В Офисе президента Украины все вопросы, связанные с авиакатастрофой, курирует помощник главы государства Андрей Ермак — тот, напомню, кто сыграл серьезную роль в сентябрьском обмене пленными с Россией, в результате чего домой вернулись Олег Сенцов и военные моряки. Ермак проводит консультации с западными партнерами Украины и формирует месседжи видеообращений президента Зеленского.
По поводу последних в украинском обществе мнения разошлись. Большинство граждан требуют определенности «уже сегодня». Тем более, что руководители США, Канады, Великобритании, а теперь и Австралии, ссылаясь на данные собственных разведок, уже высказались в том духе, что причиной авиакатастрофы «боинга» под Тегераном стало попадание в самолет ракеты «земля — воздух». «Очень вероятной» назвал эту версию США и представитель союзников — глава МИД Нидерландов Стефан Блок.
Министр иностранных дел Вадим Пристайко написал в твиттере о встрече Владимира Зеленского с Временной поверенной в делах США в Украине Кристин Квин. «Получены важные сведения, которые будут обработаны нашими специалистами», — проинформировал Пристайко.
Идет ли речь идет о разведданных, на которые ранее ссылались западные лидеры и которые до сих пор безрезультатно просил Зеленский, не сообщается.
Примерно через два часа после встречи с Кристин Квин президент Украины провел телефонный разговор с госсекретарем США Майклом Помпео. Последний собирался посетить Киев в первых числах января, но отменил визит из-за необходимости уделить максимум внимания обострившимся отношениям с Ираном. Теперь же трагическое обстоятельство объединило обе страны… После разговора Помпео написал в твиттере о намерении Америки внести свою лепту: «Мы — с Украиной, и готовы предложить нашу поддержку и помощь в проводимом расследовании».
Накануне Владимир Зеленский поговорил по телефону с президентом Исламской Республики Иран Хасаном Рухани, который тоже подтвердил: иранская сторона будет предоставлять группе украинских экспертов оперативный доступ ко всем необходимым данным.
Украинский информационный ресурс «Цензор», ссылаясь на собственный источник в межведомственной комиссии, работающей сейчас в Иране, поделился с читателями новой порцией сведений. Конспективно они таковы:
- работа по сбору частей «боинга» идет бесконтрольно, все сгребается бульдозером,
- с обломками самолета иранская сторона ведет себя, как с мусором, а не с вещественными доказательствами.
- Украинским экспертам не предоставили фрагменты носовой части лайнера, нет и пассажирских кресел.
- На месте катастрофы полно людей в форме и без формы, они уносят фрагменты самолета — сохранность деталей контролировать невозможно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На вопросы «Новой газеты», касающиеся политических аспектов в расследовании авиакатастрофы, ответил близкий к Офису президента Украины аналитик Александр Кочетков.
Выбор собеседника не в последнюю очередь был продиктован еще и тем, что у Кочеткова в бэкграунде — профильное образование, диплом он защищал по теме «Создание летательных аппаратов», позже работал инженером-конструктором в КБ «Южное».
— Несколько телеграм-каналов сообщили, что во время встречи Владимир Зеленский и Кристин Квин фактически достигли договоренности — Украина выступит в унисон со США и другими западными партнерами: «Боинг» сбит иранской ракетой. Но Зеленский ранее давал понять, что без бесспорных доказательств не станет делать заявлений. Значит, Украине передали соответствующие документы американской разведки?
— По имеющейся информации, Украине сообщили выводы американских специалистов о том, что наиболее вероятной причиной гибели нашего авиалайнера является ракета ПВО Ирана. Но между выводами и доказательствами лежит правовая пропасть. Выводы, причем, заинтересованной стороны, Соединенных Штатов, можно принять к сведению. А с документальными доказательствами — в данном случае, это должны быть материалы, подтверждающие, с каких именно спутников засечена ракета, кто был оператором и получил информацию со спутников, не подвергалась ли эта информация последующей коррекции и еще много чего — можно обращаться в суд и другие международные организации, ИКАО, в первую очередь.
Таких доказательных материалов у Украины пока нет.
При этом Украина располагает квалифицированными специалистами в расследовании подобных происшествий с авиатранспортом. Потому президент Зеленский и не спешит с официальными заявлениями до выводов официальной комиссии, расследующей трагедию, либо, как минимум, выводов украинской части этой комиссии. Хотя его к подобным заявлениям подталкивают — как внутри страны, так и снаружи.
— Поставлены ли президентом некие дедлайны для украинских экспертов, находящихся сейчас в Иране? Ведь процесс сбора неопровержимых доказательств может растянуться на долгие месяцы, тому пример — расследование по малайзийскому «боингу», сбитому из российского «Бука» в небе над оккупированной частью Донбасса?
— Никаких дедлайнов в таких случаях не бывает. Тем более, что Украина не владеет вопросами полного доступа во всем материалам крушения, это зависит от иранской стороны. Но установить именно причины авиакатастрофы можно довольно быстро — счет на дни, максимум недели. Значительно больше времени уходит на установление виновных и доказательство их вины, как в случае с малайзийским рейсом или крушением лайнера авиакомпании «Сибирь» в 2001-м.
— Понятно, что Зеленский вынужден маневрировать между давними союзниками и партнерами Украины, США и Канадой, и Ираном, демонстрирующим, по крайней мере, пока, режим содействия объективному расследованию. (Разговор происходил до публикации интернет-изданием «Цензор» инсайдерской информации от украинских экспертов в Иране, — О. М.) Допускаете ли вы, что президенту все же придется до окончания расследования «присоединиться», если так можно выразиться, к тому, что озвучили США и партнеры?
— Если бы речь шла о «рациональном» президенте, Леониде Кучме, например, то можно было бы уверенно утверждать, что никаких заявлений под давлением не будет. Но Владимир Зеленский — человек импровизации, с ним возможно все. Потому 70 процентов за то, что Зеленский выдержит заявленную позицию — дождаться результатов. А 30 процентов — что его убедят в целесообразности позиции «примыкания». С главами несубъектных стран такое, увы, случается довольно часто.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68