Репортажи · Политика

«Никакой выгоды нет, но есть… гордость»

Первый день Керчи с Крымским мостом

Этот материал вышел в № 51 от 18 мая 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 51 от 18 мая 2018

10:59, 17 мая 2018Иван Жилин, спецкор

97039

10:59, 17 мая 2018Иван Жилин, спецкор

97039

Фото: Виталий Тимкив

15 мая в Керчи торжественно открыли Крымский мост. Президент России Владимир Путин сел за руль КамАЗа и проехал 19 километров над Керченским проливом. На следующий день, 16 мая, движение по мосту открыли для всех. Для курортного Крыма — Коктебеля, Ялты, Евпатории — это событие стало безусловным праздником: здесь ждут первого с украинских времен успешного курортного сезона. А вот в Керчи не все довольны итогами стройки.

Мост под охраной Тузика

Автомобили на подъездах к Крымскому мосту собираются с ночи. К четырем утра — около 30 авто и десяток байкеров. Подъезжают бесконечной вереницей. Открытие назначено на 5.30.

— Чувак, я всю ночь не спал. Глаза закрою — и сразу мост вижу, представляю, как еду, — двое мужчин в черных куртках переговариваются, облокотившись на крышу «Лады». — Думал, первым буду. А тут вон!

Перед мужчинами — очередь из автомобилей.

— Костян, забей, — отшучивается его собеседник. — Первым все равно был Путин (смеются).

—Но мы-то с тобой два года ждали.

Наконец решаюсь подойти.

— А чего вы ждете от моста? — спрашиваю у Костяна. Он на секунду задумывается:

— Вопрос сложный. Мне лично от моста никакой выгоды нет. Но есть, знаешь… в душе что-то такое. Вот весь мир против нас, а мы взяли и мост построили. Гордость, что ли.

Байкер. Фото: Виталий Тимкив

У самого моста в это время собираются первые зеваки — собачники. Их немного — всего пять человек. Когда колонна с развевающимися флагами и беспрерывным гудением трогается к мосту, зеваки приветствуют ее, размахивая руками. Особо выделяется пожилая женщина с цветами и флагом России.

Людмила Гапшенко живет в микрорайоне Нижний Солнечный, прямо у моста.

— У меня хоть фамилия и заканчивается на «ко», но я всегда была за Россию! — перекрикивает Людмила своего пса Тузика.

— (продолжает) И мост для меня — это символ того, что Россия нас теперь никуда не отпустит. Я часто смотрю передачу «Время покажет». И там бывают украинские эксперты. И они сначала говорили, что никакого моста вообще не строится, потом — что он развалится. А сейчас говорят: «Ну ладно, вам пригодится, чтобы уйти». Нет! Никуда Россия отсюда не уйдет. Да, Тузик? Охраняй мост, Тузик, охраняй мост!

Людмила Гапшенко и Тузик. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

Анализируя дорогу

Попрощавшись с Людмилой, решаю сам проехаться по мосту. Найти попутчика нелегко: у кого-то нет свободных мест, кто-то предпочитает ехать в одиночестве. Зато такси отзывается моментально.

— Во! На мосту еще не был, — улыбается таксист Юрий. — Самому интересно, что построили.

У Юрия от моста ожидания вполне практичные.

— Наконец-то можно будет на Кубань за продуктами ездить. Там цены на 20–30% ниже, чем у нас.

— (продолжает) К дочке в Москву отправлюсь: раньше из-за переправы не ездил, а сейчас точно с женой соберемся. Для путешествий мост очень удобен: можно билеты покупать из аэропорта Анапы, а не из Симферополя: до Анапы здесь ближе, и дорога туда лучше. Но только вот говорят, что мост скоро платным сделают (_такой слух действительно ходит. — _ И.Ж. ). Это, конечно, будет обидно.

Фото: Виталий Тимкив

Когда мы заезжаем на мост, Юрий делится впечатлениями: «Пока асфальт идеальный. Понятно — первый день. Но вот когда большегрузы пойдут… А смотри, как стыки сделали (_весь крымский мост разделен на секторы, между которыми имеются подвижные металлические стыки. — _ И.Ж. )_ — _это потому что сейсмоопасная зона, землетрясения у нас здесь бывают. Если бы не было стыков и от землетрясения мост развалился — его весь бы пришлось переделывать. А так — только отдельные сектора».

Пока мы едем по мосту, отмечаю, что движение на нем к середине дня стабилизировалось: за 13 минут нашей поездки я насчитал уже не сотни, а несколько десятков едущих на встречу автомобилей.

Проехав по мосту, Юрий делает выводы: построили хорошо, смущает только, что отбойники вид на море закрывают.

Еще одна претензия таксиста к мосту — Керчь он задевает лишь по касательной.

— Мост на окраине города, а дорога от него выходит на трассу «Таврида» в 9 километрах от Керчи. Получается, что туристы снова будут объезжать нас стороной. Мы как были на отшибе, так и остались. А турист, не только для меня, — это работа, это деньги.

Туристы или промышленность?

Сити-менеджер Керчи Сергей Бороздин с ходу отметает утверждение, что город остался «на отшибе», и даже называет это плюсом.

— Во-первых, туристам, которые захотят посетить Керчь, сделать это будет несложно. Развернуться на трассе и проехать пять километров на автомобиле в сторону города — ерунда. Во-вторых, к нам перестанут ездить большегрузы. Значит — сохраннее будут дороги, значит — мы сможем выделить больше денег на другие проекты. А работы, помимо дорог, у нас много: коммуникации, инфраструктура.

По мнению Бороздина, Керчь после открытия моста станет очень привлекательной для инвестиций.

— Крым — свободная экономическая зона. А мы теперь — первый город Крыма на пути в большую Россию. То есть можно регистрировать компании у нас, пользоваться налоговыми преференциями, налаживать здесь производство, а продукцию моментально поставлять на материк. Уже есть инвестор, предлагающий открыть здесь завод по производству мороженого, есть предложение открыть обувную фабрику, есть интерес со стороны химической промышленности.

Сергей Бороздин. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

— А что насчет туристов? — спрашиваю я.

Бороздин не теряется.

— Ожидаем двукратный рост. С 340 000 человек в год до 700 000. Мы понимаем, что Керчь для туриста — город на три дня. И разрабатываем соответствующие программы.

В пику сити-менеджеру выступает турагент Екатерина Булыгина.

— Вы говорите, химическая промышленность? Тогда какой туризм?! По правде говоря, Керчь и так сильно проигрывает Ялте или Алуште в плане привлекательности для туристов. Сервиса нет. Просто не приходится о нем говорить. Основные пляжи — за городом. А если добавить еще и химическую промышленность… Да, у нас туризм исторический. Это надо популяризировать. Керчь — самый древний город России. 26 веков! У нас античные города, у нас Аджимушкайские каменоломни, у нас гора Митридат. Но если мы хотим туризм не на два дня, если мы хотим удержать туриста у себя — нужны пляжи, нужна инфраструктура: дельфинарии, аквапарки — вот это. И, конечно, нужна экология.

Фото: Виталий Тимкив

Булыгина, как и таксист Юрий, переживает, что дорога с Крымского моста проходит Керчь по касательной.

— Когда вам глава администрации говорил, что развернуться на трассе и поехать на Керчь — не проблема, он, конечно, лукавил. Он сам переживает из-за этого: нас собирал, говорил, что нужно что-то сделать, чтобы привлекать туристов в таких условиях. На самом деле проблема серьезная. Мы потеряем, по моему мнению, половину потенциальных туристов. Потому что

они будут рассуждать так при въезде в Крым: «Керчь? Посмотрим на обратном пути, трасса на Феодосию ведет — так и поедем». А на обратном пути люди будут торопиться домой и в Керчь снова не заедут. Я бы так и сделала.

Жители Керчи о Крымском мосте говорят мало. На мой вопрос, чего они ждут от моста, большинство отвечали общими фразами: «Это большой проект», «Хорошо, что построили». Два человека сказали, что ждут понижения цен на продукты: все-таки в скором времени, с 1 октября, их будут доставлять сюда наземным транспортом, а не на пароме, как это было последние два года. Похоже, керчане пока и сами не знают, чего ждать от моста. Может быть, потому, что остались на отшибе?

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#керченский мост #туризм #крым

важно

4 часа назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496778

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

186437

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183577

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166590

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

137655

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87598

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera