Министр культуры Владимир Мединский предложил не привязывать выход «Братства» ко Дню Победы, чтобы снять общественное напряжение. При этом оснований для запрета картины, по его мнению, нет: «Павел Семенович Лунгин подберет дату, которая не вызовет споров ни до, ни после — это будет на пользу и коммерческому прокату, и взвешенному диалогу со зрителем по существу…»
Напомним, кампания по борьбе с «вредным фильмом, искажающим историю Афганской войны», инициирована и возглавлена зампредом комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Игорем Морозовым. Ветеран Службы внешней разведки Игорь Морозов, выступая на пленарном заседании верхней палаты парламента, предложил запретить к прокату фильм Павла Лунгина «Братство», потому что с помощью подобных картин «нельзя воспитывать молодежь, чувство патриотизма». Появилось и обращение к Владимиру Путину от организации Ветеранов специальной разведки «Спецназ-АС» с призывом запретить фильм.
По мнению ряда экспертов, кампания против «Братства» была развязана после недавней смерти генерала армии Николая Ковалева, экс-начальника ФСБ.
Фильм основан на его личных воспоминаниях, он сам проводил переговоры с моджахедами, контролировавшими перевал Саланг, чтобы вывести нашу 108-ю дивизию (эти события легли в основу сценария). Ковалев бы не допустил оскорблений режиссера, он говорил, что в сценарии «Братства» отражена сложная правда войны.
«Лунгин донес все, что мой отец хотел сказать…»
В разгар споров о «Братстве» на почту «Новой» пришло письмо от дочери генерала Ковалева — главного героя картины. Публикуем этот монолог в защиту фильма. Не меняем ни слова.
Добрый день.
Меня зовут Ковалева Есения Николаевна и я бы хотела, чтобы Вы опубликовали мое письмо с небольшим пояснением о фильме «Братство» Павла Лунгина именно с позиции умершего Генерала армии Николая Ковалева, моего отца.
В последние годы отец сильно болел, но этот фильм был одним из важных событий в его жизни, привязывающих его к нам, не позволяющих умереть. Он боролся с болезнью в том числе благодаря своей мечте об этом фильме. Слова «афганское братство» и «боевое братство» я слышала с детства. В рабочем кабинете отца всегда стояла фотография из Афганистана, с боевыми товарищами, с которыми он не терял связи никогда. Мне было интересно, почему именно это фото и почему Афганистан? Ведь много было событий в его жизни, значимых, достойных внимания.
По прошествии лет я сделала вывод: именно во время Афганской войны произошло становление многих российских солдат и офицеров, которые, оказавшись за пределами родной страны и в полном окружении другой культуры, абсолютно чужих правил, противоречащих кодексу чести офицера любой армии: ребенок мог держать автомат, за улыбкой старика мог скрываться нож — люди поняли, что у них нет никого, кроме друг друга.
Я часто слышала историю об одном эпизоде военных действий, который произвел на папу особое впечатление: они шли с другом по улице, и друг был гораздо худощавее. Их выбрал мишенью снайпер. Был убит друг отца. Казалось бы, их шансы были равны, но снайперу было «интереснее» поразить более «сложную» цель — его худощавого сослуживца. И таких историй было множество.
Талант режиссера Павла Лунгина помог донести все то, что отец хотел сказать, в яркой художественной форме, максимально приближенной к реальности. Именно среди ужасов Афганской войны у многих произошла переоценка ценностей, благодаря чему вся дальнейшая жизнь приобрела ориентир — моральные ценности и служение Родине. Фильм Лунгина показывает, что братство — это не пафосные слова, не хождение строем, не совместное застолье, а связь на всю жизнь, выраженная словами «своих не бросаем». После просмотра отношение к этой войне становится совершенно иное, появляется понимание как один человек может рисковать жизнью для спасения другого совершенно осознанно и бескорыстно.
Я очень прошу общественность поддержать показ «Братства» и попытаться понять, что пытался сказать мой отец и почему эта работа была так важна для него.
С уважением, Есения КОВАЛЕВАПоддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На днях в Министерстве культуры состоялся еще один показ для «экспертного жюри». Фильм смотрели афганцы, которых пригласил Морозов, члены Военно-исторического общества, кинематографисты. После жестокой критики за показанные в картине «драки военных», «мародерство», «грабежи» режиссер пытался отстаивать право на показ полной правды без лакировки, демонстрировать не только подвиг, но и «непарадный героизм», силу и слабость живых людей. Не функций. По его признанию, он снимал прежде всего антивоенный фильм.
Режиссеры Вадим Абдрашитов, Павел Чухрай, продюсер Сергей Сельянов, Наталия Солженицына горячо защищали картину и право художника не следовать жестким идеологическим установкам.
«Министр меня заверил, что фильм выйдет и будет выдано прокатное удостоверение, что цензуры у нас нет и никто Конституцию отменять не будет. И фильм выйдет, но, может, 10, 12 или, наоборот, 7 мая — это мы будем обсуждать с прокатной компанией. Главное, что фильм мы отстояли», — сказал после очередных нападок на фильм режиссер.
17 апреля на кинорынке прокатчик фильма компания «Дисней» назовет дату выхода картины.
По сюжету фильма герои пытаются договориться о перемирии с моджахедами, в плен которых попадает советский военный пилот. В центре сложной политической игры оказываются солдаты разведроты, которым надо выйти, не бросая своих на поле боя.
О «непарадном героизме» мы знаем не понаслышке, военный обозреватель «Новой» майор Измайлов ходил, ездил на «Урале» к чеченским боевикам, договаривался с ними, вывозил живых и мертвых российских солдат. Возвращал живых и мертвых сыновей матерям. Можно ли об этих реальных событиях рассказать в новом российском кино, взявшим курс на казенный патриотизм — теперь не ясно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68