КомментарийСпорт

Лука Легкий

Он и есть тот самый тайный человек, который зажимает в своем кулаке невидимые нити игры

Этот материал вышел в номере № 66 от 25 июня 2018
Читать
Лука Легкий
Фото: РИА Новости

Маленький Лука Модрич носится по всему полю, обыгрывая и отнимая, пасуя и прессингуя, выбивая в подкатах и нанося удары с ходу и с лету. Он вездесущ; он всегда оказывается в самых важных, самых острых местах защиты и атаки; он наполняет собой полтора часа матча, так что иногда кажется, что маленький Лука и есть тот самый тайный человек, который зажимает в своем кулаке невидимые нити игры.

«Играть везде значит не играть нигде», ― старое доброе правило классического футбола, в котором у каждого игрока было свое законное место. Защитники сзади, нападающие впереди, между ними полузащита. На чужое место не лезь, играй на своем. Но это правило умерло в универсальном футболе начала XXI века и в игре Луки Модрича, который играет повсюду, забегает вправо, открывается влево, добирается до угловых флажков и передвигается по полю легко, как ветер.

Голы мундиаля и секунды Сенцова

Место, где соединяются праздник и горе, радость и ужас, — это мы

Его невысокая фигурка на футбольном поле всегда исполнена энергии. Когда он бежит, его длинные светлые волосы отлетают назад. У него есть силы и дар играть быстро, очень быстро, еще быстрее. Когда он начинал, некоторые считали его игроком слишком легковесным, чтобы быть успешным в современном футболе, где грудь в грудь и плечо в плечо сходятся мощные атлеты, наращивающие мышечную массу в качалках. Но из того, что кто-то считал его недостатком, Модрич сделал все свои достоинства.

Он действительно легковесен со своими 65 кг веса и 172 см роста, легковесен и легок, легковесен и быстр, легковесен и вездесущ, легковесен и точен.

Я ни разу не видел Луку Модрича усталым, запыхавшимся, вымотанным, измученным. Даже в последние минуты самых тяжелых игр он порхает туда и сюда и обнаруживает странную легкость бега. Кажется, в его теле работает неиссякаемый источник энергии. Это не объясняется чисто физическими причинами: тренировка, подготовка и так далее ― тут что-то, имеющее отношение к ядру его психики, к его характеру и душе. А может быть, к детству. В детстве, которое пришлось на годы кошмарной балканской войны, родители оберегали мальчика Луку от травмирующих впечатлений и прятали его в футбол, как в идеальный оазис мира и добра. Может быть, выходя на поле в форме «Реала» или сборной Хорватии, он снова оказывается в том оазисе счастья, где можно бежать как летать.

Модрич никогда или почти никогда не ошибается в пасе. На полной скорости выбегая из защиты, он умеет так прочертить линию длинного паса, что его партнеру тут же открывается коридор, ведущий на ворота. В толчее плотной обороны, где его давят плечами и толкают в бока и спину, Модрич все равно умудряется одним коротким касанием дать пас под удар или на выход. Иногда кажется, что это у него получилось случайно, потому что как можно контролировать себя в куче людей, топчущих твои ноги? Тут спастись бы, выжить. Но это не случайно, он делает это по много раз в каждой игре. Это его мастерство, интуиция, техника, класс.

В музыке бывают гитаристы, играющие чисто и играющие грязно, в футболе то же самое. У Модрича чистая техника, его техника не нечто внешнее относительно него, она часть его нервной системы и внутреннего ритма. Есть записи его тренировок, они доставляют мне не меньшее наслаждение, чем его игра, потому что там можно увидеть, как он легко и безукоризненно играет футбольные гаммы ― останавливает мяч, чеканит, жонглирует мячом, ударяя его внешней стороной стопы и перебрасывая его над собой с ноги на ногу. Есть видео, где он на тренировке на спор с Гаретом Бейлом бьет четыре удара с лета и забивает один, но не в количестве попаданий тут дело, а в чистоте исполнения, в прекрасной легкости и точной красоте движений. Как же невесомо худенький Модрич каждый раз взлетает в воздух и как же отлично он соотносит скорость и тяготение, землю и небо, дистанцию и ворота, себя и мяч.

В «Реале», где играют сплошь великие люди, Модрич уже давно стал необходимым условием существования команды. Своим движением он соединяет всех со всеми. Он работает на Роналду не только тем, что снабжает его мячом, но и тем, что нагнетает в атаке, создавая те зыбкие, шаткие, рискованные ситуации, в которых Криш с его чувством гола чувствует себя как рыба в воде. Модрич общий знаменатель этой грандиозной команды, она вся сходится и соглашается в нем, потому что он техничен, как технарь Иско, быстр, как скоростной поезд Бэйл, эффективен, как Асенсио, и подвижен, как неутомимый оптимист Марсело.

Концерт для мяча и розовых бутс

Это не пьеса Лопе де Вега, это футбол ХХI века в исполнении Иско

И когда вся эта могучая кучка заканчивает атаку голом, как же бежит и хохочет маленький Лука Модрич с острым носом, черными глазами птицы, развевающимися на ветру волосами, стянутыми шнурком, и с кулаком, бьющим по воздуху в приступе счастья.

Его маневр в центре перед штрафной соперника, до автоматизма отработанный на тренировках, всем известен. Перед ним вырастает опорный полузащитник. Модрич показывает влево и ускоряется вправо так, словно в нем в этот момент включается гиперрежим.

Секунды ему хватает, чтобы двумя огромными шагами, каждый из которых равен его росту, освободиться от опеки и — вот он бьет!

Два огромных шага и удар на предельной скорости, удар, в который он вкладывает энергию всего своего разогнавшегося тела, удар, похожий на выброс камня из пращи. По идеальной дуге, набирая скорость, упруго и сильно летит мяч под перекладину. Так он забивал не раз в испанской примере, точно так же он забил Аргентине на 79 минуте того потрясающего матча, где Хорватия победила 3:0.

Лионель Месси в матче против Исландии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Лионель Месси в матче против Исландии. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow