Когда вечером 4 июня стало очевидно, что на внутрипартийных праймериз «Яблока» со значительным перевесом побеждает глава муниципального совета Тверской Яков Якубович, в комментариях к Youtube-трансляции предсказуемо развергся ад из шуток про «Поле чудес». Самая оригинальная из них, граничащая с предвыборной технологией, заключалась в том, что Якубовича выбирают в кандидаты на пост мэра Москвы для того, чтобы люди видели в избирательных бюллетенях знакомую фамилию, умилялись и ставили галочку в нужном месте. Но свой сектор «Шанс» на барабане глава муниципального округа Тверской Якубович не использовал. На брифинге по итогам голосования он внезапно заявил, что берет самоотвод.
Член партии «Яблоко» Максим Кац рассказывает «Новой», что это было очень странное заявление. Якубович после объявления результатов экзит-полла исчез на два часа, а когда вернулся, то был чернее тучи и сказал, что ему не пройти муниципальный фильтр: там надо собирать не только подписи «яблочных» депутатов, но и единороссов, а «эта задача для меня невыполнимая». «Я не хочу подводить вас, я не хочу подводить партию. Я уверен, что есть человек, которому это удастся», — виртуально кивнул обладатель 57% голосов на проигравшего Сергея Митрохина. Затем Якубович уехал и отключил телефоны, оставив своих сторонников в шоковом состоянии.
«Про муниципальный фильтр мы с Яковом говорили задолго до его выдвижения. Он, конечно, изначально знал всю картину. Никакой новости в этом быть не могло. Это его заявление было похоже на видео извинений перед Рамзаном Кадыровым», — сокрушается Кац.
Внутри партии в поступке Якубовича некоторые видят заговор — но не внутрипартийный, а пришедший извне.
«Если бы руководство партии хотело выдвинуть Митрохина, они бы выдвинули его без всяких праймериз. Никто не мог оказать в этом сопротивление. Для мэрии Митрохин лучший кандидат, чем Якубович. Насколько я знаю, — это уже год как известно, — что в мэрии планируется сценарий спокойных выборов, — открыто намекает Максим Кац. — Поэтому они следят за тем, чтобы не было хоть сколь-нибудь необычных кандидатов, имеющих хоть какой-то шанс на успех. Именно поэтому здесь хотели Митрохина. Его процент известен, понятен, и никакой коалиции не может возникнуть».
Председатель партии Эмилия Слабунова считает, что дело даже не в заговоре, а в большом «давлении». «Все прекрасно понимают, какому давлению подвергаются те смельчаки, которые готовы выйти на такую сложную дорогу. Мы допускали это, предупреждали и говорили, что наверняка он сразу будет подвержен такому сильному прессингу. Конечно, это прессинг со стороны властей», — говорит она «Новой».
Все бы ничего, но по публичным спорам видно, что на Якубовича в первую очередь давили сторонники Митрохина. Депутат Александра Парушина даже запустила в фейсбуке дискуссию на тему «Яков, ты не прав!».
«Яков Якубович (мы с ним познакомились около года назад) — человек вполне симпатичный, — заявила Парушина накануне оглашения итогов голосования 4 июня. — Но извините, этого недостаточно. Он в каком-то интервью говорил, что год назад даже не знал, что как-то войдет в политику. Это же просто несерьезно. Даже я не пытаюсь пойти в мэры, хотя у меня опыт правозащитной работы 10 лет, но я работаю в большей степени в районе. Мне не хватит таких ресурсов. Зачем позориться самому и подставлять людей? Зачем эти эксперименты? Для собственного пиара?»
Cитуация в «Яблоке» в подвешенном состоянии: федеральное бюро еще до начала праймериз сказало, что поддержит их победителя. Победитель отказался — и теперь надо собирать исполком, но исполком собирается, только если есть заявка от кого-то из кандидатов, чтобы его зарегистрировали в качестве выдвиженца на выборы мэра. Пока Митрохин в качестве главного кандидата очевиден, но с меньшинством голосов даже внутри собственной партии это выдвижение будет выглядеть насмешкой над собственными коллегами, уверены его противники. В качестве альтернативных вариантов предлагается выдвинуть, например, Елену Русакову (она заняла четвертое место в первом туре и считается креатурой председателя «Яблока» Эмилии Слабуновой), Андрея Морева (обладатель третьего места в первом туре) или не выдвигать никого вообще — чтобы не дискредитировать партию еще больше.
Вряд ли с этим согласится тот же Митрохин. Сразу после голосования и еще до самоотвода Якубовича его главный конкурент обрушился с критикой на своих противников. «Победу одержала аппаратная клика, которая недовольна тем, что московское «Яблоко» имеет свою самостоятельную позицию по политическим вопросам, отказывается плясать под дудку каких-то аппаратных руководителей», — цитирует Митрохина РБК. В его лице, заявил обладатель второго места, проиграл Явлинский (лидер партии открыто агитировал за своего товарища и даже записал ролик). Теперь, когда по факту Митрохин выиграл, исполкому партии будет не просто выдвинуть его и не менее сложно не выдвигать. Сам Митрохин во вторник не брал трубку.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
(Правда, в комментарии «Интерфаксу» Митрохин уже заявил, что все-таки намерен идти в мэры от партии. Исполком по этому вопросу запланирован на пятницу, 8 июня.)
Есть еще один вариант, как выйти из неприятной во всех отношениях ситуации. В воскресенье, 3 июня, в Москве прошел Конгресс муниципальных депутатов, на котором Илья Яшин, Дмитрий Гудков и Сергей Митрохин вроде бы договорились о том, что могут скоординировать общую оппозиционную повестку на этих выборах. Общую — в зависимости от того, кто будет зарегистрирован в качестве кандидата. Если кто-то один — остальные его поддержат. Если все трое — то двое снимают свою кандидатуру в пользу третьего. Кто это будет — могло решиться по итогам собрания «на троих» дома у мамы Ильи Яшина за пирогами (Дмитрий Гудков еще предлагал бросить монетку). Правда, тот же Гудков определенные надежды возлагал именно на Якубовича: «Он вроде выступал за единого кандидата».
Был еще вариант — объявить ультиматум: или мэрия регистрирует всех, или получает в спарринг-партнеры лишь Антона Красовского (не очень очевидно, впрочем, что мэрия так уж опасается этого сценария).
Возможность компромисса сами участники конгресса оценивают не слишком высоко. Митрохин кокетничал: мол, я еще не кандидат, да и с партией надо советоваться, а Илья Яшин и Дмитрий Гудков не могли договориться о деталях.
«С одной стороны, если всех зарегистрируют, есть вероятность второго тура, но с другой — это сильно деморализует наших сторонников. Если против Собянина выдвигаются сразу трое оппозиционных демократических кандидатов, у людей возникает желание махнуть рукой, и явка среди сторонников демократов сильно снижается. Может быть, и будет второй тур, только туда выйдет представитель КПРФ», — заявил Яшин «Новой».
Теперь, когда в «Яблоке» все повернулось с ног на голову, тот же Гудков утверждает, что еще полгода назад предполагал такой исход.
«Я, честно говоря, думал, что выдвижение Митрохина произойдет немного иным образом — его выдвинут на заседании московского отделения «Яблока», проигнорировав результаты праймериз. Но вариантов оформления давно принятых решений много. При этом вся эта история была поводом мешать выдвижению единого кандидата», — написал Гудков у себя в фейсбуке.
Пирогов, в общем, может и не быть. Правда, сам Илья Яшин рассчитывал, что в каком-либо составе оппозиционные мэрии силы еще смогут собраться. Да и история с «Яблоком» — это лишь часть демократического движения: тот же Яшин, по информации «Новой», мог объединиться с ПАРНАС (в самом ПАРНАСе это не подтвердили и не опровергли, заметив, что, будь Яшин единым кандидатом от оппозиции, с его выдвижением «проблем бы никаких не было»). Этого также не произошло.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68