СюжетыОбщество

И начался бунт

Курьеры Delivery Club бастуют из-за рабских условий труда. Сервис обещает разобраться с логистикой и стирает истории заказов сотрудников

Этот материал вышел в номере № 73 от 13 июля 2020
Читать
И начался бунт
Фото: Влад Докшин / «Новая»
7 июля группа московских курьеров сервиса доставки еды Delivery Club объявила бессрочную забастовку. Протестующие заявили, что около трехсот курьеров сервиса с мая не получают зарплату, некоторые из них вынуждены ночевать на улице. Борьба курьеров с компанией за свои права продолжается больше месяца: в начале июня они уже отказывались выходить на работу из-за непосильных штрафов, но сервису удалось быстро замять конфликт. С тех пор, по словам курьеров, их положение только ухудшилось: после июньского протеста некоторых из них уволили, штрафы так и не прекратились, а долги не были выплачены. Корреспондент «Новой» разбирался в ситуации.
Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»

Delivery Club — совместное предприятие Mail.ru Group и Сбербанка, лидер рынка доставки еды с выручкой 4,46 миллиарда рублей за прошлый год. В разгар карантина руководитель Delivery Club Гюванч Донмез признался, что любит кризисы, и похвастался «Ведомостям», что пандемия ускорила выполнение планов компании. Сервис во время пандемии вышел на миллион заказов в неделю.

Во многом это удалось благодаря курьеру сервиса Саиду, который весь карантин доставлял москвичам еду. Иногда ему приходилось работать по 19 часов в сутки: в 9 утра он выходил на дневную смену, работал до одиннадцати вечера, а в одиннадцать выходил на ночную смену до четырех часов утра. За карантин Саид похудел на 10 килограммов, но он не жалуется:

«Если мы так не будем выходить, мы ничего не будем зарабатывать», — говорит он.

На самом деле, даже если бы Саид разносил еду 25 часов в сутки, он вряд ли заработал бы «приличные деньги»: по словам мужчины, Delivery Club «лишает заработка при помощи штрафов».

«Эти штрафы невозможно оспорить, чтобы эти штрафы оспаривать, нужно не только на смене работать, нужно параллельно вести свою бухгалтерию, вести видео- и фотоотчеты, — горячится Саид. — И если даже сто процентов собираешь доказательства, что ты не виноват в штрафах, они отказывают, бывает, вообще игнорируют.

Идешь в офис напрямую решить с координатором вопрос, а там стоит у дверей охрана и не пускает внутрь».

Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»

В Delivery Club, по словам Саида, штрафуют «почти за всё» — за опоздания, отсутствие фирменной одежды, неприятный запах от курьера (всего в перечне возможных нарушений указано несколько десятков пунктов). Но во время карантина количество штрафов сильно увеличилось. Компания расширила зоны доставки — в результате пешим курьерам начали выдавать заказы на расстоянии 6 километров, а автокурьерам — 10 километров. Многие курьеры стали отменять такие заказы (выгоднее доставить два «коротких» заказа, чем один «длинный») — а сервис стал штрафовать их за это. Тем же, кто принимал заказ, но опаздывал к клиенту, в итоге тоже приходили штрафы. Некоторым курьерам приходилось работать практически в минус: под конец рабочей смены им выписывали по 6–7 штрафов по 300 рублей каждый, притом что, например, по словам Саида,

«максимально за 14–16 часов смены» он может заработать две тысячи рублей.

И начался бунт. В начале июня в телеграм-каналах стали распространяться видеообращения возмущенных курьеров, требовавших вернуть старые условия работы. На одном из таких роликов курьер в черной маске и фирменной кофте, стоя перед почти двумя десятками коллег в фирменных куртках, обещает «обратиться к правоохранительным органам», а также «прийти и наказать Delivery Club за такое обращение к людям».

«Мы че, роботы, что ли? Вы пользуетесь просто нашим положением, что у людей нет работы, что люди не могут зарабатывать? Вы думаете, мы пришли к вам работать от хорошей жизни, что ли? — активно жестикулирует курьер.

— У меня мозоль вот такая на всю ногу, — показывает двумя руками размер мозоли. — Я почему должен идти в Путилково относить ваш заказ? Это ненормально. Если вы там сидите в офисе, и вам тепло, хорошо, и вы можете пользоваться положением, то это неправильно, поверьте, бог все видит, и он вас потом накажет за это».

Вскоре интернет-бунт перерос в бунт настоящий: 5 июня около сорока курьеров вышли к офису Delivery Club в районе Хорошево-Мневники. Стоя два часа под проливным дождем в фирменных зеленых куртках и мастерках, они требовали поговорить с кем-нибудь из руководства компании. Но никто так и не вышел.

Компания лишь сделала официальное заявление о том, что увеличение зоны доставки было экспериментом, который был завершен «еще до появления жалоб», и все деньги за несправедливые штрафы будут возвращены. Также в сервисе отметили, что по итогам апреля и мая удвоили за свой счет чаевые, которые оставили курьерам клиенты через мобильное приложение. В Delivery Club, однако, не уточнили, что чаевые, в принципе, редкость. Столичная прокуратура тогда начала проверку соблюдения трудовых прав курьеров сервиса, но об итогах проверки так ничего и не сообщила.

— В итоге из всех штрафов они даже 1,5 % не вернули, — вспоминает Саид. — И даже те, кому были возвращены штрафы, через пару дней обратно получили их.

По словам Саида, после июньского бунта работать стало «во всех смыслах еще хуже»: некоторым из курьеров, вышедших 5 июня к офису Delivery Club, перестали давать смены, кому-то заблокировали аккаунты в приложении. Кроме того, отмечает Саид, компания стала «угрозами заставлять переводиться на самозанятых»: «Людям внаглую начали говорить, что если они не переведутся на самозанятых, то будут сидеть дома без работы, без зарплаты, без ничего. Те, кто соглашаются, неделю после перехода сидят дома без смен, потом их вызывают в офис с вещами, блокируют учетные записи и увольняют». Перевод сотрудников в самозанятые позволяет компании сэкономить: самозанятый должен самостоятельно платить взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Однако выгода для компании будет заметна только через два года: на протяжении двух лет после перевода сотрудника в самозанятые работодатель должен в обычном порядке уплачивать за него все взносы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Вторую волну протестов курьеров вызвала невыплата зарплаты: по сообщениям профсоюза «Курьер», созданного в конце июня бастующими курьерами совместно с левыми активистами, около 290 курьеров сервиса с мая не получают никаких выплат. Все 290 курьеров трудоустроены у одного из многочисленных партнеров Delivery Club — в фирме с офисом на Звездном бульваре. У этого офиса, спрятавшегося в грязно-серой панельке неподалеку от метро «Алексеевская», 4 июля курьеры записали очередное видеообращение к руководству компании.

На этом ролике в тени зеленых осин стоят несколько десятков курьеров. Почти все — в масках, многие одеты в фирменные зеленые поло и толстовки с белым страусом. Одни курьеры растерянно смотрят в камеру, другие — с вызовом, скрестив загорелые руки на груди.

«Всем ассаламу алейкум, всем здравствуйте. Обращаюсь к нашему руководству. Я две недели ничего не кушаю — только хлеб и воду, — заметно нервничая, говорит бородатый мужчина в черной кепке. — Я с Красногорска приехал на велосипеде, потому что у меня не было денег на проезд. Почти три часа в дороге был, приехал, чтобы как-то разобраться с этим, чтобы получить свою зарплату.

По поводу квартиры — я давным-давно уже живу в лесах, парках и в других местах. Я прошу руководство, чтобы оно решило это как можно побыстрее».

«Мы квартиру снимаем, есть дети, жена, — подключается мужчина в рубашке с коротким рукавом. — Как мы будем дальше жить? Четыре месяца я уже работаю тут — одно и то же повторяется. В чатах [представители Delivery Club] пишут: «Подождите чуть-чуть, [зарплата] будет скоро, через неделю, завтра, сегодня». Сегодня обещали [выдать зарплату], пришли мы — нету».

Помимо невыплат зарплаты, на видео курьеры обвиняют сервис в отказе «предоставлять отпуск», оплачивать больничные и сверхурочные работы, а также ночные смены. Видеообращение заканчивается требованиями курьеров в трехдневный срок выплатить долги, а также «официально оформить трудоустройство».

Руководство Delivery Club предположительно грозит курьерам санкциями за распространение информации о рабочих процессах. Скриншот переписки
Руководство Delivery Club предположительно грозит курьерам санкциями за распространение информации о рабочих процессах. Скриншот переписки

Дело в том, что по документам курьеры не являются работниками Delivery Club. Их трудоустройством занимаются разные логистические компании — партнеры агрегатора. Это стандартная схема работы для сервисов по доставке еды и агрегаторов такси: сервис является лишь посредником между клиентом и многочисленными фирмами, которые и нанимают сотрудников. Об этом сообщается и в одном из пунктов Пользовательского Соглашения, опубликованного на сайте сервиса: «Delivery Club не несет ответственности за соблюдение/несоблюдение службами доставки своих обязательств перед пользователем, а также за достоверность информации, предоставленной такими службами. Delivery Club является лишь информационным связующим звеном между пользователем и службами доставки».

«Мы рискуем. А что делать?»

«Мы рискуем. А что делать?»

Курьеры — одни из немногих, кого можно встретить на улицах Москвы в разгар пандемии. Как они работают

В общем, Delivery Club не несет ответственности ни перед пользователями сервиса за доставку, ни перед курьерами за их зарплату.

Жизнь курьеров осложняется еще и тем, что трудоустраивают их зачастую не по трудовому договору, а по договору оказания услуг: как отмечал руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич, это сделано для того, чтобы экономить на социальном пакете, а также для того, чтобы иметь возможность уволить неугодного курьера одним днем. Именно этим и вызвано требование протестующих «официально оформить трудоустройство».

После того как о вновь разгоревшемся протесте написали СМИ, представители Delivery Club обвинили своего «логистического партнера» в «просрочке платежей в отношении нескольких десятков курьеров» (почему «нескольких десятков», а не «нескольких сотен» — неизвестно) и пообещали в ближайшие дни полностью выплатить зарплату. Кроме того, сервис заявил, что предложит курьерам другие варианты трудоустройства.

Вот только курьеры уже не поверили компании («Они просто кинули нам косточку, чтобы мы успокоились», — говорит Саид). Несмотря на обещания сервиса, курьеры объявили, что выйдут 9 июля на забастовку к офису Mail.ru. на Ленинградском проспекте. Бастующие вместе с леваками запустили в соцсетях хештеги#КурьерыНеРабы и#DeliveryХлам, расклеили по Москве листовки с призывами присоединиться к протесту.

Доставка больше, чем жизнь

Доставка больше, чем жизнь

Каждый курьер во время пандемии спасает десятки людей ежедневно: знакомьтесь!

И вот уже молодые парни и девушки, вряд ли когда-то работавшие курьерами, стоят в центре Москвы с зелеными плакатами «Я поддерживаю забастовку курьеров Delivery Club».

Скриншот переписки курьеров
Скриншот переписки курьеров

Компания на протест реагирует по-своему: в соцсетях разошелся скриншот сообщения одного из сотрудников Delivery Club, в котором он угрожает расторжением договора «без каких-либо обязательств» за общение с журналистами и «участие в забастовках». Помимо этого, по сообщениям курьеров, сервис начал удалять их историю заказов — бастующие считают, что это делается для того, чтобы было невозможно доказать, сколько смен было ими отработано.

Председатель профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев называет происходящее геноцидом: «Курьеров погрузили в условия, когда им приходится съезжать с квартир и жить в подъездах из-за отсутствия средств. А в это время от них за 4–5 тысяч километров семья ждет денег — там дети, жена, больные родители». Украинцев считает, что во время пандемии в связи с возросшим спросом Delivery Club «набрала очень много новых курьеров», которым теперь «решили создать невыносимые условия» и вынудить уйти после снижения заказов.

Сергей Удальцов. Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»
Сергей Удальцов. Забастовка курьеров у офиса Mail.ru в Москве 9 июля. Фото: Влад Докшин / «Новая»

P.S.

P.S. Когда этот текст готовился к публикации, у офиса Mail.ru Group на Ленинградском проспекте состоялась забастовка курьеров. К началу забастовки их собралось в разы меньше, чем журналистов – не больше двадцати человек. Видимо, именно поэтому руководство компании решило, что и разговаривать с курьерами не о чем. Но журналистам представители компании нашли, что сказать. Заместитель генерального директора Mail.ru Group Владимир Габриелян в конференц-зале, куда были приглашены все журналисты с улицы, заявил, что сервис Delivery Club ни в чем не виноват. Габриелян рассказал, что сервис не готовит еду и не доставляет ее, а является лишь посредником между логистическими компаниями и ресторанами. Поэтому в невыплатах зарплаты порядка 300 курьерам виновата логистическая фирма ООО «Амароли», с которой, кстати, Delivery Club теперь планирует судиться. По словам Габриеляна, Mail.ru уже лично выплатила деньги почти всем курьерам. На вопрос о пересмотре трудовых договоров Габриелян ответил, что в «в Delivery Club не работает ни одного курьера», поэтому их претензии должны быть адресованы «их работодателю».  За большим панорамным окном конференц-зала в этот момент два десятка курьеров в форме Delivery Club требовали человеческих условий работы.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow