Картина произошедшего складывается из немногочисленных сообщений участников событий, а также комментариев представителей СРЗ. Во время выхода авианесущего крейсера из дока последний начал тонуть. На палубу «Кузнецова» при этом упал башенный кран, еще один кран рухнул в море.
В воде оказались несколько рабочих. Около 70 человек эвакуировали с территории завода. По оценкам экспертов, операция по подъему дока на поверхность может занять около года.
Упавший кран частично повредил корпус авианосца и взлетную палубу. Корабль отбуксирован на другой мурманский СРЗ — № 35 и стоит у причальной стенки. На фото, сделанных очевидцами, видно, что рухнувший кран так и лежит на палубе крейсера. Объемы причиненного ущерба пока не называются. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека»).
ТАСС со ссылкой на Евгения Гладышева, пресс-секретаря получившего подряд на ремонт корабля Центра судостроения «Звездочка», сообщает, что причиной затопления стало отключение насосов, вызванное скачком напряжения в электросети. С пятницы в Мурманске систематически обесточиваются целые районы, причем на длительное время. В «МРСК Северо-Запада» поясняют, что причина — внезапно наставшая зима и обледеневшие провода, а также рухнувшая под тяжестью снега опора ЛЭП. Хотя, честно говоря, в этом году зима в Мурманске, напротив, запоздала, обычно снег лежит уже к середине октября.
В Заполярье списывать почти трехдневный блэкаут на снегопад, мягко говоря, странно.
Кроме того, если поверить версии сетевиков, встает вопрос о надежности энергосистемы области, в которой находится целый ряд стратегических предприятий. Говорить об этом начали еще в понедельник, когда ворохом жалоб жители просто завалили энергетиков и коммунальщиков, а к ночи случилось ЧП в Рослякове.
Комментарий «Звездочки» не столько снимает лишние вопросы, сколько ставит новые. Выходит, самый большой в России плавучий док, больше того, единственный док, способный принять единственный российский авианесущий крейсер, не имеет резервной системы электропитания на случай обрыва сети? Верится с трудом. По идее, аварийные дизель-генераторы на объекте такого класса запускаются автоматически через считанные минуты после отключения электропитания.
В противном случае получается, что безопасность стратегических объектов весьма хрупка — раз отступает под напором обычной метели.
При этом сами энергетики после внутренней проверки заявили, что в момент аварии никаких сбоев подачи электроэнергии на росляковский СРЗ не было.
В разговоре с ТАСС глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов подтвердил: в ОСК «знали, что состояние дока не очень хорошее». При этом в ОСК настаивают, что на сроках ремонта «Кузнецова» ЧП не скажется. Во что верится с трудом не столько из-за новых повреждений, сколько из-за того, что другого дока, способного принять ТАКР, просто нет. Новороссийский ПД-190 сам требует ремонта и вряд ли выдержит переход в Мурманск.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В Рослякове настроения, близкие к паническим: район надеялся исключительно на этот плавдок — главный актив СРЗ. ПД-50 был построен в 1980 году в Швеции, его длина — 330 метров, грузоподъемность — 80 000 тонн. Именно в нем в свое время разделывали «Курск». Чуть позже плавдок едва не стал эпицентром катастрофы: в нем горела АПЛ «Екатеринбург» с ядерным боезапасом на борту.
Однако в последние годы СРЗ обещали перепрофилировать. Речь шла о приеме на ремонт в будущем арктических судов в интересах нефтяной промышленности — ради этих перспектив пару лет назад район Росляково потерял самостоятельность и статус ЗАТО, дававший определенные льготы жителям. Посулы «Роснефти» превратить его в центр судостроения, однако пока откладываются, а нужды военно-промышленного комплекса обслуживать теперь просто не на чем.
Актив ушел под воду, люди боятся сокращений.
Что до судьбы авианосца, то тут происшедшее выглядит скорее логично. «Кузнецов» с момента постройки большую часть жизни провел в ремонте, а не в походах. Биография его настолько несчастливо складывается, что после сообщений об очередном ЧП в мурманских пабликах стали писать, что не удивились бы, если бы на палубу корабля упала МКС. Тем паче что с космической промышленностью, на которую аккурат с обороностроения перекинули г-на Рогозина, у нас в последнее время тоже не все гладко.
В марте «Адмирал Кузнецов» возглавил составленный The National Interest рейтинг худших в мире авианосцев, когда-либо спущенных на воду. «Кузнецов» медленно движется, коптит, становится персонажем мемов, страдает неисправностью котлов и становится черной дырой для бюджета. По подсчетам РБК, стоимость средиземноморского похода крейсера составила до 10 млрд рублей.
В том походе, в 2016 году, всего за месяц крейсер потерял два палубных истребителя: оба упали в море по причине технической неисправности.
Словом, хоть пропаганда и старается представить «Кузнецова» символом военно-морской мощи страны, получается так себе. Чтобы комический эффект сменился наконец героическим, корабль надо реконструировать.
В апреле 2018 года Минобороны подписало соответствующий контракт со «Звездочкой». Ремонт должен продлиться до 2021 года, в планах установка новых котлов, а также систем, обеспечивающих полеты авиагруппы, и системы ПВО. Ремонт обойдется в 60 млрд рублей. После ЧП с плавдоком трудно предполагать, останется ли эта сумма неизменной.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68