КомментарийЭкономика

Взятка — основа российской экономики. Не трогать!

Декларации о доходах отменили? Давно пора. Дмитрий Прокофьев с непопулярным мнением

Взятка — основа российской экономики. Не трогать!

Иллюстрация: Петр Саруханов / «Новая газета»

Оказывается, требование к госслужащим ежегодно отчитываться о своих доходах, которое наконец-то отменили, действовало 30 (тридцать) лет. Тридцать лет чиновники заполняли декларации о доходах. Тридцать лет наблюдатели с важным видом сравнивали строчку «зарплата: 10 000 рублей» с фотографиями дворцов и лимузинов. Тридцать лет все делали вид, что это работает. А потом взяли и отменили.

Правильно сделали на самом деле, что отменили, вся эта история с публикаций доходов-расходов с самого начала имела сильный привкус карго-культа, ритуала, который нужно выполнить, чтобы случилось что-то хорошее. Вот везде чиновники подают декларации, ну, значит, и нам надо. Все как у больших. Нет, не надо.

Вы не понимаете, это другое ©

Для тех, кто забыл: карго-культ — это когда жители островов Океании, увидев, как с неба «падают» железные птицы и привозят разные хорошие вещи (карго), начинают строить из палок макеты аэропортов в надежде, что это тоже сработает и железная птица принесет им на крыльях удачу. Где-то на Западе чиновники подают декларации, и у них там правосудие, верховенство права и компетентная бюрократия. Значит, будем и мы подавать — и у нас тоже все это волшебным образом материализуется.

Не материализовалось (кроме компетентной бюрократии). Потому что самолеты прилетают не из-за конструкций из палок. Они прилетают из-за аэропортов, диспетчеров, топлива и пилотов. У нас же был только макет «диспетчерской вышки».

Тридцать лет подавали декларации — вы слышали, чтобы хоть один условный чиновник имел бы проблемы конкретно из-за того, что в одной половине декларации у него было написано 100 рублей, а в другой 100500 квартир, лимузинов, дач и земельных участков? Но я больше скажу —

история о «поголовной коррумпированности чиновников» — это миф. Абсолютное большинство госслужащих, особенно на среднем и низовом уровне, в лучшем случае могут присвоить пачку офисной бумаги.

Так система устроена — очень ограниченный круг людей имеет реальную возможность обратить в свою пользу какие-то бюджетные средства, этих людей все знают, и декларации им подавать не нужно — как они живут — тоже все знают. Ну нет в России таких «официальных» зарплат, которые позволили бы условным «министрам-капиталистам» (а также их женам, детям и т.д.) обеспечивать свой текущий уровень потребления. Значит, они берут эти деньги где-то еще. (Кстати, ситуация для условного восемнадцатого века совершенно нормальная — какой-нибудь екатерининский вельможа очень удивился бы, если бы кто-нибудь назвал его коррупционером — «брал, что положено по чину».)

Поэтому заголовок «А (Б, В) посадили за коррупцию» следует читать «клан, к которому принадлежит А (Б, В) — проиграл» в борьбе за власть. Но декларации тут вообще не при чем. Только бумагу переводить. Это другое.

Если декларации не работали, дворцы чиновников продолжали строиться, а колеса государственной машины крутились — значит, в системе есть какой-то другой механизм. И он работает. Безупречно.

Почему коррупция — это не баг, а фича

В 2008 году политолог Кит Дарден опубликовал исследование «Целостность коррумпированных государств: взяточничество как неформальный институт управления». (Darden, K. (2008). The Integrity of Corrupt States: Graft as an Informal State Institution. Politics & Society, 36 (1), 35–59.)

Дарден взял данные по 132 странам и решил проверить простую гипотезу: если коррупция разъедает государство, то в самых коррумпированных странах государство должно быть самым слабым. Логично же?

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ

Ничего подобного. Оказалось, что существует целая группа стран, где запредельный уровень коррупции прекрасно уживается с высокой эффективностью государства в выполнении базовых функций. Эти государства неплохо собирают налоги, охраняют границы, поддерживают порядок. Есть страны, которые входят в число мировых лидеров по коррупции, но при этом их налоговые сборы составляют 20–30% ВВП, что сопоставимо со многими «честными» странами.

Как же так? Дарден предлагает перестать смотреть на коррупцию как на моральную категорию и начать смотреть на нее как на инструмент. И этот инструмент бывает трех видов:

  • Разрушающий — когда взятка дается, чтобы чиновник саботировал приказ начальства. Это плохо для системы.
  • Нейтральный — «спасибо» за то, что чиновник сделал то, что и так должен был. Просто перераспределение благ.
  • Укрепляющий — когда взятка — часть негласного контракта внутри государственной иерархии. «Я, начальник, разрешаю тебе, подчиненному, «кормиться» на твоем участке. Взамен ты — мой верный человек, и часть добычи — мне».

Третья модель — не болезнь. Это альтернативная операционная система власти, установленная там, где «прописанная в книжках» (основанная на законе и верховенстве права, политической конкуренции) не запустилась или сломалась.

Как эта система работает? У нее два модуля.

  • Модуль 1: «Вторая зарплата».

Правительство платит чиновнику, сколько считает нужным (может быть и немного), но дает ему негласную лицензию на обогащение. Это создает систему зависимости: твое благосостояние привязано не к абстрактной «службе», а к конкретному патрону, который позволил тебе иметь «дополнительный» доход. Лояльность становится материальной.

  • Модуль 2: «Дамоклов меч».

И вот это — шедевр системного дизайна. Правительство через свои же фискальные и силовые органы скрупулезно отслеживает коррупционную деятельность своих служащих. Но цель — не пресечь. Цель — задокументировать и положить в сейф.

«Взяточничество предоставляет лидерам новые возможности в оказании неофициального давления на своих формальных подчиненных. Использование взяточничества как повсеместного метода неофициальных платежей может не ослабить, а усилить контроль центра…», пишет Дарден. Если что не так — пеняй на себя, говорит старший товарищ младшему, мы оба знаем, на что и как ты живешь. Иначе говоря, «стабильность управленческой структуры достигается сочетанием поощрений и ограничений, вытекающих из контролируемого, отслеживаемого и систематического использования взяточничества».

Коррупция превращается в идеальный инструмент управления. Она одновременно:

  • Мотивирует (дает деньги и статус).
  • Контролирует (делает абсолютно зависимым).
  • Удерживает (грозит тюрьмой за вчерашние же «результаты»).

Там, где общество расколото и разобщено, «широко распространенные нарушения закона могут свидетельствовать о наличии надежных неформальных институтов, а не о распаде административной иерархии», заключает Дарден.

То есть «государство», в фундамент которого положена коррупция, может эффективно собирать налоги, стеречь границы, контролировать людей. Другое дело, что оно не имеет мотивов к экономическому росту и повышению благосостояния общества, потому что это представляет для него угрозу. Рост доходов людей подорвет их зависимость от иерархии.

А пока, констатирует Дарден, «если бы распространенность коррупционных практик свидетельствовала о крахе политической власти, то лидеры имели бы четкие стимулы для борьбы с ними… Если рассматривать государство в широкой исторической перспективе как форму организованного господства, которое не обязательно основано на законе, то становится ясно, что взяточничество и другие виды коррупции могут служить основой для прочных государств…»

Общение с инстанциями как драйвер делового успеха

А как же негативное влияние коррупции на «бизнес»?

Да никак, отвечают российские экономисты М.Ю. Малкина (ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород) и В.Н. Овчинников (НИФИ Минфина РФ, Москва), авторы исследования «Влияние административной нагрузки и участия бизнеса в коррупции на выручку: grease vs sand effect» («Журнал Новой экономической ассоциации (НЭА) (2020, № 3 (47), с. 40–65).

«Тесное взаимодействие руководителей компаний с регулирующими органами имело значимый положительный эффект для финансового результата хозяйственной деятельности таких компаний. Если топ-менеджмент проводил более половины своего рабочего времени в общении с инстанциями, выручка компании увеличивалась на 34%. Сравнение результатов легального и нелегального взаимодействия фирм с государственными органами (34% прибавки к выручке против 100%) демонстрирует большую эффективность коррупционного взаимодействия (для стран с несовершенной институциональной средой)».

Еще раз:

  • Если гендиректор тратит больше половины рабочего времени на легальные хождения по кабинетам (согласования, комиссии, проверки), выручка его компании в среднем растет на 34%.
  • Если же общение с государством носит нелегальный характер (ну вы поняли), то прибавка к выручке составляет 100%.

Коррупционное взаимодействие в три раза эффективнее легального. Это не «песок в колесах» экономики. Это суперсмазка для колес (в науке это и называется grease the wheels effect).

Фото: Юлия Майорова / ТАСС

Фото: Юлия Майорова / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

А как же инновации? Инвестиции в НИОКР? Высокая производительность?

Тоже никак. «Оказалось, что инвестиции в НИОКР не дают компаниям прибавки к выручке. По крайней мере, не было выявлено таких положительных связей в краткосрочном периоде», говорится в исследовании.

Да и вся эта «инфраструктура», которую мы так долго строили «для бизнеса», в общем-то мало помогла.

«Переменные доступа к инфраструктуре не оказали статистически значимого влияния на финансовый результат компаний, только в инструментальной регрессии отсутствие доступа к транспортной инфраструктуре воплощалось в сокращении выручки».

Так что резюмируют российские экономисты:

«В результате исследования удалось доказать, что в рассматриваемых странах и коррупция, и продолжительное общение фирм с инстанциями способны повысить выручку экономических агентов. Найдено строгое подтверждение гипотезы о превалировании эффекта grease the wheels («смазывания колес») над эффектом sand the wheels («засорения колес»)— как для легального, так и нелегального взаимодействия бизнеса с государством».

«Подтвердилась гипотеза о бо́льшем положительном эффекте коррупционного взаимодействия по сравнению с легальным взаимодействием фирм с государственными органами — для стран с несовершенной институциональной средой». (Страны с несовершенной институциональной средой», упомянутые в исследовании, это республики бывшего СССР, страны бывшего «Восточного блока» плюс Турция.)

Коррупция, таким образом, — не паразит на теле экономики. Она — ее кровеносная система.

Она рациональна. Она — рыночная цена преодоления барьеров, которые само же правительство и воздвигло. А вы говорите — «декларации».

Генерал Иван Петрович Липранди (1790–1880), русский полицейский деятель (и прототип Сильвио в пушкинской повести «Выстрел»), на закате своей карьеры выступил с докладом «О взятках, взяточниках и доносчиках», в котором изложил результаты своего опыта борьбы с коррупцией и свои взгляды на это явление.

Предложенная И.П. Липранди классификация взяток (в изложении историка С.Н. Жарова) включает целый ряд особенных видов коррупции:

  1. лихоимство, под которым Липранди понимает казнокрадство и видит общественную опасность его не только в расхищении государственных средств, но и в развращении народа;
  2. вымогательство, которое способны совершать бессовестные следователи;
  3. подкуп, вследствие которого недобросовестные чиновники совершают должностные преступления, как правило, ненаказуемые;
  4. сребролюбие, проявляемое представителями высших сословий, обладателями высоких должностей и выражающееся в исполнении долговых обязательств перед кредиторами назначением их на «доходные» должности;
  5. назначение на так называемые теплые должности по собственному произволу — также возможно лишь высоким чинам;
  6. отдача под залог в откупы и подряды своих имений за процент, во много раз превышающий среднерыночный, — как способ получения взятки;
  7. вступление в акционерные общества без взноса капитала;

использование высшими чиновниками политической и коммерческой информации в личных целях;

  1. 9) самоуправство, превышение и бездействие власти, в том числе и не приносящее дохода, а лишь удовлетворяющее самолюбие, доказывая тем свой статус в административной сфере, и прочие виды злоупотребления служебным положением.

(Жаров С.Н. Иван Петрович Липранди о взяточничестве и борьбе с ним. // Genesis: исторические исследования. — 2017. — № 2. — С. 22 — 29.)

А как же теория о том, что с помощью «деклараций» и сравнения «легальных доходов» с реальными расходами общество получит механизм контроля над чиновниками (типа потенциальный казнокрад подумает, что общество скажет ему «фу», и устыдится). И снова никак.

Во всяком случае, российское общество никаких иллюзий насчет своего начальства не питает.

Читайте также

Две страны, или Раскол

Две страны, или Раскол

Почему одни регионы России тонут в долгах, а другие — процветают

Не добивайтесь перемен…

Отношение россиян к своим элитариям нельзя назвать позитивным, отмечают российские академические социологи, и в неприязни к элитам едины и старые, и молодые, и город, и деревня. Понятие «элита» является единственным (из всех измерявшихся концептов), которое имеет устойчиво отрицательный баланс восприятия во всех без исключения социально-демографических группах — такой вывод следует из данных исследования социологов ИС РАН. (см. Седова Н.Н. Ценности и установки молодежи и старшего поколения столиц и провинций: одна или многие России? // Россия реформирующаяся: ежегодник. 2025. № 23.)

Справка «Новой»

Данные исследования ИС РАН

Данные исследования отражают силу и направленность ассоциаций с ключевыми концептами через призму двух бинарных оппозиций:

  1. Возраст: молодежь (условно 18–35 лет) vs старшее поколение (55+).
  2. География: столицы (Москва, СПб) vs провинция (остальные регионы).

Ключевой показатель: разность (Δ) между долей положительных (+) и отрицательных (–) ассоциаций в процентных пунктах. Чем выше Δ, тем сильнее и однозначнее позитивное восприятие. Чем ниже Δ, тем сильнее и однозначнее восприятие негативное

Так вот, по поводу ассоциаций, вызываемых словом «элита», статистические показатели (разность Δ между положительными и отрицательными ассоциациями) таковы:

Молодежь:

  • В столицах: Δ = -29 (15% положительных vs 45% отрицательных)
  • В провинции: Δ = -25 (15% положительных vs 39% отрицательных)

Старшее поколение:

  • В столицах: Δ = -50 (8% положительных vs 58% отрицательных)
  • В провинции: Δ = -59 (8% положительных vs 67% отрицательных)

Ключевые закономерности, выявленные в ходе исследования:

1. Универсальность негатива по отношению к «элите».

  • Нет ни одной группы, где положительные ассоциации преобладали бы над отрицательными
  • Даже у самой «лояльной» группы (молодежь в провинции) отрицательных ассоциаций в 2,6 раза больше, чем положительных
  • У самой критически настроенной группы (старшее поколение в провинции) отрицательных ассоциаций в 8,4 раза больше

2. Возрастной градиент: старшие ненавидят «элиту» сильнее.

  • Разрыв между поколениями составляет 25–34 процентных пункта
  • Молодежь: Δ от -25 до -29
  • Старшее поколение: Δ от -50 до -59

Недоверие к элите с возрастом не уменьшается, а нарастает, превращаясь из скепсиса в глубокую неприязнь

3. Географический градиент: провинция более критична к «элите».

  • Во всех возрастных группах провинция демонстрирует более отрицательный баланс, чем столицы
  • У молодежи разница: 4 п.п. (-29 в столицах vs -25 в провинции)
  • У старшего поколения разница: 9 п.п. (-50 в столицах vs -59 в провинции)

Отдаленность от центра власти усиливает антиэлитные настроения.

Это наблюдение особенно важно в контексте других данных исследования:

  • Справедливость имеет максимально положительный баланс (+86…+92)
  • Элита имеет максимально отрицательный баланс (-25…-59)

…Таким образом, в общественном сознании элита воспринимается как антипод справедливости, как воплощение несправедливого устройства общества, делают вывод социологи РАН. И декларации тут ничего не изменят. Про свою элиту люди всё поняли. Следует ли из этого, что «элитам» следует ждать каких-то проблем?

Вряд ли. Напротив, «элитарии» прекрасно знают о том, как к ним относится «население», и это знание — важная скрепа, обеспечивающая безоговорочную поддержку элитариями «власти» (которая и служит для элит источником благосостояния и безопасности).

Кроме того, неприязнь — чувство, которое редко бывает безответным. Социологи не спрашивают «элитариев» о том, как те относятся «к народу» (да и кто бы стал с ними разговаривать), но по ряду признаков мы можем судить, что отношение «элиты» к «народу» далеко от доброжелательного…

А что же делать? Отвечает гениальный флорентиец Франческо Гвиччардини: «Не добивайтесь перемен, если при этом меняются не порядки, которые тебе не нравятся, а одни только люди; такие перемены не дают удовлетворения; например, какой прок в том, чтоб устранить мессера да Поппи, если место его займет мессер да Сан Миниато, человек того же положения?»

Читайте также

Реквием по порядочности

Реквием по порядочности

Если чиновники отменяют для общества контроль над собой, значит, общества для чиновников больше не существует

Этот материал входит в подписку

Про ваши деньги

Экономика, история, госплан: блиц-комментарии

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow