КомментарийКультура

Кино от Сахи

Гид по главным якутским фильмам

Кино от Сахи

Кадр из фильма «Айта»

По итогам 2025 года якутское кино собрало рекордные для себя 280 миллионов рублей, значительно превзойдя результат 2024 года, составивший 150 миллионов. Индустриальное медиа Cinemaplex признало фильмы из Якутии самыми рентабельными в российском прокате, поставив на первое место списка фильм «Диодорова».

Параллельно пришли новости с Берлинского кинофестиваля, куда в конкурсную программу попала короткометражная картина дуэта Евгении и Максима Арбугаевых «Чуура». Якутская кинематография не только продолжает активно присутствовать на международных и российских кинофестивалях, быть в фокусе внимания кинокритиков и синефилов, но также начинает выходить за пределы республики. Режиссеры заявляют совместные проекты с Монголией, Китаем и Малайзией.

Из регионального культурного феномена якутское кино превратилось в крупную киноиндустрию со своей традицией, визуальным стилем, именами и достижениями. Чтобы разобраться в многообразии фильмов, мы составили гид по игровым и документальным работам, из которых складывается портрет не только киноиндустрии, но и самого народа саха.

  • Алексей Романов, «Серединный мир», 1993

Кадр из фильма «Серединный мир»

Кадр из фильма «Серединный мир»

Алексей Романов во многом считается отцом-основателем якутского кино — из его рук вышел первый полнометражный фильм «Орто Дойду — Серединный мир». Фильм появился в исторический промежуток между уходящей советской эпохой и зарождающейся новой Якутией, получившей мощный толчок национального и культурного самоопределения.

Этим мотивом самоопределения и пронизана картина, существующая между двумя формами — исторической реконструкцией и документальной съемкой. С одной стороны, режиссер переносит нас во времена якутских былин и эпоса, с другой — в Якутск начала девяностых, где возвращается традиция главного сакрального праздника народа саха — Ысыах.

Это не классическое кино о культуре или религиозной практике — это экспериментальное по своей форме произведение, способное передать дух народа, получившего впервые за многие годы надежду на собственную кинематографическую идентичность.

  • Костас Марсан, «Мой убийца», 2016

Кадр из фильма «Мой убийца»

Кадр из фильма «Мой убийца»

Следователю Джулусу предстоит расследовать загадочное убийство девушки по имени Люба. На первый взгляд все ясно: есть даже убийца, буквально показывающий, как он совершил акт злодеяния по отношению к жертве. Но такая простота и очевидность вызывают вопросы. С каждым днем вокруг преступления появляется все больше деталей, которые лишь запутывают следствие и мотивы всех участников событий. Как тут замешана сестра-близнец убитой? Кто на самом деле является убийцей?

Джулус погружается в маниакальное состояние, на фоне которого существует второй главный персонаж фильма — город Якутск.

Столица республики запечатлена режиссером словно северный Гонконг: с суматошным движением машин, насыщенной цветовой палитрой и уникальным ритмом.

Первый якутский фильм, вышедший в обширный российский прокат, вошел в историю якутского кинематографа как пример выхода за рамки ожиданий и преодоления всех ограничений, наложенных «региональностью» якутского кино. Отход от «магического» в пользу многоуровневой драматургии и высокий технический уровень позволяли фильму конкурировать с многомиллионными аналогами российского кинематографа.

Татьяна Эверстова, «Его дочь», 2016

Кадр из фильма «Его дочь»

Кадр из фильма «Его дочь»

Маленькая Таня живет с бабушкой и дедушкой в окруженном бескрайним лесом якутском селе. Растущая в заботе родственников, она познает все обряды и обычаи деревенской жизни через любовь ее близких. «Его дочь» — это воспоминания режиссера Татьяны Эверстовой, создавшей фильм-дневник, предлагающий отправиться в беззаботное детство в якутской глубинке.

Но за этой ностальгической негой проступает роман взросления, ведь в воспоминаниях остались не только пейзажи и ощущение летнего солнца, но и первые потери, с которыми столкнулась юная Таня. Закадровый голос режиссера не предлагает нам нравоучительности или антропологического анализа — это искренний рассказ о детстве, родине и земле, которая взрастила ребенка, ставшего наследником культуры своих предков. «Его дочь» — это возможность отправиться в ностальгическое путешествие, которое на первый взгляд кажется достаточно простым, но раскрывается, поднимая темы осознания прошлого и смерти.

  • Иван Кривогорницын, «Ганнибал», 2017

Кадр из фильма «Ганнибал»

Кадр из фильма «Ганнибал»

Якутское кино — не первое культурное явление, рожденное в республике: «якутский рок» был не менее ярким движением, гремевшим на протяжении 90-х годов. О музыкантах из Якутии писали московские журналы, выступления проходили на крупных российских фестивалях, а в родных стенах собирались полные залы. В это время возникло множество групп, работающих в жанрах от этно-рока до металла, и одной из них стала культовая «Хардыы», даже на фоне остальных команд отличавшаяся особенным, если не музыкальным, то эмоциональным нравом. Их песни стали гимном поколения, получившего свободу, но, к сожалению, не справившегося с тяжестью нового времени.

«Ганнибал» не романтизирует участников группы — он обнажает всю боль музыкантов, у которых не было ничего, кроме желания быть услышанными и свободными.

Мы видим мир, где есть социальная неустроенность, зависимости и боль, — и все это снято динамичной, цифровой камерой фиксирующей документ эпохи потерянных надежд и чистого таланта.

Эдуард Новиков, «Царь-птица», 2018

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кадр из фильма «Царь-птица»

Кадр из фильма «Царь-птица»

Где-то в глубине леса, скрытая от посторонних взглядов, в уединении от всего мира живет престарелая пара. Если не искать их специально, то и найти не получится. Гостей у них давно не бывает, быт их подвержен природной рутине: покормить скот, пойти на охоту, заготовить лед и дрова. День за днем ничего не меняется, а солнце беспрестанно заходит и спускается над заснеженной долиной.

Но вдруг появляется неожиданный гость — могущественный орел, появившийся будто бы из ниоткуда. Прогнать его — плохой знак, не уважить гостя тоже нельзя: все-таки орел — птица божественная и с давних времен символизирует могучую силу, связывающую мир людей и мир богов. Приходится начать делиться своими скромными запасами, а орел, со временем осмелев, проникает уже и в дом, где комфортно размещается в самом видном углу в компании христианских икон.

Былина Эдуарда Новикова по сценарию классика якутского кино Семена Ермолаева не пытается увлечь нас динамичными сюжетными поворотами или яркой эмоциональностью актеров. Как и герои, находящиеся в преклонном возрасте и смотрящие на многие вещи с неким умиротворением, автор размеренно вводит нас в драматургию божественного взаимодействия между сакральным символом и человеком. Особой символичности добавляет временной промежуток, запечатленный в кадре: это 1930-е годы, и где-то уже рядом ходят представители Красной армии, у которых свои взгляды на роли «божеств».

  • Дмитрий Давыдов, «Нет бога, кроме меня», 2019

Кадр из фильма «Нет бога, кроме меня»

Кадр из фильма «Нет бога, кроме меня»

Режиссер Дмитрий Давыдов, автор несомненного авторского хита «Пугало», победившего на «Кинотавре», уже не требует отдельного представления. Но стоит вернуться к более раннему этапу его кинокарьеры и вспомнить фильм, социальный драматизм которого и авторская чувственность предопределили авторский стиль режиссера.

«Нет бога, кроме меня» — история о сельской семье, которая состоит из взрослого сына и его пожилой матери. Мать стала обузой для деревни: потери памяти приводят к вспышкам агрессии. Не по своей воле наши герои покидают родное село и отправляются в большой город, который дает надежду на новую жизнь и, может быть, исцеление. Работающий в жанре социальной драмы фильм не предлагает нам простых решений и очевидной морали. Образ матери перекликается с образом родной земли: боль расставания с ней так же тяжела, как осознание того, что самый близкий человек теряется в тумане беспамятства.

  • Владимир Мункуев, «Нууча», 2021

Кадр из фильма «Нууча»

Кадр из фильма «Нууча»

Снятый по роману антрополога Петра Серошевского, ссыльного поляка, жившего во времена царской России, «Нууча» переносит нас в конец XIX века, куда-то на задворки феодальной Якутии. Хабджий и Керемес живут на низшей ступени социальной иерархии тех времен, быт их предельно скромен, и рассчитывать они могут только на одну свою корову и охоту в ближайших лесах.

Но неожиданно в их жизнь врывается рок судьбы в виде воли местного якутского князя, которому нужно расквартировать ссыльного русского Костю. Князь не придумал ничего лучше, чем поселить его в семью Хабджия. Хоть Костя тут и в роли невольника, таковым он себя не ощущает. Со временем он начинает претендовать на все жизненное пространство загнанной в ловушку пары.

Фильм Владимира Мункуева получил призы на фестивале в Карловых Варах и тогда еще существовавшего фестиваля «Кинотавр».

Историческая драма, оборачиваясь сложным психологическим триллером, обращается к теме исторической памяти и погружает в тягучую, насыщенную визуальными образами атмосферу.

Яркие актерские роли Павла Колесова, Ирины Михайловой и Сергея Гилёва создают портреты героев, втянутых в фатальные, но лишенные выбора отношения под крышей одной маленькой хижины.

  • Творческое объединение «Ойдуо», «Тайна Вилюйского водохранилища», 2021

Алмазы — символ процветания республики, тот самый образ, который в первую очередь возникает в голове у тех, кто слышит слово «Якутия». Но что стоит за этими богатыми недрами? Огромная добывающая промышленность, которая не щадит ради своих задач ничего и никого. Периодические техногенные катастрофы, случающиеся в республике, загрязнение рек, отсутствие внимания федеральных СМИ и борьба с корпорациями за право на сохранение природной среды становятся обыденностью жителей добывающих районов республики.

Погружаясь в исторический контекст «героической индустриализации» советского периода, а именно строительства гидроэлектростанций в Вилюйске, необходимых для алмазной промышленности, советская кинематография избежала важного факта. Речь идет о во многом насильственном переселении местного населения, обитавшего в долине, выбранной для создания искусственных водохранилищ. Творческое объединение «Ойдуо» провело не только детальное документальное расследование о последствиях эксплуатации природных недр, но также внимательно пересказало судьбы вынужденных переселенцев, лишенных своих родных земель, на которых из поколения в поколение жили их предки.

  • Степан Бурнашев, «Айта», 2022

Кадр из фильма «Айта»

Кадр из фильма «Айта»

Степан Бурнашев — режиссер, способный совладать с любым жанром: в его творческой биографии зомби-апокалипсисы, социальные драмы, новогодние мелодрамы и ромкомы. Это также первый якутский режиссер, совсем недавно запустивший международный проект с американскими кинозвездами, действие которого происходит в Малайзии. Общероссийскую известность ему принес фильм «Айта», в центре сюжета которого — трагическая смерть школьницы в одном из далеких якутских сел.

Местные жители решают, что убийца — полицейский, и тут же добавляется важный нюанс: этот полицейский — единственный славянин. Пришлый, варяг, «другой», он становится мишенью для общественного гнева, сразу определившего его в виновные. Якутский нуарный триллер, обсуждающий вопросы предубеждения, способен держать зрителя в нервном напряжении вплоть до кульминации.

Мастер жанровой формы, Бурнашев отточил свой стиль и создал фильм, поднявший якутский кинематограф на новый уровень как сценарного, так и технического мастерства.

Читайте также

Фарс и трагизм Нового года

Фарс и трагизм Нового года

Подборка праздничных фильмов о смысле жизни и предчувствии конца времен

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow