РепортажиОбщество

Совершил экстремизм за 60 секунд

Как минутный стендап превратили в несколько томов уголовного дела, а некрасивую шутку — в доказательство «ненависти» и «оскорбления верующих»

Совершил экстремизм за 60 секунд

Артемий Останин в Мещанском суде. Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

В Мещанском суде Москвы судят начинающего стендап-комика Артемия Останина — за «возбуждение ненависти» и «оскорбление чувств верующих». В зале зачитывают цитаты из его монологов, в первом ряду сидят оскорбленные «потерпевшие». Останин вину не признает. Он с трудом сидит в «аквариуме», держась за спину после перелома позвоночника, полученного при задержании, и слушает, как его монологи разбирают по слогам, смыслам и «группам лиц». В суде всерьез обсуждают версию про ОПГ, созданную ради выступления, выясняют, кто и как именно оскорбился. Юмор, как выясняется, занятие повышенного риска: особенно когда выходит за пределы сцены и становится вещественным доказательством.

Пошутить за минуту

В конце февраля 2025 года на YouTube вышел очередной эпизод юмористического шоу «Стендап за 60 секунд». Это короткий формат, в котором ведущий вытягивает из ведра записку с именем случайного комика, а тот получает ровно минуту на выступление. В том выпуске жребий выпал стендап-комику из Ейска Артемию Останину.

Он рассказал короткую историю о случайной встрече в московском метро с мужчиной, потерявшим ноги и передвигавшимся по подземке на каталке. Шутка оказалась, мягко говоря, неудачной и некрасивой: за минуту в зале прозвучали редкие смешки, а в кульминационный момент смеялся, по сути, один человек. Видео набрало стандартные для шоу 40 тысяч просмотров — и, вероятно, так и осталось бы незамеченным, если бы 15 марта не дошло до Z-блогеров.

«Военкор» Живов, на телеграм-канал которого подписаны около ста тысяч человек, сообщил своим читателям, что в Москве появился новый стендап-комик, который «задорно шутит про инвалидов — ветеранов СВО». После этого Живов предложил подписчикам прийти на ближайшее выступление Останина и «задать ему вопросы про его творчество».

Концерт должен был состояться уже на следующий день, однако организаторы отменили выступление — после поступивших угроз со стороны Z-активистов.

На этом история не закончилась. Провластное движение «Зов народа», хорошо известное серией доносов на «неблагонадежных» деятелей культуры, направило обращение главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с требованием дать «правовую оценку» действиям комика. Уже 15 марта СК по Москве возбудил в отношении Останина уголовное дело по статье о «возбуждении ненависти». В ведомстве сразу уточнили: речь идет о «враждебных высказываниях в адрес участника СВО».

Так неудачная минута стендапа превратилась в уголовное дело — с привычным для последних лет маршрутом от YouTube до Следственного комитета.

Сам Останин заявил каналу «Осторожно, новости», что не шутил про участников спецоперации в Украине. По словам комика, в его истории говорится про «попрошайку в метро, который катается без ног на скейте уже лет как 20».

«Про таких шутили еще со времен Comedy Club, — объяснил Артемий. — Про СВО в шутке нет ни слова, и речи об этом даже близко не идет, остальное — вымысел блогеров. И, на удивление, федеральных СМИ. На меня накинулись, потому что изначально вся информация в этих каналах подавалась под таким соусом».

Пытки и перелом позвоночника

17 марта Артемий Останин попытался выехать из России через территорию Беларуси. В тот же день его задержали в Минске сотрудники белорусского ГУБОПа.

Уже на следующий день столичное управление СК рапортовало:

«Главным следственным управлением СК России по г. Москве расследуется уголовное дело в отношении стендап-комика Артемия Останина. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Фигурант задержан сотрудниками правоохранительных органов при попытке пересечь границу Российской Федерации. Он доставлен в Москву. В ближайшее время следователи столичного СК приступят к его допросу».

При этом версия следствия к этому моменту заметно изменилась. Если ранее СК утверждал, что комик «высказывал негативные и оскорбительные комментарии в адрес участника специальной военной операции», то после задержания формулировки были скорректированы. Теперь Останина обвиняют во «враждебных комментариях в адрес лиц, получивших увечья и утративших трудоспособность».

Почти сразу после задержания в телеграм-канале «Белорусский силовик» появилась фотография Останина. На снимке видно, что у комика отстрижены дреды — характерная деталь его образа. Также к его футболке силовики прикрепили мясорубку.

Останин после задержания в Минске с мясорубкой на шее. Фото: соцсети

Останин после задержания в Минске с мясорубкой на шее. Фото: соцсети

«После скандала в Сети он стал оправдываться, что его «не так поняли». Белорусские силовики поняли буквально и вручили ему, перед передачей российским коллегам, мясорубку», — говорится в сообщении.

19 марта Мещанский суд Москвы отправил Останина в СИЗО. На заседании адвокат Вероника Полякова заявила, что во время задержания в Беларуси комик подвергся жестокому обращению. По ее словам, сотрудники местных силовых структур сломали ему ребра и позвоночник. Кроме того, у Останина диагностирован правосторонний пневмоторакс — в 2014 году он перенес операцию на легком, писала «Медиазона»*.

Член Совета по правам человека Ева Меркачева сообщила, что перед передачей российским правоохранительным органам белорусские силовики вывезли Останина в лес и жестоко избили. По ее словам, трое сотрудников наносили ему удары дубинками по корпусу и конечностям, а также применяли электрошокер. Судебно-медицинская экспертиза зафиксировала перелом позвонка, множественные ушибы и ссадины, а также проблемы с дыханием, связанные с травмой легких.

Фото: телеграм-канал «МеркачеваПрава»

Фото: телеграм-канал «МеркачеваПрава»

«Унижены и оскорблены»

В конце прошлого года уголовное дело Останина поступило в Мещанский суд. Вскоре прокуратура столицы уточнила, что обвинение не ограничивается статьей о «возбуждении ненависти» за «враждебные комментарии в отношении людей, получивших увечья и утративших трудоспособность» (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК). По версии надзорного ведомства, комику также вменяется оскорбление чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК). Поводом стало его выступление в марте 2025 года, видеозапись которого, как утверждает прокуратура, была размещена в интернете «его сообщниками».

19 января дело комика начали рассматривать по существу под председательством всем известной Олеси Менделеевой. За полчаса до начала заседания у зала собрались свидетели из числа коллег и товарищей Артемия. В зал пыталась попасть его девушка, но судья ее не пустила, поскольку та заявлена в качестве свидетеля. Первыми пригласили четырех потерпевших. Они сели в первый ряд.

Судья Менделеева начала процесс с установления личности Останина, уточнила его семейное положение:

В ожидании свадьбы, — ответил он.

Холост, — отрезала судья.

Затем перешла на «скамью потерпевших». На ней оказались Светлана Камека, Елена Зубарева, Татьяна Торбина и Василий Гуско.

Затем прокурор Малышева продолжила заседание с оглашения обвинительного заключения. По версии обвинения, подсудимый для создания общественного резонанса создал преступную группу, кто в нее входил, следствием так и не установлено.

При этом, как следует из обвинения, план был следующим: подготовка «оскорбительного» текста, поиск площадки для выступления, видеосъемка, монтаж и публикация ролика в телеграм-канале.

Первый эпизод касается выступления в клубе Stand-up Brothers, где, по версии гособвинения, Останин «оскорбил чувства верующих». Как утверждает прокуратура, не позднее 7 марта 2024 года он подготовил текст и выступил «перед зрителями в количестве не менее пяти человек». В ходе монолога прозвучали, в частности, такие слова:

«Я обратился к Иисусу и тот мне ответил. Прикиньте, мы сели, чего-то выпили (…)».

По версии следствия, запись этого выступления была сделана неизвестными «членами ОПГ Останина». Затем видеоролик, как утверждается, «в неизвестном месте и при неизвестных обстоятельствах» был отредактирован и выложен на его YouTube-канал.

Проведенная «экспертиза» пришла к выводу, что в выступлении содержатся «глумление, осмеяние, десакрализация и демонстрация циничного отношения» к Иисусу Христу и его Молению о Чаше.

Другой эпизод квалифицирован как унижение человеческого достоинства за выступление Останина в стендап-клубе на Трубной, где 17 декабря 2024 года проходила съемка шоу «Стендап за 60 секунд». Там он упомянул человека с инвалидностью. Эксперты нашли в словах комика негативную информацию о людях с увечьями: «Адресату демонстрируется образ инвалида как нелепого, вызывающего брезгливость».

Прокурор зачитала фрагмент монолога.

Вам понятна суть предъявленного обвинения? — спросила судья у комика.

Если это можно назвать обвинением.

Признаете вину?

Нет, конечно.

Адвокат попросил дать перерыв для согласования позиции с подзащитным, но судья отказалась. «У вас было время! Не буду я делать перерыв. У вас есть минута», — возмутилась Менделеева.

После этого перешли к допросу потерпевших.

Все они дружно в суде подтвердили, что верующие, их возмутило выступление Останина, они написали на него заявление, поскольку им «нанесли моральный ущерб».

Причем все четверо заметили фрагменты с выступлением комика в провластных телеграм-каналах «Сорок сороков» и «Сын монархии». В частности, потерпевшая Зубарева призналась, что ощутила себя «униженной и оскорбленной».

Еще одну потерпевшую, Камека, «физически передернуло, когда услышала выступление». И потом она сразу же начала искать другие выступления Останина, пояснив, чтобы не допустить дальнейшие его выступления. «Ознакомилась с его творчеством. Рассказывал про кубики у Христа на распятии. Он там посчитал их: шесть или восемь. У нас в стране много верующих и многие живут этим, и появляется какой-то со стороны и говорит. Он все это делает на публику под запись. Это глубоко оскорбляет!» — сказала Камека.

Она предложила суду наказать Останина по всей строгости: «Судя по его поведению, он ничего не осознал и вину не признал».

Потерпевший Гуско признал, что случайно посмотрел весной 2025 года вырезки из выступлений подсудимого в телеграме. Он убежден, что инвалид, о котором шутил Останин, участвовал в СВО.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Посмотрел бы на него, если б он попробовал еще оскорбить мусульман, — возмущен Гуско. — Должны быть хоть какие-то грани, за которые нельзя заходить».

Артемий Останин после задержания. Фото: телеграм -канал «Столичный СК»

Артемий Останин после задержания. Фото: телеграм -канал «Столичный СК»

— Вы сказали, что ваши дети смотрели видео. Как получилось, что они увидели? — спросил адвокат Останина у потерпевшего.

— У детей есть доступ к соцсетям. Это было размещено в православных группах.

— Размещал ли в этих группах эти видео мой подзащитный?

— Я не знаю.

— Вы часто молитесь? — поинтересовался Останин.

— Снят вопрос, — вмешалась судья. — Это не относится к делу…

— Это относится к делу!

— Снят вопрос!

— Приходят ли вам ответы во время молитвы?

— Снят вопрос!

— Приходят, — усмехнулся Гуско.

— Потерпевший, если я снимаю вопрос, то отвечать не надо. Будете разговорить в другом месте, если хотите пообщаться! — досталось от судьи еще и потерпевшему.

— Это вопрос по материалам дела! — возмутился Останин и чуть ли не перешел на крик, но судья никак не отреагировала.

— Следующий вопрос.

— Я вообще нужен на этом заседании?

— Я делаю вам замечание! Не нужно мне хамить.

Последней из потерпевших допросили Торбину. Она тоже видела ролики с Останиным. Хотя вспомнила совсем другое видео с выступлением, которое не вменили подсудимому, — про мясорубку.

— Это не относится к материалам дела! — заметил Останин.

— Высказывания с места недопустимы! Давайте не будем скандалить. Я вас могу удалить из зала, — предупредила судья.

Из четырех потерпевших остались до конца заседания только двое — Камека и Гуско. Первая на протяжении слушаний что-то записывала себе на телефон. Из открытых источников «Новая» выяснила, что Камека работает главным редактором газеты «Союзное Вече».

14 свидетелей обвинения

После допроса потерпевших в зал стали заходить свидетели обвинения. Первым к трибуне подошел владелец клуба Stand-up Brothers Умид Хайитов. Он сообщил, что тексты комиков не редактируются, а они лишь предоставляют площадку.

— Если к вам придет человек и будет призывать к террору? — вздохнула судья Менделеева.

— Нет конечно. Если такой человек придет, мы его больше не пустим.

— Предупреждают комиков, с какими темами лучше не стоит выступать? — уточнила прокурор.

— Предупреждаем, что не стоит шутить про власть, СВО и трогать религию.

Гендиректор клуба Игорь Ким также подтвердил, что запретные темы для выступлений существуют: «Если что-то услышал от таких людей, их заносят в черный список, и они какое-то время не выступают. Но не помню такие случаи».

— Занесен ли Останин в черный список? — продолжила допрос прокурор.

— Не знаю.

Следом в зал заходят один за другим комики, которые участвовали в шоу с Останиным. Они рассказали, что перед ним выступала комик Лера Наумова, которая рассказала, как однажды на одном из концертов один из зрителей начал приставать к ней, а Останин помог ей и сходил с ней в полицию. После этой истории Артемия позвали на сцену без традиционной жеребьевки.

Прокурор у свидетелей интересовалась, предупреждаются ли комики о запретных темах. Так, свидетель Дмитрий Ошонин пояснил: «Комики, как правило, знают [о запретных темах] про оскорбление власти, упоминание ЛГБТ** и другие», — уточнил свидетель.

Пока шел допрос свидетелей, Останин с трудом сидел в «аквариуме», периодически хватался за поясницу, иногда участвуя в процессе стоя. Все это время его коллеги по цеху положительно отзывались о подсудимом. Председательствующую Менделееву это не убедило:

— Вы наверняка слышали, что ему инкриминируется? Вы считаете — это норма?

— Я считаю, что следствие комедии — это гиперболизация иронии и принятие на себя рисков. И есть какие-то темы, которых лучше не касаться. Комики сами выбирают роль моральных камертонов. Это образ. У нас есть художественные условности. Это остается на сцене, — объяснил комик Василий Габышев.

— Но если у вас ведется съемка — явно не внутри. Это выкладывается в интернете, — осталась недовольна ответом судья.

После допроса свидетеля Сергея Галахова в процесс внезапно включилась потерпевшая Камека.

— Вы бы сами стали так шутить про инвалида, участника СВО? Или вам не позволяет ваш моральный компас? — спросила она.

— Я выступаю на другие темы.

— Был какой-то потом разбор полетов в вашей тусовке комиков и к каким выводам пришли?

— После задержания Артемия ужесточились требования организаторов к комикам. Они стали меньше затрагивать такие темы.

Галахов по просьбе защиты охарактеризовал Останина как ответственного человека, который не раз приходил на помощь его знакомым, и ничего деструктивного, по его мнению, он не выказывал.

Артемий Останин в Мещанском суде. Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

Артемий Останин в Мещанском суде. Фото: Евгений Разумный / Коммерсантъ

— Почему он тогда тут оказался? — снова вмешалась судья Менделеева.

— Скажи, что репрессии, — шепотом подсказал Останин. Свидетель смутился от вопроса судьи.

— Шутите все практически одинаково. Только он здесь, а вы — нет, — не унималась Менделеева.

Еще один свидетель, Артем Бочкин, рассказал, что перед публикацией просматривает отснятый материал, назвал свою работу чисто технической — проверяет брак по звуку и монтажу, а при сомнительных шутках привлекает юриста. «Изначально меня ничего не смутило [про выступление Останина], когда начало обсуждаться в СМИ, то видео предоставили юристу. Было принято решение об удалении, когда началась шумиха», — пояснил свидетель.

К допросу подключилась потерпевшая Кавека:

— Вы снимаете с себя все обязательства?

— То, что человек говорит, я не могу на это повлиять. На постпродакшене, если нарушается законодательство, то вырезаем, конечно.

— У вас не было сомнения?

— Нет, я не считаю себя вправе решать, хорошая или плохая шутка.

— Вы не увидели в шутке ничего плохого? — уточнила судья у свидетеля.

— Нет. Ничего незаконного, я бы так сказал.

Читайте также

«Это была глупость с моей стороны»

«Это была глупость с моей стороны»

В окружном военном суде за два дня превратили переписку, видеосъемку забора и «женское любопытство» в дело о госизмене — с шутками судьи и приговором, который, казалось, был написан заранее

После допроса 14 свидетелей судья собиралась перейти к следующей стадии процесса, но прокурор попросила узнать, не осталось ли в коридоре еще свидетелей.

— Они у вас в геометрической прогрессии появляются? — устало заметила Менделеева.

Впрочем, на этом свидетели у обвинения действительно закончились.

Рабочее время суда закончилось тоже, но судью это не остановило. Она перешла к исследованию письменных материалов дела.

В частности, было оглашено заключение психолого-лингвистической экспертизы, согласно которому в высказываниях Останина усматриваются признаки «унижения инвалида как представителя группы лиц».

В материалах дела также содержится медицинская справка о травмах, полученных Останиным при задержании. Судебно-медицинская экспертиза, проведенная в марте 2025 года, зафиксировала у него кровоподтеки на спине, образовавшиеся «под действием твердых предметов», а именно — «от скользящего воздействия твердых тупых предметов с ограниченной контактирующей поверхностью». Кроме того, на компьютерной томографии у комика был выявлен перелом правого поперечного отростка поясничного позвонка.

После оглашения письменных доказательств государственное обвинение объявило о завершении представления своей позиции. На заседании 29 января процесс продолжит сторона защиты. Судья предложила участникам готовиться к прениям.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

** Признано экстремистским движением, деятельность в РФ запрещена.

Этот материал входит в подписку

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow