Кибердружинники и чеченские школьники — за безопасный интернет
Перед началом форума организаторы предлагают посмотреть выставку детских рисунков на тему безопасного интернета. Школьники представляют «опасный интернет» как вылезающие из экрана монитора черные руки, засасывающие во тьму девочку, или как паука, опутывающего ребенка сетью паутины. Безопасный интернет один школьник изобразил как спасательный круг, который взрослый бросает из лодки тонущему ребенку.
Конкурс рисунков, лучшие из которых отправились на форум, прошел в школах Чечни. 14 марта там стартовал «месяц безопасного интернета» — глава республики Рамзан Кадыров и председатель Центра помощи пропавшим и пострадавшим детям Елена Мильская запустили во всех школах региона пилотную акцию по обучению детей правильному использованию интернета. В центре уже разработали целый курс и учебник к нему, дело осталось за малым — заручиться поддержкой государства и ввести курс в единый образовательный стандарт, рассказывает Мильская.
Это не весь список инициатив центра:
в планах — запретить школьникам пользоваться телефонами в школах.
«Так уже сделали во Франции. В ряде школ Москвы и Московской области детям запрещают носить смартфоны во время учебного процесса». Мильская опирается на данные соцопросов: в сентябре прошлого года ВЦИОМ сообщил, что 83% россиян считают, что смартфоны мешают детям учиться, еще 73% поддерживают запрет гаджетов в школе.
Ссылки на «положительный» западный опыт кончаются, когда разговор заходит о скулшутингах — массовых убийствах в школе.
— Мы знаем, что эта тенденция пришла к нам после «Колумбайна» (массовое убийство в американской школе, устроенное двумя старшеклассниками в 1999 году — Ред.), — рассуждает Мильская. — Западное влияние, распространение в СМИ информации об этом и героизация этих преступников приводит к тому, что дети погружаются в эти преступные сообщества.
Еще в октябре прошлого года Госдума позволила Роскомнадзору в досудебном порядке блокировать так называемые «колумбайн-сообщества» в соцсетях, теперь Елена Мильская требует от СМИ даже не писать об этом: «Эксперты Лиги безопасного интернета видят прямую связь между публикациями статей о скулшутинге и возникновением новых инцидентов. Нужно меньше об этом говорить, это не тот пример, который надо массово пропагандировать. Это как метастазы после раковой опухоли».
Обеспечивать безопасность детей в интернете помогут юные казаки-кибердружинники из МГУТУ имени Разумовского.
Прямо во время форума молодой человек в военной форме и погонах предложил Центру сотрудничество — осталось только подписать соглашения.
«Надежный» рунет вместо «суверенного»
В том, что ограничение интернета для детей необходимо, уверены и спикеры форума, и большинство его участников — многие инициативы аудитория встречала аплодисментами. Сложнее дело обстоит с ограничением интернета для взрослых — эксперты и законодатели уверяют, что закон об автономном интернете не репрессивный. После принятия законопроекта в третьем чтении в новостях «Яндекса» интернет назвали «надежным», а не «суверенным».
«К нам прилепилось словосочетание «суверенный рунет», но закон совсем о другом — он об устойчивом взаимодействии в интернет-пространстве. Никто не собирается никого ограничивать», — утверждает президент Фонда информационной демократии Илья Массух. В качестве примера он приводит светофор, изобретенный в Англии: если бы светофоры в России продолжали управляться страной, где были изобретены, что бы из этого вышло? «А если Англия вдруг решит перевести все светофоры в левостороннее движение? То есть в правостороннее?» — поправляет себя Массух.
Сравнение заканчивается примером из истории: весной 2014 года в Крыму операторы связи продолжали оставаться украинскими, хотя полуостров уже присоединили к России.
Суверенная страна должна управлять суверенным рунетом, убежден эксперт.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Экскурс в историю продолжил Константин Малофеев: он вспомнил, как в 2011 году Международный союз электросвязи в Женеве, регулирующий вопросы международного распределения радиочастот, обсуждал «животрепещущий вопрос: почему интернет регулируется законодательством Соединенных Штатов, а не международным сообществом?» Ведь Антарктида, открытая русскими, не регулируется Россией, возмущается Малофеев. То же самое с космосом. «Американцы первыми запустили интернет и продолжают его регулировать через организацию ICANN» (международная организация, занимающаяся доменными именами — прим. ред.).
Попытка вывести управление глобальной Сетью из американской юрисдикции провалилась из-за козней США, считает предприниматель: за конвенцию тогда проголосовало меньше половины членов союза.
— Так стало понятно, что американцы не собираются делать мир действительно свободным, открытым пространством для общения, обучения и накапливания всемирных знаний. Они собирались делать из него свой инструмент, подотчетный только им, регулируемый только ими. Именно поэтому мы пришли к закону о «суверенном рунете» в России.
Поэтому мы вынуждены нести материальные потери. Вынуждены создавать параллельный мобилизационный интернет.
Член правления Лиги безопасного интернета Денис Давыдов подытоживает:
«Мы приклеены к американской бинарной пуповине. Сейчас мы достали кусачки и собираемся отрезать страну от этой пуповины и сделать интернет суверенным».
Еще дальше пошла сенатор Елена Мизулина. Она не утверждает, что закон не репрессивный, даже наоборот, но запреты — это благо.
На заре истории человечества, когда законов не было, отношения регулировались запретами, рассказывает сенатор.
Пакет Мизулиной: борьба со скулшутингом и видеоиграми
Самая большая несвобода, согласно логике Елены Мизулиной, — наши права. Поэтому она анонсировала прямо на формуе пакет законопроектов, их ограничивающий. Рабочая группа, в которой состоит сенатор, собирается внести в Госдуму поправки к 436-ФЗ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и к 149-ФЗ «об информации, информационных технологиях и защите информации». Инициативы направлены на борьбу со скулшутингом, точнее с видеоиграми («стрелялками»), якобы подталкивающими подростков к насилию.
«Сегодня специалисты говорят, что эти стрелялки опасны даже для взрослых, тем более — для детей. Посмотрев, что в Европе пошли по пути принятия защитных мер за распространение запрещенной информации и возрастной классификации онлайн-игр, мы решили, что нужен пакет законопроектов», — объясняет его необходимость Мизулина.
Пакет подразумевает введение возрастной маркировки компьютерных и сетевых видеоигр. Информационные посредники и организаторы распространения информации должны будут нести административную ответственность за распространение запрещенного контента.
Сенатор предлагает кратно увеличить размер административных штрафов за размещение в Сети информации, причиняющей вред детям. Сейчас штраф за это для физических лиц составляет 1000-1500 рублей, для юридических — 20-30 тысяч. Их предлагают увеличить до 20-30 тысяч и 1-3 миллионов рублей соответственно. Для должностных — с 2-3 тысяч до 100-200 тысяч рублей.
«Полагая, что дети — самая главная ценность в России для каждого человека, мы считаем, что возможны максимально высокие размеры административных штрафов», — объясняет Мизулина.
Законопроекты еще не внесены в Государственную думу — сейчас они на стадии обсуждения. Сенатор призывает всех в нем участвовать.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68