Стоимость первого в истории боевого опыта корабля, долгие годы стоявшего у причальной стенки, — сирийского похода двухлетней давности — по подсчетам РБК, включая расходы на топливо, питание и вылеты истребителей, составила от 7,5 млрд до 10 млрд рублей. При этом максимальный ход, который удавалось набирать «Кузе», как насмешливо называют крейсер на родной базе, менее 9 узлов.
Этот медленный и напрочь лишенный маневренности гигант похож на неповоротливого свадебного генерала в мундире, шитом золотом.
Предмет постоянных шуток — шлейф дыма, сопровождающий корабль, который уже стал мемом. Его источник — коптящие котлы, установленные на «Кузнецове». Во время сирийского похода командиру корабля Артамонову даже пришлось объяснять журналистам, что «дым Отечества» — нормальное явление. А бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов, после трагедии «Курска» успешно пересевший в парламентское кресло, но не утративший свойственного военным специфического красноречия, со всей серьезностью объяснял, что «котельной, которая не дымит, не бывает».
Американское издание The National Interest в марте прошлого года включило «Кузнецова» в список худших авианосцев мира. Зато доморощенные патриоты называют корабль символом мощи российского флота. Сравнение не очень точное.
Скорее, «Кузя» — символ российской государственной машины: дорого, неэффективно, неконкурентоспособно, но выглядит пугающе, словно радищевское чудище: «озорно, огромно, стозевно и лаяй».
Символизм сокрыт в самой истории появления «Кузи» в составе Северного флота. Там он оказался, будучи тайно уведен из Севастополя в декабре 1991 года, накануне референдума «О провозглашении независимости Украины». Ранее президент Кравчук официально объявил построенный в Николаеве корабль собственностью Украины, и до особого решения «Кузнецов» должен был оставаться на севастопольском рейде. Но ретировался, оставив на берегу часть экипажа и летчиков.
«Кузнецов» — наш!» — провозгласили в Москве и поставили корабль, на чью доработку и обслуживание не было денег, к причалу. В первый поход он вышел только через 5 лет. Так началась история освоения колоссальных бюджетов, бравурных пресс-релизов и вечных ремонтов.
Впрочем, проржаветь и устареть авианосец успел еще до того — заложенный в 1983 году, к моменту ввода в эксплуатацию в 1991-м он подошел уже устаревшим. Но вместо модернизации кораблю лишь меняли имена, синхронно со сменой внутриполитического курса: на стадии проекта называли «Советским Союзом», при закладке — «Ригой», затем — «Брежневым», на испытаниях — «Тбилиси», а в 1990 году он получил громоздкое название «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
По бытующей в Североморске легенде, во время одного из многочисленных ремонтов в недрах «Кузи» нашли мумифицированное тело рабочего, который якобы заблудился где-то в отсеках еще на николаевской верфи. Легенда не легенда, но смертей на борту было много. А корабль действительно столь громоздок, что подчас сослуживцы одного года призыва впервые встречались только на дембеле —
на «Кузнецове» служит почти две тысячи человек.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
За 32 года эксплуатации на корабле произошло несколько крупных пожаров, их причиной почти всегда в итоге называли человеческий фактор.
Де-факто произошло это и сейчас, хотя уголовное дело по факту пожара только-только возбуждено. Официальные чины и неофициальные источники уже сообщили, что во время сварки вблизи энергоустановки искры попали на пропитанную мазутом ветошь.
Глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов
«Инцидент произошел при выполнении регламентных согласованных сварочных работ. Произошло попадание окалины на нижние палубы. В связи с наличием демонтированного оборудования и пожароопасных жидкостей на этой палубе произошло локальное возгорание. Демонтируется оборудование, остаются возгорающиеся предметы или жидкости, или их остатки, которые по каким-то причинам убраны не были. Человеческий фактор».
Цитата по «Интерфаксу»Говоря менее канцелярским языком, теперь флот и судоремонтный завод «Звездочка» (в составе ОСК) кивают друг на друга в поисках виновного. По идее, «мощь российского флота» находилась на ремонте — в зоне ответственности завода, чьи специалисты и вели сварку в неубранном помещении. Но в пресс-службе предприятия, которую цитируют российские медиа, сообщили, что безопасность проведения сварки должны были контролировать военные, а именно: ответственный за проведение работ.
Версия удобная, но с моральной стороны небезупречная: ответственным за работы СМИ называют капитана 3-го ранга Виктора Измайлова, который найден мертвым в одном из отсеков.
Списать бардак на погибшего, впрочем, тоже одна из российских традиций. В гибели Измайлова есть еще одна характерная деталь.
Мурманское информагентство «Би-порт» выяснило: Виктор не успел покинуть пылающий отсек, так как до конца исполнял свой долг — искал одного из рабочих, которого не досчитались при эвакуации. Рабочий, как выяснилось позже, просто уехал с работы по личным делам, никого не предупредив.
На ремонте «Кузнецова» было занято до 400 человек, затеряться в такой толпе на крейсере-гиганте несложно. Но сложно понять, как при такой организации ремонта самого известного корабля российского ВМФ он еще остается на плаву. Между тем год назад директор «Звездочки» Сергей Маричев в интервью ТАСС обещал «научить новые системы «Адмирала Кузнецова» работать вместе». Тогда же Маричев заявил, что коллектив предприятия полностью готов к выполнению столь сложной задачи. Уже через три месяца после этого заявления «Кузнецов» получил 52 повреждения, в том числе взлетной палубы, при падении на корабль башенного крана в росляковском доке.
Строго говоря, СРЗ-82 в Рослякове (пригород Мурманска) не имеет отношения к предприятию Маричева — это структура «Роснефти». Но докование производилось в ходе того самого, порученного «Звездочке», ремонта. Тогда пресс-служба «Звездочки» называла причиной аварии скачок напряжения в городской электросети, который, впрочем, энергетики опровергли. Плавучий док, единственный в стране, способный принять гигантский авианосец, тогда затонул полностью и восстановлению не подлежит. «Кузнецов» как раз выходил из него после завершения этапа ремонтных работ. Кстати, это тот самый док, в котором в 2011 году вспыхнула атомная субмарина «Екатеринбург». И тоже во время сварочных работ, и тоже это человеческий фактор. В случае с «Екатеринбургом» с лодки ухитрились перед докованием еще и не выгрузить баллистические ракеты. Понес ли кто-то за это ответственность, неизвестно до сих пор.
Возвращаясь к последствиям пожара на «Кузнецове», можно только гадать, насколько он удлинит сроки ремонта крейсера. После аварии в доке военные утверждали, что новые повреждения не повлияют на сроки модернизации, и к 2020 году корабль будет как новенький. Так говорят и сейчас, хотя эксперты уже делают предположения, что раньше 2023 года с завода «Кузя» не выйдет.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68