Председатель Верховного суда РФ Игорь Краснов дал первое большое интервью в своей новой должности газете «Коммерсантъ». Сам выбор этого издания (а можно не сомневаться, что с просьбой об интервью к нему обращались и другие) обусловил и главную тему разговора — ею стала коррупция, а точнее — борьба с ней, как ее видит новый председатель ВС.
Краснов заверил «начальника отдела преступности» «Коммерсанта» (так подписано интервью), что борьба с коррупцией в судебной системе уже началась и будет продолжена — «это, в том числе, касается различного рода мошенников на доверии, которые используют судебную сферу для личного обогащения, подрывая авторитет правосудия». Под явно не случайными «мошенниками на доверии», очевидно, понимаются так называемые решалы, которые в основном концентрируются вокруг арбитражных судов (в уголовных делах «решать вопрос», когда дело направлено в суд, чаще всего уже поздно).
В сентябре прошлого года Высшая квалификационная коллегия судей объявила о досрочном прекращении полномочий пятнадцати представителей судейского корпуса, которые добровольно подали заявления об отставке. В основном они представляли руководящий состав региональных арбитражных судов. В ноябре Совет судей принял заявления об отставке 15 членов совета, включая своего бывшего председателя Виктора Момотова.
3 декабря статуса судьи в отставке был лишен сохранивший влиятельность бывший председатель Краснодарского краевого суда Александр Чернов. Тогда же Высшая квалификационная коллегия судей удовлетворила ходатайства председателя СК РФ Александра Бастрыкина и дала согласие на привлечение к уголовной ответственности и/или арест шестерых судей, в том числе, председателя Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, заместителя председателя Ленинского районного суда города Курска и других. Во всех случаях речь шла о преступлениях коррупционной направленности.

Игорь Краснов. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
В этом контексте заслуживает внимания информация Краснова о его поручении исключить из состава Научно-консультационного совета при Верховном суде ученых, «имеющих статус адвоката или третейского судьи либо если они представляли в судах интересы сторонних организаций». По нашей информации, состав консультационного совета сокращается примерно на треть.
Газету «Коммерсантъ» интересовали в основном вопросы работы Экономической коллегии Верховного суда и подведомственных ей региональных арбитражных судов. Отвечая, Краснов отметил, что «эффективная антикоррупционная политика в судебной системе строится, прежде всего, на… прозрачной работе квалификационных коллегий, неотвратимости ответственности и реальных гарантиях независимости судьи».
Но эти «золотые» слова касаются — обратим внимание — только экономических споров, относительно независимости судей и «прозрачности» в административных и уголовных делах вопрос даже не задавался.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Краснов и сам «видит среди самых актуальных вопросов защиту социальных прав граждан, семей с детьми, участников специальной военной операции, пенсионеров, инвалидов». Политические конституционные права и свободы в этот перечень, как мы видим, не попали.
Новый председатель ВС, видимо, получивший соответствующие заверения еще при назначении на должность, обещает повысить гарантии и уровень оплаты труда не только судей, но и работников аппарата судов, а также создать для последних «реальные карьерные лифты в судейский корпус — это инвестиция в устойчивость всей судебной системы». Вопрос о качестве аппарата судов действительно давно назрел, но, с другой стороны, председатель ВС тем самым признает кооптацию в судьи их бывших секретарей и помощников оптимальным путем формирования судейского сообщества, а у него есть и очевидные негативные стороны.
Краснов рассчитывает на повышение роли в судебной системе президиума и пленума Верховного суда. Количественный состав президиума сокращен с целью сделать его работу более оперативной, он будет ориентирован на принятие решений по конкретным спорам в качестве высшей кассационной инстанции («дело Долиной» стало первым ярким примером). Пленум будет готовить и принимать обзоры судебной практики, задавая нижестоящим судам стандарты по наиболее важным и актуальным вопросам.
Пока у Игоря Краснова слова не расходятся с действиями, причем последние даже предшествуют первым. Сейчас он решает задачу если не искоренить, то взять под контроль коррупцию по экономическим делам. А что касается практик, связанных с нарушениями прав и свобод человека, то новый председатель ничего такого и не обещал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
