открыли сбор вместе с ними, и за неделю собрали первые семь миллионов. Все, что поступало на счета, тут же уходило в костюмы, в респираторы, маски, бахилы. Каждый день у нас на счету оставался ноль. И как только закончился первый сбор, Сбербанк оперативно открыл второй, все это было сделано профессионально, без бюрократии и проволочек.

Знаю, многие ругают крупные компании, но я говорю о том, что в чрезвычайной ситуации они были как служба спасения.

Кто изучил рынок? Это же специальная маркетология.

— Мы. Если я когда-нибудь уйду из благотворительного фонда, у меня теперь несколько профессий — логист, маркетолог. Я разбираюсь в спецодежде, все знаю про то, из какого материала, при какой температуре и каком костюме может работать доктор.

Мы очень хотели купить многоразовые костюмы, которые бы работали, ну хотя бы 10 дней, целую смену. И в какой-то момент начали советоваться с докторами, которым поставила костюмы наша текстильная новейшая промышленность.

Оказалось, они непригодны для работы в «красной зоне», особенно если выключена система кондиционирования. Но эти костюмы пригодились для скорой помощи.

Особые сюжеты на пути этого сбора были? Человеческие истории.

— Были! Например, одна девушка мне написала: «Я сейчас в роддоме, иду рожать. Но перед тем как идти рожать, хочу сделать что-нибудь хорошее, поэтому я вам купила 600 респираторов, скажите адрес, куда их доставить, пускай будет быстро от меня подарок». Ну, и потом она родила, я написала, что все доставлено, мы отвезли. Она написала: «Какое счастье, что я успела это сделать!»

Один богатый человек с онкологическим заболеванием в начале эпидемии купил огромное количество (несколько тонн) антисептиков. И в какой-то момент написал нам, что хочет половину отдать.

И мало того, что он отдал, он еще все это перегружал.

Мы же все время, как пазлы, складывали ящики в машины. Самая большая проблема была в том, чтобы быстро купить у поставщика и быстро доставить в больницу. Еще же пропуска были, надо было из области в область быстро везти, и мы не всегда могли полагаться на транспортные компании. Им было по фигу как отвозить, могли разлить что-то на наши халаты, добытые таким трудом, антисептики могли разбить, ответственности не несли. А для нас было важно, чтобы груз доставлен был вовремя.

Неповрежденным.

— Да. Мы не просили врачей присылать фотографии, особенно в первое время, потому что понимали, им не до фотографий. Но они начали присылать сами, придумывать какие-то смешные танцы в этих костюмах, с респираторами. И просили передать всем огромное спасибо. Была очень странная ситуация с Питером. Перед тобой лежит сто заявок, ты видишь весь расклад по количеству заболевших и вдруг понимаешь: из Питера ни одной заявки. Попросила Михаила Шаца написать в своем фейсбуке. Он написал: «Дорогие друзья, питерцы, мы помогаем больницам не за что-то, никто вас за это не поругает, никто вас за это не отчитает, и если вам что-то необходимо, пожалуйста, обращайтесь к нам в фонд». И вот за один день обрушилось такое количество просьб! Врачи были счастливы, что до них донесли информацию.

Просто боялись?

— Боялись. Потерять свое место. Считаю, те главврачи, которые обратились к нам в самом начале, настоящие герои. Это ж хорошее, престижное место — быть главврачом огромной клиники. И ты знал, что тебя могут наказать за признание неготовности. Но как мне сказал один московский главврач:

«У меня персонал, за который я отвечаю. Если завтра у меня не будет тысячи костюмов, я пойду и буду просить эту тысячу, если надо будет написать плакат, я напишу плакат. И мне все равно, что мне за это будет!»

Почему вами заинтересовалась прокуратура?

— Прокуратура нас вообще любит! И когда был Крымск, и когда был Беслан, и когда была Саяно-Шушенская ГЭС. Она проявляла к нам особое внимание. А сейчас в прокуратуру пришел анонимный запрос…

Анонимка? И они отреагировали?

— Да, анонимный запрос от человека, который потребовал проверить благотворительный фонд «Созидание» и заставить нас представить список учреждений, которые НЕ обратились за помощью.

Фантастика! Государственный запрос?

— Повторю: всем было известно: мы помогаем только тем больницам, которые обращаются официально. Но отовсюду звонили и говорили: «Помогите нам, но только мы обращаться не будем».

Таких было, думаю, в три-четыре раза больше, чем «официальных». Была клиника, которая целый месяц нам звонила и говорила: «А можно без всяких этих штук?» Но потом все-таки официально обратились, и мы им успели помочь.

Не знаю, кому прокуратура будет отвечать. Но проверили они и те клиники, которым мы помогли, финансовые документы. Остались довольны. Мы написали очень красивый, юридически грамотный ответ: в соответствии с таким-то законом, по уставу, ввиду деятельности нашего благотворительного фонда… Все официально. Больше пока не возвращались.

Помогали не только деньгами?

— Именно! Например, кейтеринговая компания — наш давний партнер, взяла несколько станций скорой помощи, возила им обеды. Четыре или пять компаний, которые занимаются производством воды (а воды категорически не хватало, ты не мог зайти в «красную зону» с одной бутылкой, ее надо было выбрасывать), возили «Газелями» через день. Мы, женщины, и мы понимаем, что такое пользоваться антисептиками и быть 8–10 часов в перчатках. Мы написали письма в косметические компании, откликнулись практически все.

Многим докторам рядом с больницами квартиры снимали, чтобы они не ездили никуда, пока работают. Обеспечивали этот набор — шампунь, мочалочка, для душа. Чтобы у них это было, чтобы они еще и об этом не думали. Такие маленькие нюансы очень впечатляли врачей. Компания «Экко» сделала несколько акций «Удобная обувь». Кто тебе еще купит удобную обувь в Калужскую область в маленькую больницу для врачей? Многие клиники начинали свои пятиминутки с роликов «Спасибо врачам!», которые мы делали.

Это была история про то, что помочь может каждый. Дети могут нарисовать рисунок или записать видео: «Твой рисунок мы покажем доктору, и он будет действительно очень рад…» Четыре месяца мы делаем эти ролики. Каждый день. Например, дети, которым мы помогаем, с редким генетическим заболеванием глаз, в своей группе провели флешмоб «Спасибо врачам!» и прислали больше 200 рисунков.

Помогали волонтеры — искали поставщиков параллельно с нами и скидывали ссылки, помогали с транспортом — люди возили, привозили, разгружали… И можно множество мелких и крупных компаний назвать —о ни все указаны у нас на сайте как партнеры. И МТС, и Стокманн, и «Роснано» и много-много других.

Еще один наш партнер — компания «Доктор рядом» сделала огромное дело:

реально спасала людей от походов по врачам и поликлиникам, давая возможность получать консультации почти всех специалистов онлайн.

В самые трудные месяцы апрель-май. Это спасло сотни людей от заражения.

«расходники». В каких условиях врачи борются с пандемией

Подборка материалов о медработниках на передовой

«Раздали костюмы, срок годности которых истек в 2009 году» Вызов. Несколько смен в московской скорой провели наши спецкоры Елена Костюченко и Юрий Козырев Это шторм. Специальные корреспонденты Елена Костюченко и Юрий Козырев ведут прямой репортаж из «красной зоны» «Когда все закончится, придет Следственный комитет». Как система здравоохранения давит на врачей, работающих на передовой Десять масок на троих. Врачей районных больниц бросают на передовую эпидемии без внятного плана действий

Что было самым сложным?

— Ничего не было сложно, мы привыкли работать в таком режиме. Хотя, конечно, я лукавлю — было трудно и морально, и физически — ты все время боялся не успеть, опоздать… Но команда отработала на пятьсот процентов, и никто не сказал, что устал, больше не может. А потом мы знали, какое количество людей стоит за нами. Это придает невероятные силы — вера людей в тебя и в твою работу.

А основная профильная деятельность фонда?

— Мы, естественно, меньше оплачивали медицину, потому что почти все клиники были закрыты. Зато наша стипендиальная программа оказалась просто палочкой-выручалочкой. Мы платим малоимущим семьям, у которых одаренные дети, пять тысяч рублей. У каждого из 654 детей свой даритель. Ни один не отказался, и эти деньги людям просто выжить помогали.

Одна благотворительница написала: «Однажды мне Смирнова сказала: "Возьми ребенка на стипендию". А я была на грани развода, и думаю, откуда у меня пять тысяч. Она говорит: "Ну возьми-возьми, ребенка, пожалуйста".

И сейчас сижу, читаю письма этой девочки, которую поддерживаю три года, и понимаю, что для меня эти пять тысяч ничего не значат, они были бы бестолково протрачены, а "моему ребенку" они действительно помогли в тяжелейшей ситуации».

Вы сколько лет в фонде?

— Девятнадцать лет.

Что за эти девятнадцать лет для себя в жизни поняли?

— Я поняла, что нет справедливости. Вообще нет справедливости. И, несмотря на это, надо найти в себе силы и что-то делать.

Что дальше?

— Будем по-прежнему вести образовательные программы, обращать внимание на семьи, пострадавшие в условиях пандемии. И еще мы бы хотели взять семьи, где погибли доктора, на стипендиальную программу. С этим надо очень много работать, не знаю, хватит ли у нас на это сил, но мне кажется, это будет правильно.

И еще хочу сказать про людей, поднимающих за собой огромную волну. Людей, которые на свой день рождения собирают деньги в пользу фонда, объявляют благотворительный сбор или сбор нуждающимся. Многие так делают, и это уже примелькалось, приелось, раздражает. Но это огромная помощь. И хотя проще принять вазы и цветы, люди все равно доводят сбор до результата. Они не просто собирают деньги, они дают пример душевной щедрости и доброты. Это означает, что твой день рождения может принести не только тебе радость, что твоя свадьба принесет не только тебе счастье, что этот день ты запомнишь еще и тем, что спас десяток жизней. И это очень крутая история, которая, надеюсь, будет развиваться. Если есть человек, который не пойдет рожать, пока не купит респираторы… Значит, мы живы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow